Итоги подведены: впереди напряженная работа

В первых числах февраля в Витебске состоялось расширенное заседание итоговой коллегии дорожников: департамент «Белавтодор» подвел итоги минувшего года и определил задачи на год нынешний. Посвященная этим вопросам коллегия департамента собрала за рабочим столом более 300 человек: руководителей и сотрудников дорожного ведомства, предприятий дорожного хозяйства и их филиалов. В работе коллегии также приняли участие министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский, губернатор Витебской области Владимир Андрейченко, руководящие кадры из аппарата Совета министров, ряда министерств, республиканской ГАИ, органов строительного надзора, ассоциации подрядчиков «Беласдор», Совета ветеранов дорожного хозяйства, облисполкомов, отраслевого профсоюза.

С основным докладом выступил заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. Руководитель штаба отрасли подробно остановился на итогах работы дорожного хозяйства в минувшем году и очертил круг важнейших задач, стоящих перед отраслью в текущем. В его докладе было отмечено, что в 2007 году дорожное хозяйство успешно справилось с выполнением основных параметров социально- экономического развития, в полном объеме выполнена и программа дорожных работ. Так, на республиканской сети текущим ремонтом отремонтировано 1495 км дорог, капитальным — 536 км, после реконструкции и строительства введено в эксплуатацию 35,8 км дорог. С участием главы государства состоялось открытие мостового перехода через Днепр на границе Витебской и Могилевской областей. Инвестиции в основной капитал составили 291,8 млрд рублей. Разработанная программа по энергосбережению выполнена в полном объеме, что позволило обеспечить снижение расхода топливно- энергетических ресурсов на 12,2%. В течение года организации департамента регулярно обеспечивали своевременность и полноту расчетов за потребленные ТЭР. В отчетном периоде обеспечен рост производства продукции промышленности на 118,8% (при этом складские запасы не превысили 27%) и производства потребительских товаров на 129,7%. Рост поступления валютных средств от платы за проезд транспортных средств по автомобильной дороге М-1/Е30 составил 122,3%. В целом уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг по организациям департамента составил 9%, все дорожные организации и их филиалы завершили 2007 год без убытков. Подрядными организациями департамента программа работ собственными силами выполнена на 116,3% (698,7 млрд рублей), в том числе по дорожной отрасли на 104,4% (493,7 млрд рублей). Объем подрядных работ, выполненный по заказам сторонних организаций, составил 29% от общего объема, а экспорт строительных услуг — $330 тыс. На местных дорогах в отчетный период отремонтировано более 2350 км дорог, построено и реконструировано порядка 90 км. Большие объемы выполнены и по модернизации дорог в рамках программы возрождения и развития села: построено, реконструировано и отремонтировано свыше 1970 км.

В числе главных задач, поставленных правительством перед дорожниками в 2008 году, Анатолий Лытин отметил обеспечение выполнения программы «Дороги Беларуси». Для этого и в целях обеспечения непрерывного и безопасного движения транспортных средств по республиканским автомобильным дорогам, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния и повышения качества содержания в текущем году предстоит ввести после реконструкции и строительства 64 км республиканских дорог, капитально отремонтировать 550 км, по текущему ремонту — 1745 км. С целью развития придорожного сервиса и доведения его уровня до надлежащего состояния оперативно, без всяких промедлений, применяя принцип одного окна, рассматривать все вопросы развития объектов площадок отдыха, расположенных в полосах отвода и контролируемых зонах автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Минприроды, Минлесхозом и Минтрансом. В текущем году следует обеспечить выполнение доведенных показателей прогноза социально- экономического развития и утвержденных бизнес-планов развития организаций на 2008 год. Будет продолжена также работа по выполнению Государственной программы возрождения и развития села в части модернизации автомобильных дорог в сельской местности. Руководитель штаба дорожной отрасли нацелил своих коллег на целевое и эффективное использование средств дорожных фондов и сокращение затрат при выполнении дорожных работ; внедрение энергосберегающих технологий; обеспечение охраны труда и повышение его производительности.

Как видим, задачи, стоящие перед отраслью в текущем году, достаточно напряженные. Сложность их успешного выполнения существенно возрастает с учетом того, что с отменой налога с продаж автомобильного топлива и налога с пользователей автомобильных дорог источников формирования республиканского дорожного фонда, установленных законом «О дорожных фондах в Республике Беларусь», практически нет. Поэтому при формировании бюджета Республики Беларусь на 2009 год необходимо принять меры по сохранению целевого дорожного фонда, восстановить налог с продаж автомобильного топлива как основной источник республиканского дорожного фонда, прямо пропорционально связанный со степенью пользования автомобильными дорогами всеми субъектами хозяйствования и населением, в размере, обеспечивающем потребности дорожного хозяйства в финансовых ресурсах. На задачах, стоящих перед дорожным хозяйством в текущем году, сконцентрировали внимание министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский, а также губернатор Витебской области Владимир Андрейченко, выступившие перед участниками коллегии департамента. На трибуну поднимались и руководители предприятий дорожного хозяйства, и представители различных министерств и ведомств. Надо сказать, что в выступлениях гостей звучали не только положительные оценки работы дорожников, но и дельные предложения по повышению как ее эффективности, так и взаимного сотрудничества. В целом итоги работы дорожного хозяйства в минувшем году были признаны положительными. Поэтому в адрес работников отрасли прозвучали слова благодарности за их целенаправленный и плодотворный труд. Как отметил в конце Анатолий Лытин, дорожная деятельность играет значимую роль в деле социально-экономического развития страны. Экономический эффект, образующийся у пользователей в результате улучшения состояния дорог, составляет в среднем 1,5 рубля на вложенный 1 рубль, то есть затраты окупятся менее чем за год. Это говорит о том, что увеличение объемов финансирования и, соответственно, объемов дорожных работ обеспечит выгоду пользователям дорог и государству в целом. В завершение работы коллегии руководитель штаба дорожной отрасли Анатолий Лытин призвал своих коллег сконцентрировать усилия и мобилизовать коллективы предприятий и организаций дорожного хозяйства на выполнение в 2008 году поставленных перед отраслью задач.

Итоги работы дорожной отрасли в 2007 году

За 2007 год выполнены параметры прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор». В частности, введено в эксплуатацию после строительства (реконструкции) 35,8 км республиканских автомобильных дорог (задание 34,4 км). Основной целевой показатель — снижение расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления — в 2006 году в сопоставимых условиях составил 12,2% при задании 12,1%. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах — 118,8% при задании 108,5%. К слову, значительно перевыполнено задание по производству потребительских товаров — 129,7% при задании 108%. В то же время запасы готовой промышленной продукции снизились до 26,4% (задание — не более 35%). По информации департамента, за отчетный период рост поступления валютных средств от платы за проезд транспортных средств по автомобильной дороге М-1/Е30 составил 122,3%. Привлечено инвестиций в основной капитал в сумме 291,8 млрд рублей, что составляет 101,1% к уровню 2006 г. в сопоставимых ценах. Уровень рентабельности реализованной продукции, работ и услуг составил 9%. Все дорожные организации и их филиалы завершили 2007 год без убытков. По итогам 2007 года программа работ на республиканских автомобильных дорогах выполнена на 100,1%, (1020,4 млрд рублей, из них 902,9 млрд рублей за счет республиканского дорожного фонда и 117,2 млрд рублей за счет кредита). Отремонтировано текущим ремонтом 1495,2 км дорог (101,6%) и 2012,2 пог. м мостов (105,8%), капитальным ремонтом — 536,5 км дорог (102,3%) и 3675,6 пог. м мостов (107,8%). Введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 35,8 км дорог (104,1%) и 785,7 пог. м мостов (100,0%). Введены в эксплуатацию все объекты по реконструкции и строительству, предусмотренные в Государственной инвестиционной программе. Внедрение независимого от исполнителей работ технического надзора за всеми дорожными работами позволило установить контроль за целевым и эффективным использованием средств дорожных фондов. Повысилось качество ремонтно-строительных работ, установлен постоянный контроль за состоянием и качеством содержания автомобильных дорог. Средневзвешенный балл качества содержания незначительно увеличился и составил 3,94. Некоторое увеличение оценки качества содержания республиканских дорог по сравнению с 2006 годом отмечено на всех автодорогах. Улучшилось средневзвешенное значение показателя ровности IRI на 0,28 м/км, составив 4,86 м/км. Практически на том же уровне осталась суммарная протяженность колеи на покрытиях республиканских автомобильных дорог (было 1772 км, стало 1778 км). Основные причины колейности — проезд ТКТС и несвоевременное выполнение ремонта дорог ввиду недостаточного финансирования: 12930 км, или 84%, республиканских дорог эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками капитального ремонта. Количество мостов на республиканских автомобильных дорогах с критической оценкой состояния из числа продиагностированных по сравнению с 2006 годом уменьшилось на 11 штук и составляет 60 штук. Не соответствуют нормативным требованиям 668 (30%) мостовых сооружений, из них 397 (60%) по грузоподъемности. В результате реализации программ дорожных работ в 2006-2007 годах на республиканских дорогах:

1) улучшилась ровность дорожных покрытий с доведением ее до требований по международному показателю ИРИ на 1654 км дорог (до 3,0 м/км); 2) повышены сцепные качества покрытий с доведением их до требуемых параметров на 3975 км дорог;
3) увеличена несущая способность дорожных одежд до 11,5 т на ось на 371 км дорог;
4) сняты ограничения весовых нагрузок на 96 мостах;
5) по отношению к 2006 году в 2007 году снижено количество ДТП на республиканских дорогах на 14,7%, уменьшилось число погибших на 148 человек. В расчете на 10 тысяч автомобилей снижение количества ДТП по сравнению с 2006 годом составило 18%.

Программы работ на местных автодорогах в 2007 году выполнены всеми облдорстроями. Отремонтировано текущим ремонтом 2220,3 км дорог (107,1%) и 1891,7 пог. м мостов (148,5%), капитальным ремонтом — 136,3 км дорог (106,6%) и 649,6 пог. м мостов (116,1%). Введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 90,1 км дорог (102,5%) и 174,7 пог. м мостов (100,0%).

Вместе с тем, в связи с недостатком финансирования не выполнены задания на 2006 и 2007 годы, установленные программой «Дороги Беларуси». В 2007 году бюджетом Республики Беларусь на финансирование работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования было предусмотрено 1293 млрд рублей, что составляет 68,8% потребности по программе «Дороги Беларуси», из них на республиканские дороги — 902 млрд рублей (69%), на местные — 391 млрд рублей (68,3%). За два прошедших года по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования задание выполнено на 83%, по капитальному ремонту — на 79%, по реконструкции и строительству — на 44%. Подрядными организациями департамента программа работ собственными силами выполнена на 116,3% (698,7 млрд рублей), в том числе по дорожной отрасли на 104,4% (493,7 млрд рублей). Объем подрядных работ, выполненный по заказам сторонних организаций, составил 29% от общего объема. Экспорт строительных услуг составил $330 тыс. Вопросы развития объектов сервиса в прошедшем году рассматривались на совещаниях у министра транспорта и коммуникаций, в департаменте «Белавтодор». Заданием программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы предусматривалось строительство дорожными организациями в 2007 году на республиканских дорогах 10 площадок отдыха, фактически введено 20 площадок (1 в Брестской, 3 в Витебской, 4 в Гродненской, 2 в Гомельской, 2 в Могилевской и 8 в Минской области). Но площадки отдыха — это незначительная часть сервиса. Президиум Совета министров 15 января 2008 г. рассматривал данный вопрос и отметил недостаточное развитие придорожного сервиса на автомобильных дорогах. Выполнение заданий государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в части модернизации местных автомобильных дорог составило 100,3% (302,0 млрд рублей). Отремонтировано и реконструировано 1970,8 км местных автомобильных дорог (110,8%). Государственная программа выполнена по всем областям. По информации служб облисполкомов, из 242,36 млрд рублей, выделенных Минсельхозпроду из республиканского дорожного фонда на дополнительную инфраструктуру, выполнены работы на сумму 243,6 млрд рублей. Работы по благоустройству объектов дополнительной инфраструктуры завершены в полном объеме по всем областям.

Основные задачи на 2008 год

Правительством поставлена задача обеспечить выполнение программы «Дороги Беларуси». Для этого и в целях обеспечения непрерывного и безопасного движения транспортных средств по республиканским автомобильным дорогам, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния и повышения качества содержания необходимо выполнить Программу работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству с вводом в эксплуатацию после реконструкции и строительства 64 км республиканских дорог, отремонтировать по капитальному ремонту 550 км, по текущему ремонту — 1745 км, усилить контроль за проездом автотранспортных средств, особенно в период сезонных ограничений осевых нагрузок, в том числе совместно с сотрудниками ГАИ. Следует обеспечить выполнение доведенных показателей прогноза социально-экономического развития и утвержденных бизнес-планов развития организаций на 2008 год. Будет продолжена работа по выполнению государственной программы возрождения и развития села в части модернизации автомобильных дорог в сельской местности.

Вместе с тем, с отменой налога с продаж автомобильного топлива и налога с пользователей автомобильных дорог источников формирования республиканского дорожного фонда, установленных Законом «О дорожных фондах в Республике Беларусь», практически нет. Поэтому при формировании бюджета Республики Беларусь на 2009 год необходимо принять меры по сохранению целевого дорожного фонда, восстановить налог с продаж автомобильного топлива как основной источник республиканского дорожного фонда, прямо пропорционально связанный со степенью пользования автомобильными дорогами всеми субъектами хозяйствования и населением в размере, обеспечивающем потребности дорожного хозяйства в финансовых ресурсах.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость