Минтранс попросили «зарабатывать деньги, а не выбивать их из бюджета»

Президиум Совмина Беларуси рассмотрел ход выполнения в 2006-2007 годах программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы и развитие придорожного сервиса. Как сообщили в аппарате правительства, премьер-министр Сергей Сидорский подверг резкой критике работу министерства транспорта и коммуникаций по выполнению задач, касающихся развития придорожного сервиса. В частности, было отмечено, что в дорожной отрасли страны пока не созданы условия для привлечения инвесторов и расширения услуг придорожного сервиса. «Нам надо создать такую микро- и макросреду, чтобы в придорожный сервис активно шли инвесторы, чтобы в министерстве очередь стояла с предложениями от них, — подчеркнул глава правительства. — Делайте работу так, чтобы достичь результата, и чтобы люди это видели». С. Сидорский призвал руководство Минтранса создавать «экономику отрасли, зарабатывать деньги, а не выбивать их из бюджета».

Отметим, что на развитие дорог в текущем году предусматривается направить почти 1,8 трлн рублей, из них 318 млрд рублей — кредит на капитальный и текущий ремонт дороги М-1 Брест — Москва. Такое финансирование составляет 64% от необходимого для реализации программы «Дороги Беларуси» до 2015 года. По словам министра транспорта и коммуникаций Владимира Сосновского, для покрытия дефицита финансирования мероприятий программы необходимо взять еще один кредит в сумме 136 млрд рублей. В настоящее время данное предложение находится в стадии согласования с органами местной власти. Такой способ финансирования обеспечит ресурсами республиканские и местные дороги в 2008 году. Министр также сообщил о необходимости ликвидации отставания по выполнению программы в 2006 и 2007 годах. С учетом недовыполнения необходимо скорректировать программу с тем, чтобы в последующие годы ее реализация и финансирование шли более четко. Это позволит обеспечить необходимые темпы реконструкции дорог Беларуси. Напомним, что в 2006 году из средств республиканского дорожного фонда на финансирование программы было выделено 1,5 трлн рублей, или 90,6% от необходимого. В 2007 году на эти цели было направлено уже 1,6 трлн рублей с учетом кредита 117 млрд рублей (70%).

Развитие придорожного сервиса

Придорожный сервис страны получит комплексное развитие. В частности, предполагается создание на автодорогах трех уровней объектов придорожного сервиса.


Как информирует пресс-служба правительства, первый уровень предусматривает строительство дорожными организациями площадок для отдыха и стоянок для автотранспорта с их обустройством, второй — возведение еще и пунктов питания с благоустроенными туалетами и душевыми, гостиницами, охраняемыми стоянками и другими объектами. Их строительство будет осуществляться за счет средств частных инвесторов и государственных предприятий. Третий уровень предусматривает строительство автозаправочных станций вместе с объектами второго уровня. Выслушав эти предложения, Сергей Сидорский обратился с вопросом, почему такую работу только планируется начинать, если программа реализуется уже два года. По его оценке, программа не выполняется, а со стороны Минтранса не прикладывается достаточно усилий для расширения дорожной инфраструктуры и развития услуг.

Некоторые проблемы выполнения программы Владимир Сосновский объяснил тем, что на многих дорогах интенсивность движения транспорта невысокая и, соответственно, размещение там объектов придорожного сервиса нерентабельно. По расчетам Минтранса, затраты окупаются на трассах, где интенсивность движения составляет более 8 тыс. автомобилей в сутки. На белорусских трассах она в основном немногим более 2 тыс. автомобилей. В связи с этим значительные капиталовложения не оправданы слишком большим сроком окупаемости. Минтранс также предлагает внести изменения в Генеральную схему развития придорожного сервиса на республиканских автодорогах. В ней необходимо уточнить места строительства объектов сервиса трех уровней. В настоящее время на автодорогах функционирует 2759 объектов придорожного сервиса, в том числе 1121 платный объект. По информации дорожного ведомства, развитие объектов придорожного сервиса в большей степени зависит от отношения к данному вопросу облисполкомов, которые не всегда оперативно решают вопросы выдачи разрешений, отвода земель, предоставления льгот и др.

Финансирование отрасли

В Беларуси на содержание автомобильных дорог ежегодно выделяется около 70% от объема средств, необходимого для выполнения всех работ с определенной цикличностью и предусмотренного нормативными документами. За последние несколько лет принятые Минтрансом и облисполкомами меры позволили обеспечить на должном уровне содержание автомобильных дорог общего пользования на всей протяженности — 82,9 тыс. км. Вместе с тем, задания по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог, установленные программой «Дороги Беларуси», не выполнены. Так, в 2006-2007 годах реконструировано и построено 274 км автомобильных дорог, что составило 44% от задания программы. Капитально отремонтировано 1385 км дорог (79%).


По данным министерства, приведенным на сайте правительства, обеспеченность дорожного хозяйства финансовыми средствами в 2006 году составила около 90,6% к программе, а в 2008 году планируется направить только 64,1% от необходимого по программе. За счет выделяемых средств в первую очередь выполняются работы по ликвидации дефектов, непосредственно влияющих на безопасность движения. По текущему ремонту выполнялись работы, которые также в первую очередь влияют на безопасность дорожного движения. Производилась горизонтальная разметка дорог, устранялись дефекты конструктивных элементов дороги и мостовых сооружений. В итоге за два последних года выполнен текущий ремонт 8613 км дорог общего пользования. На текущий ремонт направлено 338 млрд рублей с учетом кредитных ресурсов. Но это составило только 18% от программы дорожных работ. При капитальном ремонте восстанавливалась и увеличивалась несущая способность дорожных покрытий. Они доводятся до нормативных требований ровности, сцепления, уклонов, ширины проезжей части, обочин, улучшаются показатели мостовых сооружений. На капитальный ремонт за два года направлено с учетом кредита 656 млрд рублей (35% от программы дорожных работ). Программой также предусмотрено финансирование работ по совершенствованию автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры. За два года на эти цели направлено Br353,8 млрд. На 1 января 2008 г. протяженность автомобильных дорог на направлениях международных транспортных коридоров и других грузонапряженных участках дорог составила 808 км. В результате на ряде участков транспортных коридоров и на наиболее грузонапряженных маршрутах сняты ограничения движения по весовым параметрам.

На 2008 год предусмотрено направить на дорожные работы 1,258 трлн рублей, что составляет 56,8% по программе «Дороги Беларуси». На эти деньги предстоит обеспечить содержание дорог на всей их протяженности. Необходимо также выполнить текущий ремонт более 3,2 тыс. км дорог общего пользования, 1,4 тыс. км республиканских и 1,8 тыс. км местных дорог. На 1 января 2007 г. сеть автодорог общего пользования составила 83,6 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км республиканских и 68,2 тыс. км местных. В 2006 году количество поездок белорусских грузовых перевозчиков по территории иностранных государств увеличилось на 15,4% по сравнению с 2005 годом (с 359.687 до 415.229). По мнению экспертов, недостаточное финансирование отрасли не позволяет соблюдать межремонтные сроки как на республиканских, так и на местных дорогах. На сегодня порядка 80% республиканских дорог эксплуатируется с просроченными сроками капремонта. Так, по результатам диагностики сети республиканских автодорог в 2006 году выявлено несоответствий по ровности покрытий — 41,1%, по прочности дорожных одежд — чуть более 1%, по коэффициенту сцепления покрытий — 0,8%.

По ровности больше всего дорог не соответствует требованиям в Витебском, Могилевском и Гомельском автодорах, а по прочности — в Белавтостраде и Минскавтодор-Центре. Несколько лучше ситуация в Гродненском и Брестском автодорах. На республиканских автодорогах имеется 2465 км участков дорог, не соответствующих требованиям безопасности движения по ровности. Интегральным показателем, характеризующим состояние дорог, является международный индекс ровности (IRI). Проводимая политика увеличения объемов устройства тонкослойных покрытий взамен поверхностных обработок принесла положительные результаты — показатель средневзвешенного значения ровности покрытий уменьшился на 0,20 и составил 5,14 против 5,34 в 2005 году. Анализ результатов осеннего осмотра республиканских и местных автодорог показывает, что эксплуатационное состояние и качество содержания дорог не ухудшилось. Большой объем работ был выполнен по приведению в порядок полос отвода дорог, своевременной ликвидации ямочности.

Резолюция дорожников СНГ

Участники II съезда дорожников СНГ, заслушав и обсудив национальные доклады дорожных администраций СНГ, констатируют, что отличительной особенностью начала XXI века является стремительный рост экономических связей развивающихся стран Азии и Европы. Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 г. сотрудничество государств Содружества в сфере транспорта определено ключевой сферой взаимодействия в 2008 году. Одним из приоритетных направлений является дальнейшее развитие интеграции в транспортном комплексе, которое будет учтено при разработке стратегии экономического развития СНГ.


Увеличение транснациональных грузопотоков диктует необходимость взаимной адаптации транспортных систем и повышения эффективности их функционирования в международном масштабе. Важнейшим условием повышения эффективности внешнеэкономической деятельности для государств является в первую очередь сокращение временных и финансовых издержек в цепи «производство — транспортировка — потребление». В последние годы увеличилась сумма потерь, связанных с перегрузкой дорожной сети и ее неудовлетворительным техническим состоянием, и как следствие возросли транспортная составляющая в конечной цене продукции, потери от дорожно-транспортных происшествий и ущерб от негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. В связи с этим усиливается внимание правительств государств — участников СНГ к дорожной отрасли. Об этом свидетельствует принятие в странах Содружества основополагающих законов об автомобильных дорогах, концепций и национальных программ строительства и модернизации автомобильных дорог, проводится реформирование органов управления дорожным хозяйством.

Участники съезда отмечают, что прошедшие 8 лет после первого Съезда дорожников характеризуются системной работой Межправительственного совета дорожников и его секретариата по углублению понимания роли автомобильных дорог в жизни государств, координации усилий дорожных администраций стран Содружества в выработке согласованной позиции по стратегическим вопросам развития международных транспортных коридоров (маршрутов), финансирования дорожного хозяйства, совершенствования структуры управления им, разработке стандартов и нормативно-правовых документов. За эти годы Межправительственным советом дорожников разработаны и приняты на уровне Совета глав правительств СНГ и дорожных администраций стран СНГ ряд нормативных и регламентирующих документов, главными из которых являются:

Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств;
Соглашение о едином подходе к определению платы за превышение максимальной (нормативной) массы и габаритов автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов по автодорогам государств;
Концепция скоординированной политики стран — участниц МСД по законодательно-правовому обеспечению финансирования и организационному развитию дорожного хозяйства;
Декларация «О развитии дорожного хозяйства государств — участников СНГ»;
Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников СНГ (совместно с Советом по автомобильному транспорту Координационного транспортного совещания СНГ);
Положение о порядке разработки и использовании в странах СНГ — членах МСД межгосударственных нормативно-методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог.

В развитие Меморандума о сотрудничестве государств — участников СНГ в области международных транспортных коридоров Межправительственным советом дорожников разработана «Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств — участников СНГ на 2007-2015гг.», которая одобрена Экономическим советом СНГ и внесена на рассмотрение Совета глав правительств СНГ. Концепция дает инструмент для обоснования приоритетности финансирования капитальных вложений при разработке и реализации национальных программ поддержания и развития дорог, а заложенные в ней принципы направлены на обеспечение высокого уровня потребительских свойств — повышение безопасности движения и долговечности, увеличение грузоподъемности. Участники II съезда дорожников СНГ подтверждают стремление профессионалов разобраться в существующих проблемах и найти новые формы и механизмы взаимодействия стран СНГ путем модернизации опорной сети автомагистралей и региональных автомобильных дорог, а также считают необходимым разработать совместную целевую программу развития и совершенствования международных автомобильных дорог Содружества Независимых Государств. Кроме этого, они считают необходимым продолжить комплексный анализ состояния международных маршрутов и реализовать комплекс мер для приведения их в соответствие с нормативными требованиями и считают целесообразным сформировать общую базу данных о состоянии реализации требований протокола о международных автомобильных дорогах СНГ в части их развития на подъездах к границам сопредельных государств и приведения в соответствие с нормативами дорожной инфраструктуры, геометрических характеристик.

Участники заседания также посчитали необходимым принятие дорожными администрациями стран СНГ совместных мер по поддержанию и развитию дорожной науки как необходимого условия дальнейшего развития дорожной отрасли, в том числе предусматривать совместное использование дорогостоящих стендов и оборудования, осуществлять строительство опытных участков и систематических наблюдений на эксплуатируемых дорогах, принять меры, способствующие привлечению в науку молодежи, систематически проводить научно-практические конференции с целью более широкого использования опыта ученых-дорожников стран СНГ. В связи с этим они просят министерство транспорта Российской Федерации, Росавтодор и Исполнительный комитет СНГ принять меры к подписанию соглашения между межправительственным советом дорожников и правительством Российской Федерации об условиях пребывания секретариата МСД на территории Российской Федерации в соответствии с решением Совета глав правительств «Об общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств» (Москва, 21 октября 1994 г.). Обращаясь к правительствам стран Содружества, участники съезда выражают уверенность в понимании необходимости принятия действенных мер по повышению дорожных составляющих в государственных бюджетах до объемов, отвечающих потребностям стран СНГ в содержании и развитии дорожной сети, и совершенствованию механизмов финансирования автомобильных дорог общего пользования.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость