Перспективы развития и подведение итогов
Программой развития внутреннего водного и морского транспорта страны до 2010 года предусматривается развитие внутриреспубликанских перевозок грузов водным транспортом, развитие транспортной инфраструктуры, развитие перевозок внешнеторговых грузов морским транспортом. Как сообщает пресс-служба Минтранса Беларуси, реализация мероприятий программы позволила увеличить в 2007 году перевозки грузов внутри страны в 2,4 раза больше задания.
За год было перевезено 4,5 млн тонн грузов, или 117% к уровню 2006 года. Всего в транспортном процессе было задействовано 160 буксиров и барж грузоподъемностью до 1,0 тыс. тонн, что составляет порядка 70% от общего количества транспортного флота. По информации министерства, с целью снижения себестоимости речных перевозок и приближения к потребителям строительного песка, добываемого из русел рек, в навигацию текущего года оборудовано 34 временных причала, на которых переработано свыше 700 тыс. тонн песка и песчано-гравийных смесей. В то же время, в рамках развития инфраструктуры водного транспорта продолжается реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. В частности, построены шлюзы «Новосады» и «Дубой». Скоро завершатся строительные работы по «Кобрину». Отметим, что объем перевозок пассажиров в 2007 году увеличился на 3,1%, объем погрузочно-разгрузочных работ в портах составил 10 млн тонн, что на 15% больше в сравнении с 2006 годом. При этом все организации внутреннего водного транспорта за истекший период 2007 года сработали с прибылью. Так, рентабельность от реализации продукции, работ и услуг организаций водного транспорта составила 12,1%. В межнавигационный период предстоит отремонтировать более 250 единиц транспортного и технического флота и заключить договоры на перевозку не менее 5 млн тонн грузов. В 2007 году белорусскими транспортно- экспедиционными компаниями организованы морские перевозки в объеме 3,4 млн тонн, что на 24% больше, чем предусмотрено программой, подчеркивается в официальном пресс-релизе транспортного ведомства страны. В документе также сообщается, что коллегией Минтранса с участием Минэкономики, Минфина, МИД и концерна «Белнефтехим» в 2006 году было принято решение о реализации схемы создания морского торгового флота без привлечения бюджетных средств. Так, учитывая высокие коммерческие риски рынка морских перевозок и обусловленный этим уровень конкуренции его участников, выработаны базовые условия, позволяющие минимизировать риски и обеспечить достаточную эффективность проекта создания морского торгового флота. В их числе — приобретение морских судов с предоставлением гарантий их долгосрочной загрузки и эксплуатации профессиональными операторами, которые могут быть обеспечены в рамках создания совместного предприятия с участием инвесторов, белорусских экспортеров и транспортно-экспедиционных компаний или учреждения грузовладельцами предприятия — оператора морских судов.
В пресс-службе Минтранса также рассказали об итогах работы за 11 месяцев 2007 года и задачах на 2008 год. В социально-экономическом развитии ведомства отмечена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых подотраслях. Так, за январь-октябрь выполнено задание по экспорту услуг автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта на $1,1 млрд, или 124,8% к соответствующему периоду прошлого года. При этом рост обеспечен по каждому виду транспорта: автомобильный — $390,8 млн (135,8%); железнодорожный — $578,7 млн (118,4%); воздушный — $123,1 млн (124,3 %). В течение года наблюдался также стабильный рост положительного сальдо внешней торговли транспортными услугами — $830,4 млн по автомобильному, железнодорожному, воздушному (124,6%), в том числе: автомобильный — $307,7 млн (132,3%); железнодорожный — $430,0 млн (120,3%); воздушный — $92,6 млн (121,5%). По итогам 2007 года с учетом принимаемых мер и развивающихся тенденций прогнозируется выполнение экспорта на уровне 124,1%. При этом, как отмечают в пресс-службе транспортного ведомства, наибольший прирост экспорта сформирован по автотранспорту. Произошло это, в основном, благодаря недопущению уменьшения доступа резидентов Беларуси на рынок услуг Российской Федерации при осуществлении перевозок в/из третьих стран (количество разрешений на уровне 2006 года). Этот результат обеспечит по итогам года получение сальдо внешней торговли транспортными услугами выше уровня планового задания (план — $910 млн). При этом темп роста импорта внешней торговли транспортными услугами выше расчетного: план — 108,5-109,5% ($229,0 млн), факт — 125,4% ($262,2 млн).
По информации министерства, по году прогнозируется сохранение тенденций в потреблении энергетических ресурсов. Достигнутый в январе-октябре 2007 г. показатель по энергосбережению в размере -13,5% и принимаемые меры должны дать возможность выполнить повышенное задание — -13%. За 11 месяцев по системе министерства транспорта и коммуникаций в основной капитал вложено около 1,05 трлн руб., или на 13,1% больше уровня соответствующего периода прошлого года в сопоставимых условиях, что позволит по итогам года выполнить задание — 110%. Обеспечивается также выполнение двух важнейших инвестиционных и инновационных проектов. На обновление подвижного состава Белорусской железной дороги привлечено инвестиций на сумму 141,4 млрд руб. при задании 96 млрд рублей. В соответствии с программой инновационного развития реализуются 4 проекта. Отметим, что установленный уровень обновления автомобильного пассажирского транспорта успешно выполнен — по стране процент обновления подвижного пассажирского транспорта составил 12,8%, по Минтрансу — 9,3%. В пресс-релизе также сообщается, что промышленными организациями отрасли обеспечен темп роста производства продукции на уровне 114,3% (при задании 108,5%), или объем товарной продукции составил 468,5 млрд руб. За январь-октябрь 2007 г. организациями Минтранса по оперативным сведениям введено в эксплуатацию 15,6 тыс. м2 жилья при годовом задании 29,6 тыс. м2, или 52,6%. По итогам года задание по вводу жилья планируется выполнить на уровне установленного задания.
Напомним, что за 11 месяцев 2007 года программа работ на республиканских автомобильных дорогах выполнена на 101,9%, (969,1 млрд рублей), в том числе: содержание — 100% (219,0 млрд рублей); текущий ремонт — 100,5% (192,3 млрд рублей). Отремонтировано 1479,8 км дорог (105,9%) и 1702,0 пог. м мостов (120,3%); капитальный ремонт — 103,3% (366,9 млрд рублей). Отремонтировано 401,3 км дорог (105,4%) и 1683,2 пог. м мостов (118,5%). Введено 34,9 км дорог (104,2%) и 785,7 пог. м мостов (120,7). Выполнение Государственной программы возрождения и развития села до 2010 года в части модернизации автомобильных дорог общего пользования составило 323 млрд рублей (101,6%), в том числе: республиканские автомобильные дороги — 39,1 млрд рублей (100%); местные автомобильные дороги — 283,9 млрд рублей (101,9%). Отремонтировано, реконструировано и построено 1885,1 км местных дорог (110,9%). Государственная программа выполнена по всем областям. Свою долю транспорт внес в достижение роста объемов оказываемых услуг населению, отмечает пресс-служба Минтранса. Объем транспортных услуг составил 1,2 трлн руб., что соответствует темпам роста в сопоставимых условиях 102,8%. Это выше на 0,8 процентных пункта верхнего предела установленного задания (101-102%). По организациям министерства темп роста транспортных услуг составил 103%, в то время как по транспорту коммунальной собственности — 101%. По итогам работы за 10 месяцев 2007 года по Минтрансу в целом получена чистая прибыль в сумме 261,1 млрд руб. — превышение уровня прошлого года в 1,5 раза. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 14,7%.
В 2008 году, как говорится в пресс-релизе, в сложных экономических условиях предстоит обеспечить выполнение доведенных показателей социально- экономического развития организаций — в частности, увеличить темп роста экспорта транспортных услуг (автомобильный, железнодорожный, воздушный) на уровне 170%, для чего необходимо дополнительно к уровню 2007 года экспортировать указанных услуг на сумму $938 млн. При этом сальдо внешней торговли услугами данных видов транспорта должно возрасти до уровня $1660 млн. Необходимо привлечь инвестиций в основной капитал на сумму 1484 млрд руб. или обеспечить темп роста 118% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, т.е. дополнительно освоить 331 млрд рублей. Кроме этого, планируется снизить расход топливно-энергетических ресурсов на 11%, оказать платных транспортных услуг в стране на сумму 1400 млрд рублей, или 107% в сопоставимых условиях, перевезти 63,2 млн тонн груза автомобильным транспортом, или 102% к уровню 2007 г., железнодорожным 145,8 млн т, или 104%, воздушным 25 тыс. т, или 109%, перевезти морским транспортом не менее 3 млн тонн внешнеторговых грузов. При этом доходы от перевозок грузов и пассажиров по видам транспорта с ростом увеличатся соответственно до 110-115%. В текущем году планируется произвести промышленной продукции на сумму 538 млрд руб., или 111% в сопоставимых ценах.
Подготовил Александр ПАНИЧ
За год было перевезено 4,5 млн тонн грузов, или 117% к уровню 2006 года. Всего в транспортном процессе было задействовано 160 буксиров и барж грузоподъемностью до 1,0 тыс. тонн, что составляет порядка 70% от общего количества транспортного флота. По информации министерства, с целью снижения себестоимости речных перевозок и приближения к потребителям строительного песка, добываемого из русел рек, в навигацию текущего года оборудовано 34 временных причала, на которых переработано свыше 700 тыс. тонн песка и песчано-гравийных смесей. В то же время, в рамках развития инфраструктуры водного транспорта продолжается реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. В частности, построены шлюзы «Новосады» и «Дубой». Скоро завершатся строительные работы по «Кобрину». Отметим, что объем перевозок пассажиров в 2007 году увеличился на 3,1%, объем погрузочно-разгрузочных работ в портах составил 10 млн тонн, что на 15% больше в сравнении с 2006 годом. При этом все организации внутреннего водного транспорта за истекший период 2007 года сработали с прибылью. Так, рентабельность от реализации продукции, работ и услуг организаций водного транспорта составила 12,1%. В межнавигационный период предстоит отремонтировать более 250 единиц транспортного и технического флота и заключить договоры на перевозку не менее 5 млн тонн грузов. В 2007 году белорусскими транспортно- экспедиционными компаниями организованы морские перевозки в объеме 3,4 млн тонн, что на 24% больше, чем предусмотрено программой, подчеркивается в официальном пресс-релизе транспортного ведомства страны. В документе также сообщается, что коллегией Минтранса с участием Минэкономики, Минфина, МИД и концерна «Белнефтехим» в 2006 году было принято решение о реализации схемы создания морского торгового флота без привлечения бюджетных средств. Так, учитывая высокие коммерческие риски рынка морских перевозок и обусловленный этим уровень конкуренции его участников, выработаны базовые условия, позволяющие минимизировать риски и обеспечить достаточную эффективность проекта создания морского торгового флота. В их числе — приобретение морских судов с предоставлением гарантий их долгосрочной загрузки и эксплуатации профессиональными операторами, которые могут быть обеспечены в рамках создания совместного предприятия с участием инвесторов, белорусских экспортеров и транспортно-экспедиционных компаний или учреждения грузовладельцами предприятия — оператора морских судов.
В пресс-службе Минтранса также рассказали об итогах работы за 11 месяцев 2007 года и задачах на 2008 год. В социально-экономическом развитии ведомства отмечена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых подотраслях. Так, за январь-октябрь выполнено задание по экспорту услуг автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта на $1,1 млрд, или 124,8% к соответствующему периоду прошлого года. При этом рост обеспечен по каждому виду транспорта: автомобильный — $390,8 млн (135,8%); железнодорожный — $578,7 млн (118,4%); воздушный — $123,1 млн (124,3 %). В течение года наблюдался также стабильный рост положительного сальдо внешней торговли транспортными услугами — $830,4 млн по автомобильному, железнодорожному, воздушному (124,6%), в том числе: автомобильный — $307,7 млн (132,3%); железнодорожный — $430,0 млн (120,3%); воздушный — $92,6 млн (121,5%). По итогам 2007 года с учетом принимаемых мер и развивающихся тенденций прогнозируется выполнение экспорта на уровне 124,1%. При этом, как отмечают в пресс-службе транспортного ведомства, наибольший прирост экспорта сформирован по автотранспорту. Произошло это, в основном, благодаря недопущению уменьшения доступа резидентов Беларуси на рынок услуг Российской Федерации при осуществлении перевозок в/из третьих стран (количество разрешений на уровне 2006 года). Этот результат обеспечит по итогам года получение сальдо внешней торговли транспортными услугами выше уровня планового задания (план — $910 млн). При этом темп роста импорта внешней торговли транспортными услугами выше расчетного: план — 108,5-109,5% ($229,0 млн), факт — 125,4% ($262,2 млн).
По информации министерства, по году прогнозируется сохранение тенденций в потреблении энергетических ресурсов. Достигнутый в январе-октябре 2007 г. показатель по энергосбережению в размере -13,5% и принимаемые меры должны дать возможность выполнить повышенное задание — -13%. За 11 месяцев по системе министерства транспорта и коммуникаций в основной капитал вложено около 1,05 трлн руб., или на 13,1% больше уровня соответствующего периода прошлого года в сопоставимых условиях, что позволит по итогам года выполнить задание — 110%. Обеспечивается также выполнение двух важнейших инвестиционных и инновационных проектов. На обновление подвижного состава Белорусской железной дороги привлечено инвестиций на сумму 141,4 млрд руб. при задании 96 млрд рублей. В соответствии с программой инновационного развития реализуются 4 проекта. Отметим, что установленный уровень обновления автомобильного пассажирского транспорта успешно выполнен — по стране процент обновления подвижного пассажирского транспорта составил 12,8%, по Минтрансу — 9,3%. В пресс-релизе также сообщается, что промышленными организациями отрасли обеспечен темп роста производства продукции на уровне 114,3% (при задании 108,5%), или объем товарной продукции составил 468,5 млрд руб. За январь-октябрь 2007 г. организациями Минтранса по оперативным сведениям введено в эксплуатацию 15,6 тыс. м2 жилья при годовом задании 29,6 тыс. м2, или 52,6%. По итогам года задание по вводу жилья планируется выполнить на уровне установленного задания.
Напомним, что за 11 месяцев 2007 года программа работ на республиканских автомобильных дорогах выполнена на 101,9%, (969,1 млрд рублей), в том числе: содержание — 100% (219,0 млрд рублей); текущий ремонт — 100,5% (192,3 млрд рублей). Отремонтировано 1479,8 км дорог (105,9%) и 1702,0 пог. м мостов (120,3%); капитальный ремонт — 103,3% (366,9 млрд рублей). Отремонтировано 401,3 км дорог (105,4%) и 1683,2 пог. м мостов (118,5%). Введено 34,9 км дорог (104,2%) и 785,7 пог. м мостов (120,7). Выполнение Государственной программы возрождения и развития села до 2010 года в части модернизации автомобильных дорог общего пользования составило 323 млрд рублей (101,6%), в том числе: республиканские автомобильные дороги — 39,1 млрд рублей (100%); местные автомобильные дороги — 283,9 млрд рублей (101,9%). Отремонтировано, реконструировано и построено 1885,1 км местных дорог (110,9%). Государственная программа выполнена по всем областям. Свою долю транспорт внес в достижение роста объемов оказываемых услуг населению, отмечает пресс-служба Минтранса. Объем транспортных услуг составил 1,2 трлн руб., что соответствует темпам роста в сопоставимых условиях 102,8%. Это выше на 0,8 процентных пункта верхнего предела установленного задания (101-102%). По организациям министерства темп роста транспортных услуг составил 103%, в то время как по транспорту коммунальной собственности — 101%. По итогам работы за 10 месяцев 2007 года по Минтрансу в целом получена чистая прибыль в сумме 261,1 млрд руб. — превышение уровня прошлого года в 1,5 раза. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 14,7%.
В 2008 году, как говорится в пресс-релизе, в сложных экономических условиях предстоит обеспечить выполнение доведенных показателей социально- экономического развития организаций — в частности, увеличить темп роста экспорта транспортных услуг (автомобильный, железнодорожный, воздушный) на уровне 170%, для чего необходимо дополнительно к уровню 2007 года экспортировать указанных услуг на сумму $938 млн. При этом сальдо внешней торговли услугами данных видов транспорта должно возрасти до уровня $1660 млн. Необходимо привлечь инвестиций в основной капитал на сумму 1484 млрд руб. или обеспечить темп роста 118% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, т.е. дополнительно освоить 331 млрд рублей. Кроме этого, планируется снизить расход топливно-энергетических ресурсов на 11%, оказать платных транспортных услуг в стране на сумму 1400 млрд рублей, или 107% в сопоставимых условиях, перевезти 63,2 млн тонн груза автомобильным транспортом, или 102% к уровню 2007 г., железнодорожным 145,8 млн т, или 104%, воздушным 25 тыс. т, или 109%, перевезти морским транспортом не менее 3 млн тонн внешнеторговых грузов. При этом доходы от перевозок грузов и пассажиров по видам транспорта с ростом увеличатся соответственно до 110-115%. В текущем году планируется произвести промышленной продукции на сумму 538 млрд руб., или 111% в сопоставимых ценах.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2008 год в рубрике дороги