БелЖД обновляет подвижной состав

В 2008 году Белорусская железная дорога планирует приобрести 1000 вагонов, в том числе 150 цементовозов, 150 крытых вагонов, 100 фитинговых платформ, 300 вагонов-цистерн, 300 полувагонов. Как сообщает пресс-центр БЖД, закупка новых грузовых вагонов проводится по программе развития дороги до 2010 года. Согласно документу, белорусская магистраль должна с 2006 по 2010 год приобрести 2670 грузовых вагонов (в среднем 534 вагона в год). К слову, за последние 5 лет железной дорогой приобретено 2509 грузовых вагонов, в том числе 1613 полувагонов и 896 вагонов-цистерн. Для снижения процента износа вагонов дороге необходимо приобретать ежегодно до 1000 единиц. В текущем году белорусская магистраль планирует приобрести 23 пассажирских вагона, в том числе 2 вагона западноевропейского габарита РИЦ, 5 составов дизель-поездов. В 2007 году Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова планирует поставить БЖД 18 новых пассажирских вагонов модели 61-537. В настоящее время разрабатывается также документация по производству вагонов для инвалидов. Отметим, что с начала года рост доходов железнодорожного транспорта, полученных от перевозок грузов и пассажиров, в действующих ценах составил 119,1% при задании 111,5%. При этом рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом к соответствующему периоду 2006 г. достиг 104,5%, экспорт транспортных услуг железнодорожного транспорта — 120,4%. Как отмечают в управлении БЖД, темпы роста экспорта услуг превышают темпы роста импорта услуг по железнодорожному транспорту на 1,3%, а по Белорусской железной дороге превышение составляет 15,6%. Показатель по энергосбережению ожидается на уровне 10,5%. По предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал, освоенный Белорусской магистралью, составляет 402,2 млрд рублей, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых условиях соответствует 103,3% (задание 105,6%). Промышленными предприятиями отрасли за 9 месяцев произведено товарной продукции в действующих ценах на 187,1 млрд рублей, что в сопоставимых условиях к соответствующему прошлогоднему периоду составляет 108,9% (план 107,5%). Задание по выпуску продукции выполняется всеми предприятиями отрасли. Уровень складских запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства на 1 октября по всем промышленным предприятиям дороги составляет 57,2%, что на 2,8% ниже установленного Белорусской железной дорогой задания.

Инвестиции в капитальное строительство на текущий год установлены в сумме 200 млрд рублей. Доля капитального строительства в общем объеме инвестиций железнодорожной отрасли — 33,7%. Задания по выполнению инвестиций на объектах капитального строительства установлены по конкретным заказчикам, а также по кварталам 2007 г. Статистика здесь такова: за 9 месяцев нынешнего года освоено инвестиций по капстроительству в сумме 152,5 млрд рублей (задание — 150,4 млрд рублей, или 101,3%). За весь текущий год должна быть освоена сумма 203 млрд рублей (101,5%). При том, что перечень объектов капитального строительства на 2007 год уже корректировался (в нем порядка 218 объектов, 19 отнесено в разряд долгостроев), введено в эксплуатацию 109 из них. За последние 9 месяцев на магистрали построено и введено в строй жилья общей площадью 13,6 тыс. м2, а всего в этом году надо построить 27,7 тыс. м2. По плану в IV квартале текущего года необходимо закончить строительство и ввести в эксплуатацию 90 объектов, в том числе жилые дома в Барановичах, Гомеле и Могилеве. В то же время генподрядные организации дороги (УП «Дорстроймонтажтрест», УП «Белтрансавтоматика») из-за недостаточности своих мощностей, отсутствия специалистов вынуждены привлекать на субподряд эксплуатационные организации дороги в ущерб их основной деятельности. В целом по комплексу затронутых проблем развернулась настоящая дискуссия по сложившейся в сфере строительства ситуации. Было решено не начинать возведение новых объектов в 2007 г., чтобы не распылять финансовые средства и завершить начатое в этом году, отметили в железнодорожном ведомстве. Так, заместитель начальника дороги Валерий Стромука подчеркнул, что отрасли необходимо очень взвешенно подойти к планированию объектов строительства на 2008 год.

В свою очередь, начальник отдела капитального строительства Иван Шурпо сообщил, что программа модернизации и обновления хозяйства сигнализации и связи до 2010 г. утверждена приказом начальника дороги, и благодаря этому документу в отрасли производится переоснащение и обновление морально и физически устаревших устройств СЦБ. Одна из основных проблем, стоящих перед хозяйством сигнализации и связи, — поэтапное обновление основных фондов.

Исходя из этого, основными направлениями развития хозяйства являются обновление средств ЖАТ, выработавших свой ресурс, снижение темпов их физического и морального старения, повышение уровня технической оснащенности средствами ЖАТ с обеспечением комплексного подхода к решению задач управления перевозочным процессом, максимальной централизации управления и контроля, сокращения эксплуатационных затрат. В целях реализации программы модернизации и обновления хозяйства сигнализации и связи до 2010 года специалистами дороги проводилась работа по изучению опыта внедрения современных устройств железнодорожной автоматики на железных дорогах России. Проведены анализ и сравнительная характеристика различных микропроцессорных систем ЭЦ, а первым шагом в реализации данной программы и применении современных устройств явилось внедрение микропроцессорной централизации МПЦ ESA 11 — ВС на станции Полоцк. Она является единственной системой, прошедшей процедуру сертификации, и имеет сертификат соответствия Беларуси. В дальнейшем планируется применять такую систему на всех крупных станциях взамен ранее выпускавшихся и устаревших систем энергообеспечения.

Основой для организации ЦУП на Белорусской железной дороге является отечественная разработка ДЦ «Неман». Иван Шурпо напомнил, что на сегодня положение дел с изношенностью устройств СЦБ по хозяйству сигнализации и связи следующее: автоматическая блокировка — 36,1% износа;
эксплуатационная длина Белорусской магистрали — 5569,25 км. Оборудовано автоматической блокировкой (АБ) 3716,83 км, из них уже необходимо модернизировать 1342,1 км АБ. Срок службы автоматической блокировки 30 лет. Сегодня построено всего 477,4 км АБ — 26,2% от программы. Модернизация одного километра АБТЦ стоит недешево — около 165 млн рублей. Полуавтоматическая блокировка — 55,1% износа. Устройства полуавтоматической блокировки (ПАБ) позволяют организовать попутное следование поездов с интервалом движения, равным целому перегону. Срок службы полуавтоматической блокировки 30 лет. Всего на Белорусской железной дороге 1855,5 км ПАБ. Электрическая централизация — 40,6% износа. Системы электрической централизации (ЭЦ) осуществляют регулирование движением поездов на станциях. Срок службы электрической централизации 30 лет. На Белорусской магистрали 388 станций оборудовано электрической централизацией. Сортировочные горки и вагонные замедлители — 41,6%/53,6% износа соответственно. Горочная автоматическая централизация (ГАЦ) является сложной технической системой, осуществляющей формирование- расформирование грузовых поездов и сортировку вагонов на станциях. Срок службы горочной автоматической централизации 30 лет. По программе этого года надо модернизировать выработавшие срок эксплуатации устройства семи горок. Диспетчерская централизация — 47,1% износа. Системы диспетчерской централизации (ДЦ) дают возможность управлять на значительном расстоянии стрелками и сигналами целого диспетчерского участка, а при организации единого центра управления — и всех участков, оборудованных ДЦ с функциями передачи диагностической информации. Оснащенность Белорусской магистрали диспетчерской централизацией (ДЦ) — 3131,7 км при эксплуатационной длине дороги 5569,251 км. Проведенные в нынешнем году организационно-технические мероприятия позволили несколько улучшить работу устройств автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), эксплуатируемых на дороге. На дороге находится в эксплуатации 22 893 км воздушных линий СЦБ. Из них уложено в кабеле 22.498 км. Воздушные линии СЦБ составляют 394,8 км (1,7%). Они построены в 50-60-х годах, давно выработали установленные сроки эксплуатации и требуют замены на кабельные.

Нормирование и стандартизация

Белорусская магистраль осуществляет свою деятельность в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с системой технического нормирования и стандартизации страны. Например, в минувшем году разработано и принято 3 межгосударственных стандарта ГОСТ, а уже в текущем разрабатываются 4 подобных стандарта и 5 нормативно-технологических документов для совместного использования железнодорожными администрациями при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте технических средств железнодорожного транспорта. Дорогой направлены и предложения в план НИОКР на 2008 г. по разработке целого блока межгосударственных стандартов. Ведомственное издание Белорусской железной дороги также сообщает о разработке двух государственных стандартов СТБ. По информации газеты, на стадии завершения находится технический кодекс установившейся практики ТКП «Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного транспорта». В прошлом году в соответствии с дорожным планом стандартизации специалистами дороги разработано 53 ТНПА в ранге стандартов организаций, технических условий, методик выполнения измерений и аттестации испытательного оборудования. В 2007 году по плану стандартизации предусмотрена разработка 44 ТНПА. Отметим, что на сегодняшний день в отрасли созданы система организации работ по стандартизации, нормативная и методическая база, накоплен определенный опыт, определены основные направления деятельности, идет плановая работа, проводится повышение квалификации специалистов по вопросам стандартизации. В целях оптимизации этой работы предлагается определить приоритетные направления работы в области технического нормирования и стандартизации на Белорусской железной дороге, сформировать программу работ по разработке ТНПА на период до 2015 года, определить ресурсное обеспечения работ.

Отметим, что БЖД входит в состав министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. На долю ж/д транспорта приходится около 75% всех выполняемых в стране грузовых и более 50% пассажирских перевозок. Протяженность транспортной системы белорусской магистрали составляет 5,5 тыс. км, а общая численность работающих на Белорусской железной дороге достигает 110 тысяч человек.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость