Белавтодор завершает подготовку к зиме

Как известно, зимний период для дорожников начинается с первого снега либо гололеда. Предприятия отрасли призваны наиболее тщательно готовиться к этой особенно напряженной для пользователей автодорог поре года. Главное, по мнению специалистов департамента «Белавтодор», в этот период обеспечить бесперебойное и безопасное движение для всех транспортных средств. Практика последних лет однозначно свидетельствует, что легких зим ныне не бывает — они готовы внезапно преподнести нештатные сюрпризы, подчеркивают в дорожном ведомстве страны.

И в такой ситуации дорожникам необходимо постоянно быть во всеоружии, чтобы в любой момент оперативно выйти на борьбу со снегом и гололедом. Поэтому на первом плане у дорожников всегда стоит высокая техническая оснащенность и мобильность. К слову, дорожное дело напрямую относится к социальной сфере. Об этом в странах с умеренным климатом как-то меньше говорят, но у нас, в суровых и нестабильных климатических условиях, степень обеспечения относительно комфортного проезда по автодорогам, особенно в зимний период, напрямую определяет качество внимания к самым насущным потребностям людей. Ведь нельзя забывать, что автопарк Беларуси скоро достигнет трехмиллионного уровня. Все это в комплексе подталкивает руководство департамента поднять на значительно более высокий уровень не только оснащение дорожных служб требуемым количеством высокоэффективной снегоуборочной, пескосолераспределительной и иной техники, но и подготовку производственных баз. Для подготовки автодорог и искусственных сооружений на них, организаций дорожного хозяйства к устойчивой работе в предстоящий осенне-зимний период еще в июле 2007 г. был издан соответствующий приказ и утвержден необходимый комплекс мер. Об этом сообщил на коллегии департамента «Белавтодор» начальник управления дорожной сети Василий Яковлев. По его словам, на основании этого документа были разработаны планы организационно-технических мер, созданы комиссии по координации предзимних подготовительных работ. Василий Яковлев подчеркнул, что предприятия и их структурные подразделения в целом достаточно ответственно относятся к встрече этой поры года. Так, в настоящее время для установки вдоль республиканской дорожной сети уже заготовлено 164,2 тысячи (88,4% от потребности) снегозадерживающих щитов и 97,2 тысячи щитов (80,2% от потребности) — для установки вдоль местных автодорог. Завершаются работы по ремонту и подготовке снегоочистительной техники к работе в зимний период.

Согласно документу, дорожному ведомству в ноябре для борьбы с гололедицей на республиканских дорогах необходимо заготовить не менее 70% от требуемого объема противогололедных материалов. По состоянию на 18 октября текущего года предприятиями республиканских автодорог уже заготовлено 479,6 тыс. т песчано-соляной смеси (100,6%), а предприятиями местных автодорог — 417,3 тыс. т подобной смеси (84,1%). Отметим, что готовность техники по предприятиям республиканских автодорог в октябре составляла около 95%. Однако проведенные Минтрансом Беларуси проверки показали, что в ряде дорожных организаций пока не на должном уровне организовано проведение сезонного обслуживания техники. Отсутствует необходимое количество шин, аккумуляторных батарей, низкотемпературной жидкости. Недостаточными темпами ведутся работы по консервации покрытий автодорог и ликвидации ямочности, профилактике обочин. Для определения готовности автодорог и искусственных сооружений на них к эксплуатации в зимний период в настоящее время проводится осенний осмотр автомобильных дорог. Но уже и сейчас можно сказать, что отмечается резкое ухудшение состояния, в первую очередь, местной дорожной сети. По словам начальника отдела координации и подрядных работ Юрия Барковского, в предыдущий осенне-зимний период организации департамента успешно справились с поставленными задачами. И как результат в течение всего отопительного периода не было отмечено аварий в тепловых сетях, в системах водоснабжения и электрообеспечения. В 2007 году также были изданы соответствующие приказы, разработаны требуемые мероприятия. Произведен предзимний ремонт и испытание отопительных котельных, теплоиспользующего оборудования, тепловых и электрических сетей, тепловых пунктов, сетей водопровода и канализации. Промыты и испытаны повышенным давлением магистральные и внутрихозяйственные тепловые сети с оформлением соответствующих актов, проверены и установлены приборы учета расхода энергии. Организациями дорожного хозяйства в этом отношении подготовка к работе в осенне-зимний период в основном завершена. В то же время проверка готовности к работе в зимних условиях, проведенная в 12 дорожных организациях управлением технадзора РУП «Белдорцентр», показала, что еще не во всех структурах завершены работы по ремонту и утеплению производственных и административных зданий.

Конечно, участников коллегии более подробно интересовал и ряд других актуальных вопросов, связанных с готовностью предприятий дорожного хозяйства к зиме. Так, генеральный директор республиканской ассоциации дорожных организаций «Беласдор» Дмитрий Вдовин заострил внимание присутствующих на обеспечении работой подрядчиков и сохранения трудовых коллективов в зимний период. В свою очередь, заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин отметил, что каждый руководитель предприятия обязан еще раз проанализировать по всем направлениям свою готовность к зиме. Особое внимание следует обратить на состояние баз, производственных и бытовых помещений. Нельзя забывать также и об объектах капремонта, работа на которых запланирована на IV квартал 2007 и I квартал 2008 гг. Это имеет свою специфику. «На этих объектах следует особо продумать и вопросы обеспечения безопасности движения», — сказал Анатолий Лытин. Отметим, что с 1 ноября в стране введено круглосуточное дежурство на дорогах. Практика последних лет показывает, что дороги общего пользования работают бесперебойно, и серьезных нареканий в адрес организаций, обеспечивающих зимнее содержание автотрасс, не поступало. В то же время, у пользователей дорог нередко возникают определенные вопросы к эксплуатационникам по поводу покрытия — оно не обработано противогололедными материалами. Поэтому напомним, что первостепенное внимание уделяется республиканским дорогам, что обусловлено их спецификой (они связывают областные и районные центры, города и крупные поселки и принимают на себя около 80% грузопотока), а также дорогам с постоянным автобусным движением. При этом работа дорожных организаций четко регламентирована соответствующими документами. Если говорить более конкретно, то все автомобильные дороги разделены на пять уровней содержания. В основе такого разделения лежит административное значение и интенсивность движения. Так, к автотрассам 1-го уровня содержания (интенсивность — свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А последний, 5-й, уровень содержания — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки.

Исходя из этого, для обработки покрытия противогололедными материалами (ПГМ) и снегоочистки установлены директивные сроки, которые определяются с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. А, к примеру, для дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов с ближайшими железнодорожными станциями, этот временной отрезок может составить 9 часов, причем на опасных участках. К очистке проезжей части во время снегопадов и метелей дорожники приступают в зависимости от интенсивности осадков: по первым двум категориям содержания в том случае, если толщина рыхлого снега составляет 3-6 см, а на дорогах 5-го уровня — 10 см, либо после прекращения снегопада. Правда, здесь есть одна существенная оговорка: в экстремальных условиях (снегопад интенсивностью более 5 см/ч продолжается более 6 ч, метель со скоростью ветра более 9 м/с или среднесуточная температура воздуха ниже -10°С наблюдаются более двух суток) эти сроки соответственно увеличиваются. В случае, если гололедица не ликвидирована в установленные сроки, скорость движения автотранспорта может быть ограничена до 30 км/ч. И еще: за ДТП, произошедшие по причине зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период директивного времени, отводимого для ее ликвидации, дорожные организации ответственности не несут. Практика показывает, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительном протяжении автомобильных дорог. А ее устранение связано со значительными затратами времени, технических и трудовых ресурсов, что обусловлено выполнением большого объема работ в сложных условиях. Заметим, что зимнее содержание автодорог требует и немалых финансовых средств, в которых дорожники ограничены. Однако, как отмечают дорожники, какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а пользователи дорог — получить возможность комфортного проезда. Именно на эти задачи ориентирует сегодня департамент «Белавтодор» отраслевые предприятия.

В транспортном ведомстве страны также выполнен комплекс мер по подготовке организаций к работе в осенне-зимний период 2007-2008 гг. Как сообщает пресс-служба Минтранса Беларуси, по состоянию на 15 октября получено 99% паспортов готовности источников тепловой энергии. Во всех котельных имеются тепловые схемы, инструкции по пожарной безопасности и охране труда. Обслуживающий персонал обучен и имеет допуск к работе. Всего в отрасли имеется 991 котельная, в том числе 131 работающая на газе (13,2%); 42 на мазуте (4,2%); 60 на печном бытовом топливе (6%); 732 на дровах и отходах деревообработки (73,9%); 26 — на угле (2,6%). На этот же отчетный период запас топочного мазута составляет 13.383 тонны, или 170% от доведенного задания, в том числе по Белорусской железной дороге — 12.133 тонны (173% от доведенного задания); по департаменту по авиации — 450 тонн (92%); по департаменту «Белавтодор» — 800 тонн (229%). Заготовленные запасы дров составляют более 20 тыс. кубометров, или 77% от необходимого объема; печного бытового топлива — более 800 тонн (53%); угля — более 15 тыс. тонн (97%). В транспортном ведомстве страны также отметили, что все организации имеют приборы учета тепловой и электрической энергии, а работы по сезонному обслуживанию подвижного состава в среднем выполнены на 80%. Отметим, что дорожными организациями департамента Белавтодор проводится работа по подготовке автомобильных дорог к зимней эксплуатации. Так, в соответствии с программой дорожных работ для улучшения сцепных качеств покрытий по состоянию на 1 октября устроено 924 км шероховатых слоев износа методом поверхностной обработки (105,3% годовой программы); 303 км тонкослойных покрытий (78,4% годовой программы, работы продолжаются); защитных слоев асфальтобетонных покрытий по технологии «Сларри Сил» 81 км (95,5%). Кроме этого, обновлена горизонтальная разметка проезжей части республиканских автомобильных дорог. Продолжаются работы по приведению в порядок автомобильных дорог и искусственных сооружений, полосы отвода.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость