Дорожники подвели итоги работы
До конца года осталось совсем немного времени, и дорожные организации полностью сконцентрированы на выполнении программы работ и доведенных показателей.
За 9 месяцев текущего года программа работ на республиканских дорогах выполнена на 100%. Об этом сообщил на коллегии департамента «Белавтодор» первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов. По его словам, при этом обеспечен ввод новых и реконструированных участков дорог и мостов протяженностью 19,4 км и 359,8 пог. м соответственно. Это, в частности, участки дорог Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Литвой, Р-93 Могилев — Бобруйск, Р-131 Калинковичи — Мозырь, обход Слонима, мостовой переход через р. Днепр на подходе к автомобильной дроге Р-76 Орша — Шклов — Могилев, мост через р. Уборть на автомобильной дороге Р-128 Туров — Лельчицы — Словечно, путепровод через железную дорогу Орша — Лепель на автодороге М-3 Минск — Витебск. Кроме того, был проведен капитальный ремонт участков дорог и мостов протяженностью 192,6 км и 946,3 пог. м, текущий — 1037,9 км и 1412,7 пог. м соответственно. Однако, как отметил Геннадий Чепцов, отдельные предприятия не в полном объеме выполнили запланированные работы. Это, в частности, касается некоторых объектов строительства и капитального ремонта. При этом недоработки были зафиксированы со стороны как заказчиков, так и подрядчиков. Хуже всех здесь сработал Брестский автодор: этот заказчик не сумел найти нужные рычаги для того, чтобы управлять ситуацией по капитальному ремонту, допустив определенные просчеты еще на стадии планирования и проработок при подготовке к выполнению работ. Программы работ по местным дорогах выполнены в целом на 100,3%. Здесь капитальным ремонтом отремонтировано 84,9 км дорог и 493,7 пог. м мостов, текущим — 1755,4 км дорог и 523 пог. м мостов, а также введено в эксплуатацию законченных реконструкцией и строительством 79,1 км дорог и 130,4 пог. м мостов. В свою очередь, на 101,2% выполнены задания Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся дорог общего пользования. В рамках программы отремонтировано, реконструировано и построено 1568,9 км местных дорог. За счет средств, выделенных Минсельхозпроду на создание дополнительной инфраструктуры агрогородков, выполнены работы на сумму 217,7 млрд рублей при годовом плане в 242,4 млрд рублей.
Социально-экономическое развитие
В целом успешная дорожная деятельность в прошедший период года способствовала выполнению параметров прогноза социально-экономического развития департамента. Так, основной целевой показатель — снижение расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2006 году в сопоставимых условиях — выполнен в размере 10,9% при задании 10,5%. Второй основной целевой показатель — рост поступления валютных средств от платы за проезд транспортных средств по автомобильной дороге М-1/Е 30 к поступлению в 2006 году — составил 120,5% при задании 112%. Выполнен и третий основной целевой показатель — рост производительности труда от выручки к уровню 2006 года в сопоставимых ценах. Он составил 115% при задании 107,7%. Благополучно обстоят дела и в части таких показателей, как рост производства товарной продукции промышленности и потребительских товаров в сопоставимых ценах, запасы готовой продукции, строительство жилья. В отчетный период организациями департамента получена чистая прибыль в размере 50,8 млрд рублей, облдорстроями — 30,7 млрд рублей. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по департаменту составила 10,7%. К сожалению, осталась актуальной проблема роста инвестиций в основной капитал. Всего в январе-сентябре привлечено 218,9 млрд руб. инвестиций, однако для достижения доведенного показателя этого недостаточно. Ситуация объясняется целым рядом объективных причин, однако отдельным организациям отрасли необходимо более активно использовать средства амортизационных фондов. Все организации дорожного хозяйства и их филиалы прибыльны за исключением «Мостоотряда №88» и «Белдорстроя».
Задачи четвертого квартала
На коллегии было подчеркнуто, что в целом итоги дорожной деятельности в январе-сентябре можно оценить как положительные, но вместе с тем в оставшийся период года необходимо обеспечить устранение имеющихся недостатков. Главным должно быть выполнение программы дорожных работ по всем их видам и каждой организацией, а также выполнение параметров прогноза социально-экономического развития. При этом заказчикам следует сосредоточить внимание на ходе работ на вводных объектах текущего года, а также на объектах, строящихся по поручению руководства страны, обеспечив их ввод в установленные сроки. Учитывая сложное финансовое положение отрасли, необходимо строго соблюдать планово-финансовую дисциплину. Параллельно с выполнением программы текущего года заказчики должны вести работу по своевременной подготовке объектов реконструкции, строительства и капитального ремонта будущего года. Геннадий Чепцов еще раз напомнил им о протоколе «О порядке организации инвестиционного процесса по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог», согласно которому в отрасли должна быть полная ясность по объектам ближайших лет.
По традиции после основного доклада были заслушаны руководители ряда предприятий, допустивших те или иные недостатки в своей работе. Затем слово взял председательствующий на коллегии заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. По его словам, по итогам работы за 9 месяцев отрасль в целом достигла положительных результатов. В отчетный период дорожники были обеспечены финансовыми и материальными ресурсами, что позволило выполнить целый ряд поставленных перед отраслью задач. В качестве положительных примеров в работе дорожных организаций были названы строительство обхода Слонима, где была обеспечена практически идеальная ровность, возведение в заданные сроки путепровода в Речице и некоторые другие. Вместе с тем, руководитель отрасли сконцентрировал внимание коллегии и на отдельных недостатках, о чем говорилось и в докладе, и в отчетах руководителей. Отрасли по силам исправить эти моменты в оставшийся период года. При этом, как подчеркнул Анатолий Лытин, важен буквально каждый доведенный показатель, каждый из видов дорожных работ, — все они должны быть выполнены на 100%. По словам руководителя штаба дорожной отрасли, в ближайшее время необходимо провести совещание, на котором будет рассмотрен вопрос формирования программы работ на последующие периоды с целью отладки всего инвестиционного цикла начиная с выдачи задания на проектирование и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. В завершение работы коллегии Анатолий Лытин поздравил присутствующих с профессиональным праздником (коллегия проводилась накануне) и вручил почетную грамоту департамента «Белавтодор» руководителю 2-го треста Константину Костенко.
Минтранс подвел итоги работы
По итогам работы за 9 месяцев 2007 года перевозчики грузов и пассажиров выполнили установленные параметры, при этом по автотранспорту на 119,8% при задании 110%. Об этом сообщил на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай Верховец. По его словам, за 8 месяцев темп роста платных транспортных услуг составил 102,5%, в то же время экспорт автотранспортных услуг увеличился на 36,6%. Положительное сальдо при этом составило $234,7 млн и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 32% или на $56,9 млн. Темп роста импорта за январь-август составил 116% при плане 108,5%. «Увеличение роста импорта автотранспортных услуг объясняется увеличением объемов работы транспортно-экспедиторских организаций за пределами Республики Беларусь, а также увеличением «обязательного» импорта, связанного с использованием транспортной инфраструктуры иностранных государств», — сказал Николай Верховец. Отметим, что автотранспортные организации министерства приобрели с начала года 455 единиц грузового подвижного состава вместо планируемых 421. Реализуется данное направление и в пассажирском транспорте. Так, по итогам работы за 9 месяцев приобретено 737 автобусов автотранспортными организациями Минтранса и ТКУП «Минсктранс» составило 737 единиц при доведенном правительством задании 671 ед. Объемы перевозок грузов организациями автомобильного транспорта общего пользования составили 105,5%, а темпы роста объема перевозок пассажиров — 101,7% к аналогичному периоду 2006 г.
Внешнеэкономическая деятельность
Минтранс Беларуси совместно с органами госуправления проводит целенаправленную работу по повышению транзитной привлекательности и создания благоприятных условий деятельности как белорусских международных автомобильных перевозчиков, так и перевозчиков иностранных государств, следующих транзитом через нашу страну. В настоящее время отменена оплата сбора за проезд по дорогам общего пользования при выполнении иностранными перевозчиками отдельных видов перевозок пассажиров и грузов, не требующих разрешений в соответствии с международными договорами о международном автомобильном сообщении, а также выполняемых ими поездок по разрешениям Европейской конференции министров транспорта. Сама же оплата сборов стала более удобна, так как ее расчет стал производиться по дифференцированным ставкам. К тому же, увеличена нагрузка на ось автобусов с 10 до 11,5 т, а выдача специальных разрешений для автомобилей, у которых имеются превышения допустимых весовых параметров до 10%, осуществляется непосредственно в пункте пропуска.
По информации пресс-службы Минтранса Беларуси, в ходе проведения заседания союзного правительства 29 июня 2007 г. в Москве было подписано соглашение между Беларусью и Россией о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух государств. Реализация соглашения позволит упорядочить порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых транзитом под таможенным контролем, установить единые условия перемещения таких товаров, закрепить статус применяемых в таможенных целях документов, используемых при транзите товаров. В результате этих и ряда других принятых мер транзитные поездки иностранных перевозчиков через территорию страны в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 30,6%. За 9 месяцев количество использованных белорусскими перевозчиками разрешений иностранных государств увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 4,9%.
Научно-техническая деятельность
В настоящее время разработана и находится в стадии внедрения система централизованной продажи билетов на проезд в пассажирском транспорте, которая позволит повысить эффективность работы транспорта и усовершенствовать уровень обслуживания населения пассажирскими перевозками. Как сообщает пресс-служба транспортного ведомства, система позволит предоставлять пассажирам дополнительные услуги по заблаговременному приобретению за наличный и безналичный расчет билетов на любые автобусные маршруты, отправляемые со всех автовокзалов и автостанций. Внедрение и тиражирование указанной системы на всех автовокзалах и автостанциях страны планируется провести с участием бюджетного финансирования в течение 2007-2010 годов.
Чтобы обеспечить эффективное управление маршрутной сетью городского пассажирского транспорта и оперативного контроля за регулярностью движения транспортных средств, в 2008 г. в Гомеле планируется использовать систему диспетчеризации перевозок пассажиров в регулярном городском сообщении на основе современных компьютерных технологий и спутниковой навигации. Это позволит повысить собираемость платы за проезд; автоматизировать оплату проезда с применением электронных платежных средств нового поколения; осуществлять автоматический сбор данных о пассажиропотоках и их динамике за любой период времени; координировать расписание движения автобусов с расписаниями движения других видов пассажирского транспорта: повысить регулярность движения транспортных средств по маршрутам. Для дорожного хозяйства разработана технология получения безгрунтовочных мастик для герметизации трещин и деформационных швов автомобильных дорог для различных погодно-климатических условий. Применение безгрунтовочных мастик исключает использование грунтовочных составов, что позволит уменьшить стоимость работ на 10-15%. Использование новых материалов позволит сократить потребление дорогостоящих полимеров, приобретаемых из-за рубежа, а также расширить температурный режим (до -10°С) при заливке швов и трещин покрытий при использовании менее вязких мастик. Разработана также технология устройства шумовых полос на аварийноопасных участках автомобильных дорог общего пользования, что снижает количество ДТП на 15-20%.
К слову, в 2005 году экономический эффект от использования в дорожном строительстве научных разработок составил почти 11 млрд рублей. Так, устройство покрытия автомобильных дорог из асфальтобетонных щебеночно-мастичных смесей с использованием целлюлозного волокна (234,6 тыс. тонн) дало эффект свыше 700 млн рублей, а переработка и использование шлаков Белорусского металлургического завода в дорожном строительстве (2240 тонн) — почти 10,7 млн рублей. Новая технология ремонта покрытий автомобильных дорог с устройством защитных слоев по мембранной технологии (58700 м2) дала экономический эффект в 50 млн рублей, строительство конструктивных слоев дорожных одежд из гравийно-эмульсионных смесей (7 км) — более 80 млн рублей. В свою очередь, экономический эффект от устройства поверхностной обработки повышенной устойчивости на более чем 2040 км дорог составил более 3 млрд рублей, а от применения холодных литых асфальтобетонных смесей (сларри-сил) на 143 км — почти 2 млрд рублей. Кроме указанных технологий, значительный экономический эффект получен от внедрения новых оптимальных конструкций дорожных одежд, обеспечивающих снижение расхода вяжущих и минеральных материалов около 1 млрд рублей. Отметим, что в 2005 году в департаменте «Белавтодор» в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ велась разработка по 76 темам, направленным на решение наиболее важных проблем дорожного хозяйства. Исследования проводились по таким основным направлениям, как повышение безопасности дорожного движения, охрана окружающей среды, экономические исследования, прогнозирование, техническое нормирование и т.д. Большая часть этой работы выполнялась РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр», а всего в ней участвовало 11 организаций-генподрядчиков. По итогам года в соответствии с тематическим планом были закончены работы по 53 темам — 38 из них дают технический эффект.
Материалы полосы подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2007 год в рубрике дороги