Развитие международных автоперевозок

На заседании президиума 2 октября правительство рассмотрело выполнение в 2006 году и в первом полугодии текущего года Государственной программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов до 2008 года. Программа включает 27 мероприятий по развитию международных автоперевозок грузов и 29 мероприятий по международным автоперевозкам пассажиров. Ее главная цель — создать благоприятные правовые, организационные, экономические и технические условия для развития данной сферы, а также повысить качество и эффективность перевозок.

Как сообщает пресс-служба аппарата правительства, анализ работы показал, что реализация намеченных мероприятий не привела к достижению прогнозных показателей. Общее количество поездок снизилось. За I полугодие 2007 г. — 19 тыс. поездок. Ожидается, что за год их количество не превысит 30 тыс., в то время как прогнозировалось на год 42,3 тыс. поездок. При этом объем экспорта услуг при перевозке пассажиров автомобильным транспортом в 2006 г. составил $3,8 млн и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 36%. Ожидаемый показатель на 2007 год — $4,2 млн, прогнозный — $6,3 млн. Экспорт услуг по перевозке грузов за I полугодие 2007 г. возрос на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с $137,4 млн до $190,3 млн). Увеличению экспорта услуг от деятельности грузового автотранспорта способствовали ежегодный рост фрахтовых ставок и повышение эффективности использования подвижного состава. Кроме того, Минтранс усовершенствовал систему выдачи разрешений на проезд по территории иностранных государств. Дифференцированное распределение разрешений между перевозчиками осуществляется на основании выручки на одно транспортное средство. В результате средняя выручка на 1 автомобиль увеличилась с $37,4 тыс. в 2004 году до $55,9 тыс. в 2006. Особое внимание в ходе реализации программы уделяется развитию транзитных перевозок и устранению барьеров, препятствующих международным перевозкам грузов по территории Беларуси. В результате с 2002 по 2006 гг. иностранные перевозчики увеличили транзит через Беларусь в два раза. Это привело к росту в 7,3 раза с 2002 года других автотранспортных услуг (оплата дорожных сборов, заправка автомобилей, придорожный сервис). В среднем с одного автомобиля, проследовавшего транзитом через Беларусь, в бюджет государства поступает примерно $200.

Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем, препятствующих развитию международных автомобильных перевозок в Беларуси. В их числе — высокая налоговая нагрузка при осуществлении автоперевозок. Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Сосновский также отметил, что за последние 4 года количество подвижного состава снизилось. Если в 2002 году перевозки осуществляло 13.981 транспортное средство, то в 2006 — 8.173. Вместе с тем предпринятые меры, в том числе два указа по стимулированию и развитию грузоперевозок, позволили приостановить это снижение. В результате за 9 месяцев текущего года парк машин пополнился на 512 единиц, из них 87 отечественного производства. Тем не менее, в настоящее время 37% транспортных средств, задействованных в международных перевозках, имеют износ более 15 лет. Транспортному ведомству страны предстоит более активно задействовать логистические схемы при перевозке грузов из третьих стран. Беларусь как транзитная страна должна более эффективно использовать свое географическое положение. Необходимо создать такие логистические схемы, которые выгодны для страны, чтобы использовать все возможности на внешнем рынке транспортных услуг. Предстоит решить еще одну задачу: экспорт отечественных грузов, насколько это возможно, должны осуществлять белорусские автоперевозчики. Пока же зачастую приходится прибегать к услугам зарубежных перевозчиков. В результате темп роста экспорта транспортных услуг ниже, чем темп роста их импорта.

Участники заседания решили разобраться с вопросами, касающимися реализации госпрограммы, до 15 октября. Как подчеркнул Сергей Сидорский, нельзя разрабатывать новую программу на период до 2015 года, в то время как ныне действующая не выполняется. Отметим, что на сегодняшний день на автомобильных дорогах Беларуси функционирует более 2 тысяч платных объектов придорожного сервиса: 410 автозаправочных станций, 75 пунктов постоя, 33 мойки, 788 пунктов торговли, 459 пунктов питания, 114 станций технического обслуживания, 194 охраняемые стоянки. Как отмечает пресс- служба Минтранса, за 2006 год на автодорогах общего пользования построено и реконструировано 134 объекта придорожного сервиса, в том числе 34 АЗС и 20 АГЗС. Помимо этого, в 2006 и за 8 месяцев 2007 года департамент «Белавтодор» отремонтировал 149 км тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах и на подходах к ним, а в целях снижения аварийности в темное время суток выполнил наружное освещение участков дорог на 125 км. В результате, как подчеркнули в транспортном ведомстве страны, число ДТП на республиканских дорогах за 8 месяцев текущего года снизилось на 2,3% к аналогичному периоду 2006 г.

Материалы полосы подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость