Дорогу современным технологиям
18 сентября состоялся республиканский семинар «Современные технологии и материалы в дорожном хозяйстве», в котором приняли участие руководство штаба отрасли и подведомственных организаций во главе с заместителем министра транспорта и коммуникаций директором департамента «Белавтодор» Анатолием Лытиным, представители столичного исполкома и дорожников, органов строительного надзора и др.
Известно, что опорная сеть автомобильных дорог Беларуси строилась в 70-80-е годы, когда максимальная нагрузка автопоезда на одиночную ось составляла до 10 тонн, а его полная масса — до 30 тонн. Сейчас же основу грузоперевозок составляют автомобили с осевой нагрузкой 11,5-13 тонн и полной массой 40-60 тонн. Естественно, такой груз не по силам большинству автомобильных дорог. Необходимо учесть и тот факт, что за последнее десятилетие при значительном росте протяженности сети дорог и количества автотранспорта финансирование дорожного хозяйства существенно снизилось. Поэтому наука находится в постоянном поиске новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, в отрасли реализуются мероприятия по развитию научно-технического потенциала дорожного хозяйства, обновлению производственных мощностей. Эти действия, в частности, нацелены на устройство долговечного и надежного покрытия, способного выдержать современные транспортные нагрузки. Сейчас в дорожном хозяйстве осуществляются планомерные шаги по реализации программы «Дороги Беларуси на 2006-2015 гг.», утвержденной Советом министров страны в прошлом году. Одной из основных задач этого комплексного документа является повышение качества дорожных работ на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и развития дорожно-строительной индустрии. Здесь определены параметры улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и мостовых сооружений по несущей способности международных транспортных коридоров до 11,5 тонн на одиночную ось, мостов и путепроводов по классу грузоподъемности А14, ровности республиканских автомобильных дорог по международному показателю IRI до 3,6 м/км; обеспечения устойчивыми транспортными связями всех сельских населенных пунктов. Достижение установленных программой параметров должно сопровождаться значительным снижением потребления энергоресурсов, материальных затрат. Даже за короткий срок, истекший с начала реализации программы, дорожникам удалось добиться положительных результатов: сократилась протяженность участков республиканских дорог с неудовлетворительным состоянием покрытия, по итогам 2006 года на 5% улучшилась ровность, сегодня 583 км дорог обеспечивают восприятие нагрузок на одиночную ось 11,5 тонн.
Наметившиеся положительные тенденции обнадеживают. И в отрасли прекрасно понимают, что внедрение новых технологий позволит не только сохранить достигнутую динамику, но и активизировать процесс улучшения состояния дорожной сети. Какие же новинки будут применяться на автотрассах страны в ближайшее время? В области мостового парка перспективным направлением является строительство монолитных сооружений. Участникам семинара был продемонстрирован путепровод, возведенный по такой технологии на автомобильной дороге М-2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Планируется, что вскоре практика монолитного мостостроения получит более активное развитие. Для этого необходимо и соответствующее оснащение специализированных отраслевых организаций: современные бетоносмесительные установки, комплексы опалубок, бетононасосы. При устройстве защитных слоев на мостовых сооружениях хорошо зарекомендовала себя мембранная технология, которая позволяет обеспечить усиление их гидроизолирующих свойств, сдвигоустойчивость и трещиностойкость. В качестве покрытия на мостах можно использовать и литой асфальтобетон, приготовленный на основе битума, модифицированного полимерами. Его долговечность в 1,5-2 раза выше по сравнению с традиционными покрытиями из асфальтобетонов типов А и Б. Будет продолжено и использование щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА): практика последних лет свидетельствует о том, что ЩМА позволяет увеличить эксплуатационную долговечность дорожных покрытий при движении транспортного потока с существующей интенсивностью и грузонапряженностью. Такие смеси теперь применяются при ремонте и реконструкции дорог 1-3 категории. В частности, семинар посетил один из участков ремонта автодороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, где помимо укладки ЩМА было продемонстрировано применение битумно-полимерной ленты при сопряжении смежных полос дорожных покрытий. При остывшей ранее уложенной полосе лента позволяет предотвратить преждевременное разрушение покрытий в зоне продольных стыков.
Основное же внимание участников семинара было приковано к технологии устройства тонкого защитного покрытия с использованием асфальтобетонной смеси на модифицированном битуме по аналогии с Novachip. Эта технология в Беларуси применяется впервые, в отрасли закуплен комплекс специализированной техники, и в этом году будет устроено порядка 50 км такого покрытия на автодороге М-1/Е30. Преимущества Novachip заключаются в том, что она позволяет осуществлять укладку покрытия толщиной 10-30 мм, слой быстро уплотняется катками, и через короткий промежуток времени движение транспорта по новому покрытию может быть открыто. Срок службы покрытия увеличивается в 2 раза, существенно повышаются и его качественные характеристики. К тому же, сверхтонкий слой — это существенно меньшие ресурсо- и энергозатраты. Еще одна перспективная технология защитных покрытий — это комбинация проверенных временем шероховатых слоев износа методом поверхностной обработки и защитных слоев по технологии «Сларри Сил». Она обеспечивает повышенную долговечность, позволяет улучшить ровность, снизить уровень шума. Складируемые органо-минеральные смеси для ямочного ремонта на основе битумов, модифицированных полимерами, позволяют существенно улучшить качество ямочного ремонта в зимний период. Применение ремонтных технологий с использованием комплексов оборудования Savalco и Patcher способствует улучшению качества текущего ремонта дорожных покрытий, обеспечив при этом высокую производительность. В ходе семинара была затронута и необходимость широкого применения на магистральных дорогах асфальтобетонов на модифицированных полимерами вяжущих. Интенсивность движения тяжелых транспортных средств на международных коридорах все возрастает, поэтому только материалы более высокого качества способны противостоять таким нагрузкам. Заслушав доклады и сообщения специалистов, а также ознакомившись на практике с ходом выполнения дорожно-строительных и ремонтных работ, участники семинара приняли ряд рекомендаций. Помимо констатации преимуществ внедрения современных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, в данном документе определены конкретные направления в инновационном развитии отрасли на перспективу. Здесь и расширение практики использования новых технологий, и совершенствование нормативной базы, и развитие технических возможностей отрасли, и многое другое. Главное, что уже в ближайшее время пользователи дорог смогут ощутить преимущества современных технологий, а дорожное хозяйство поднимется на новую ступень своего развития.
Материалы полосы подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Известно, что опорная сеть автомобильных дорог Беларуси строилась в 70-80-е годы, когда максимальная нагрузка автопоезда на одиночную ось составляла до 10 тонн, а его полная масса — до 30 тонн. Сейчас же основу грузоперевозок составляют автомобили с осевой нагрузкой 11,5-13 тонн и полной массой 40-60 тонн. Естественно, такой груз не по силам большинству автомобильных дорог. Необходимо учесть и тот факт, что за последнее десятилетие при значительном росте протяженности сети дорог и количества автотранспорта финансирование дорожного хозяйства существенно снизилось. Поэтому наука находится в постоянном поиске новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, в отрасли реализуются мероприятия по развитию научно-технического потенциала дорожного хозяйства, обновлению производственных мощностей. Эти действия, в частности, нацелены на устройство долговечного и надежного покрытия, способного выдержать современные транспортные нагрузки. Сейчас в дорожном хозяйстве осуществляются планомерные шаги по реализации программы «Дороги Беларуси на 2006-2015 гг.», утвержденной Советом министров страны в прошлом году. Одной из основных задач этого комплексного документа является повышение качества дорожных работ на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и развития дорожно-строительной индустрии. Здесь определены параметры улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и мостовых сооружений по несущей способности международных транспортных коридоров до 11,5 тонн на одиночную ось, мостов и путепроводов по классу грузоподъемности А14, ровности республиканских автомобильных дорог по международному показателю IRI до 3,6 м/км; обеспечения устойчивыми транспортными связями всех сельских населенных пунктов. Достижение установленных программой параметров должно сопровождаться значительным снижением потребления энергоресурсов, материальных затрат. Даже за короткий срок, истекший с начала реализации программы, дорожникам удалось добиться положительных результатов: сократилась протяженность участков республиканских дорог с неудовлетворительным состоянием покрытия, по итогам 2006 года на 5% улучшилась ровность, сегодня 583 км дорог обеспечивают восприятие нагрузок на одиночную ось 11,5 тонн.
Наметившиеся положительные тенденции обнадеживают. И в отрасли прекрасно понимают, что внедрение новых технологий позволит не только сохранить достигнутую динамику, но и активизировать процесс улучшения состояния дорожной сети. Какие же новинки будут применяться на автотрассах страны в ближайшее время? В области мостового парка перспективным направлением является строительство монолитных сооружений. Участникам семинара был продемонстрирован путепровод, возведенный по такой технологии на автомобильной дороге М-2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Планируется, что вскоре практика монолитного мостостроения получит более активное развитие. Для этого необходимо и соответствующее оснащение специализированных отраслевых организаций: современные бетоносмесительные установки, комплексы опалубок, бетононасосы. При устройстве защитных слоев на мостовых сооружениях хорошо зарекомендовала себя мембранная технология, которая позволяет обеспечить усиление их гидроизолирующих свойств, сдвигоустойчивость и трещиностойкость. В качестве покрытия на мостах можно использовать и литой асфальтобетон, приготовленный на основе битума, модифицированного полимерами. Его долговечность в 1,5-2 раза выше по сравнению с традиционными покрытиями из асфальтобетонов типов А и Б. Будет продолжено и использование щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА): практика последних лет свидетельствует о том, что ЩМА позволяет увеличить эксплуатационную долговечность дорожных покрытий при движении транспортного потока с существующей интенсивностью и грузонапряженностью. Такие смеси теперь применяются при ремонте и реконструкции дорог 1-3 категории. В частности, семинар посетил один из участков ремонта автодороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, где помимо укладки ЩМА было продемонстрировано применение битумно-полимерной ленты при сопряжении смежных полос дорожных покрытий. При остывшей ранее уложенной полосе лента позволяет предотвратить преждевременное разрушение покрытий в зоне продольных стыков.
Основное же внимание участников семинара было приковано к технологии устройства тонкого защитного покрытия с использованием асфальтобетонной смеси на модифицированном битуме по аналогии с Novachip. Эта технология в Беларуси применяется впервые, в отрасли закуплен комплекс специализированной техники, и в этом году будет устроено порядка 50 км такого покрытия на автодороге М-1/Е30. Преимущества Novachip заключаются в том, что она позволяет осуществлять укладку покрытия толщиной 10-30 мм, слой быстро уплотняется катками, и через короткий промежуток времени движение транспорта по новому покрытию может быть открыто. Срок службы покрытия увеличивается в 2 раза, существенно повышаются и его качественные характеристики. К тому же, сверхтонкий слой — это существенно меньшие ресурсо- и энергозатраты. Еще одна перспективная технология защитных покрытий — это комбинация проверенных временем шероховатых слоев износа методом поверхностной обработки и защитных слоев по технологии «Сларри Сил». Она обеспечивает повышенную долговечность, позволяет улучшить ровность, снизить уровень шума. Складируемые органо-минеральные смеси для ямочного ремонта на основе битумов, модифицированных полимерами, позволяют существенно улучшить качество ямочного ремонта в зимний период. Применение ремонтных технологий с использованием комплексов оборудования Savalco и Patcher способствует улучшению качества текущего ремонта дорожных покрытий, обеспечив при этом высокую производительность. В ходе семинара была затронута и необходимость широкого применения на магистральных дорогах асфальтобетонов на модифицированных полимерами вяжущих. Интенсивность движения тяжелых транспортных средств на международных коридорах все возрастает, поэтому только материалы более высокого качества способны противостоять таким нагрузкам. Заслушав доклады и сообщения специалистов, а также ознакомившись на практике с ходом выполнения дорожно-строительных и ремонтных работ, участники семинара приняли ряд рекомендаций. Помимо констатации преимуществ внедрения современных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, в данном документе определены конкретные направления в инновационном развитии отрасли на перспективу. Здесь и расширение практики использования новых технологий, и совершенствование нормативной базы, и развитие технических возможностей отрасли, и многое другое. Главное, что уже в ближайшее время пользователи дорог смогут ощутить преимущества современных технологий, а дорожное хозяйство поднимется на новую ступень своего развития.
Материалы полосы подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 2007 год в рубрике дороги