Дорога на границе не кончается

В 2006 году правительство Беларуси утвердило программу «Дороги Беларуси», реализация которой рассчитана до 2015 г. Уже в первый год было сделано немало: выполнен капитальный и текущий ремонт более 2 тыс. км республиканских дорог, в том числе 309 км дорог на важнейших маршрутах. Протяженность автодорог, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 т, увеличилась с 437 до 573 км, а за 7 месяцев 2007 г. выполнен капитальный и текущий ремонт 706 км республиканских автодорог. Всего же в этом году предусмотрено отремонтировать 1919 км республиканских дорог.

«Дорожное строительство в широком понимании этого слова — процесс долгосрочный, требует точных расчетов и надежных технологий, — утверждает начальник отдела развития дорожной сети департамента «Белавтодор» министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Мардилович. — В ведении департамента находятся республиканские дороги — они составляют опорную сеть протяженностью 15,4 тыс. км. По ней проходит свыше 75% всего автотранспорта. Новая программа определяет объемы работ по ремонту, реконструкции и строительству. Отдельные разделы в ней предусматривают совершенствование проходящих по территории нашего государства международных транспортных коридоров — 2-го и 9-го — протяженностью более 1,5 тыс. км. На финансирование этих работ в 2006 г. было выделено 169,7 млрд рублей, а в текущем году — порядка 300 млрд рублей». Второй транспортный коридор связывает Европу с Россией от Берлина до Нижнего Новгорода, девятый — север и юг от Хельсинки до Киева и продвигается далее в южном направлении. От него есть ответвление — 9В в районе Гомеля. Дорога эта идет через Бобруйск, Минск, выходит на пограничный переход «Каменный Лог» и далее на Вильнюс, Каунас, Клайпеду, Калининград. «Мы предусмотрели реконструкцию транзитных коридоров с учетом увеличения нагрузки на ось автомобиля, — рассказывает начальник отдела развития дорожной сети департамента. — Нагрузка, с расчетом на которую ранее строились дороги, составляет 10 т, а в некоторых местах — 6 т. Если на железнодорожную тележку можно поставить вагон весом до 60 т, то 70 уже никто не поставит. Но на автомагистралях нормативы по весовым нагрузкам транспортных средств соблюдаются далеко не всегда, и дороги повышенной нагрузки не выдерживают, начинают разрушаться».

В настоящее время продолжается работа по широкомасштабному ремонту М-1/Е30. И к 2009 году эта четырехполосная дорога будет в реальности способна практически выдерживать на всем ее протяжении до 11,5 т на одиночную ось. Уже в этом году планируется выполнить капитальный ремонт 138 км и текущий ремонт на 197 км. Что касается 9-го транспортного коридора, то и эту дорогу запланировано к 2015 г. довести на всем протяжении — а это 450-460 км — до уровня новых параметров. А это, в свою очередь, очень важно для транзитных перевозок. Особое внимание департамент «Белавтодор» уделяет дорогам, которые подходят к пограничным пунктам пропуска «Брузги», «Берестовица», «Козловичи», «Новая Гута», «Котловка», «Бигосово». В 2006 году правительство утвердило перечень погранпереходов, где есть необходимость увеличить число полос движения на подходах к ним. Принято решение построить отдельные полосы движения для отечественных перевозчиков-экспортеров, чтобы они не стояли в общей очереди. Там, где функционируют зеленые коридоры, на протяжении 1 км делается расширение проезжей части с увеличением числа полос движения. В 2007-2008 годах планируется увеличить число полос движения на подходе к пограничным пунктам пропуска «Новая Гута», «Котловка», «Домачево». «Иногда при строительстве возникают и проблемы, — говорит Владимир Мардилович. — Например, возле ПТО «Котловка» проходит газопровод высокого давления. А рядом по проекту мы должны построить площадку для стоянки автомобилей, но разрешение ОАО «Белтрансгаз» на это мы не получили, потому что при таком диаметре газопровода и давлении газа стоянка автотранспорта на расстоянии 225 метров по обе стороны от него запрещена. Теперь мы этот вопрос совместно с таможенниками и пограничниками республики решили».

Каждые 5 лет «Белавтодор» проводит учет интенсивности движения по всем республиканским дорогам. Например, самая загруженная трасса вблизи Минска — кольцевая автодорога вокруг столицы. Там проходит от 30 до 50 тысяч автомобилей в сутки. И когда эта дорога и выезды из Минска были двухполосными, в выходные дни на подъездах к столице образовывались пробки. Сделали 6 полос — движение стало свободным. Чтобы разгрузить выезды из Минска, по 4 полосы сделали в направлениях Витебска, Могилева, Слуцка, Гродно. Вместо двух полос строятся четыре примерно в 50-километровой зоне Минска в направлениях на все областные центры. Еще чувствуется загрузка на участке от Пуховичей до Бобруйска, поэтому и там, а это всего 90 км, планируется сделать дорогу четырехполосной. В целом же дорожные трассы страны по своим параметрам соответствуют той интенсивности движения, которая существует даже с учетом перспективы на будущее. В следующем году должны завершить строительство четырехполосной дороги от Минска до Заславля с обходом Крыжовки. К 2015 году запланировано построить такую же дорогу от Червеня до Могилева. Сегодня до города Червеня дорога реконструирована. Далее по проекту дорога пойдет через Березино с возведением большого моста через реку Березина. В этом году для обеспечения транзитных перевозок строится обход Витебска, завершается обход Слонима, введен в прошлом году обход Могилева. Сегодня транзит там может идти прямым путем. Программой «Дороги Беларуси» предусмотрено и дальнейшее развитие научно-технического прогресса в дорожной отрасли. Только за 2006 год в результате этого был получен экономический эффект в размере 11,2 млрд рублей.

Выделяемые на развитие дорожного хозяйства финансовые средства направляются прежде всего на сохранение приобретенного, обеспечение текущего или капитального ремонта, зимнее содержание и т.д. Кроме всего прочего, как и предусмотрено Программой, проводятся конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, а также по повышению уровня обустройства дорог. Держим под контролем и проводим соответствующие мероприятия в местах концентрации ДТП. Всего таких проблемных участков в этом году на дорогах общего пользования сформировалось 839. Стали шире практиковать обустройство мест концентрации ДТП и так называемыми «спящими полицейскими», а также шумовыми полосами. В этом году их общее число планируется довести соответственно до 189 и 286. Подобные и иные профилактические меры позволили в районах населенных пунктов уменьшить за первое полугодие этого года количество ДТП на 21,4%. Число погибших в них уменьшилось на 4,7%, раненых — на 31,1%. Сократилось непосредственно в населенных пунктах и количество ДТП с участием пешеходов и количество погибших соответственно на 1,6% и 21,4%. На настоящий момент с 2006 года устроено и реконструировано более 230 площадок для остановок автобусов, около 350 автопавильонов и более 30 площадок отдыха. Появились новые АЗС, АГЗС, пункты питания и охраняемые стоянки. Активно ремонтируются и барьерные ограждения, апробируются новые виды тросового удерживающего ограждения. А вместе взятое это удобные дороги, способствующие быстрым и легким перевозкам транзитных и экспортных грузов. Дорожники следят за всеми новинками за рубежом. Тесные контакты налажены и с Россией, Украиной, Казахстаном, другими государствами СНГ. Совместными усилиями они добиваются, чтобы заводы-производители обеспечивали выпуск и битума соответствующего качества, предписанного ГОСТами, обмениваются опытом, участвуют в различных европейских конференциях, ведь проблемы у дорожников одинаковые. А дорога на границе не кончается.

Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Любовь ЕГОРЕНКОВА, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость