Белорусский опыт
От уровня состояния дорог зависит развитие экономики, социальной сферы. В настоящее время белорусские дороги по своему техническому состоянию ничуть не хуже, а порой и лучше, чем в Польше, Украине, России и странах Балтии. Это связано, в первую очередь, с тем, что в департаменте «Белавтодор» все большее внимание уделяется восстановлению и модернизации дорожного полотна, развитию на европейском уровне не только международных, но и местных автомобильных дорог.
Значительная часть этого успеха заключается в еще более активной работе ученых с производственными подразделениями по конкретным вопросам. Так, в РУП «БелдорНИИ» — головном дорожном институте — подсчитали, что экономический эффект на 1 рубль затрат, вложенных в науку, составлял 3,6-3,8 рубля. В качестве объекта примера плодотворного сотрудничества науки и практики возьмем Минскую кольцевую автодорогу. Впервые в практике дорожного строительства страны при устройстве покрытия на МКАД были применены щебеночно- мастичные асфальтобетонные смеси с добавлением целлюлозного волокна. В общей сложности на автодороге уложено 73,4 тыс. тонн такого материала. Экономический эффект от совместной работы отдела асфальтобетона и дорожных технологий РУП «БелдорНИИ» с РУП «Магистральавтодор» и трестами «ДСТ- 5» и «СМТ-8» составил более 820 млн рублей.
Не менее эффективна примененная на МКАД технология и организация работ по возведению земляного полотна на переходах через болота в пойме реки Цна. Замена варианта насыпи со свайным полем и железобетонными плитами на плавающую насыпь, армированную сплошными прослойками геотекстильного полотна, позволила ускорить строительство и получить экономический эффект от внедрения этой технологии на сумму около 900 млн рублей. Кроме этого, на одном путепроводе через железную дорогу Рославль-Кричев аналогичное решение позволило заменить балки центрального пролета длиной 33 м на балки длиной 24 м и получить эффект 46,5 тыс. рублей в ценах 1991 г. Внедрение новых разработок отдела мостов РУП «БелдорНИИ» принесло свои положительные результаты. Только предложенное нашими разработчиками применение арматурных сталей, выпускаемых Белорусским металлургическим заводом, в мостовых конструкциях позволило получить экономический эффект на сумму более 600 млн рублей. При этом импорт зарубежного металла сократился более чем на 300 тонн, а это 5 железнодорожных вагонов. Традиционно высокий эффект достигается за счет применения эмульсионных технологий. В прошлом году с использованием битумных эмульсий устроено 1402 км поверхностных обработок покрытий автомобильных дорог. Экономический эффект от внедрения этого мероприятия составляет более 1,4 млрд рублей. Применяется технология производства холодных гравийно- эмульсионных смесей для строительства оснований и покрытий автомобильных дорог. Протяженность устроенных конструктивных слоев дорожной одежды с использованием этих материалов составила 13,2 км, получен экономический эффект в размере около 92 млн рублей.
В целях повышения уровня безопасности дорожного движения и снижения эксплуатационных расходов на отдельных участках автотрасс дорожники используют новую конструкцию тросового барьерного ограждения. По мнению специалистов, после широкого применения подобной технологии будет достигнут значительный экономический эффект. Ведь стоимость 1 км такого барьерного ограждения составляет около 145 млн рублей, а традиционного металлического — оцинкованного — 194 млн рублей. Среди других преимуществ тросового барьерного ограждения можно назвать небольшие эксплуатационные расходы. Так, при наезде автомашины на подобное барьерное ограждение производится в основном только замена стоек, да и на автомобиль тросовое барьерное ограждение действует не столь разрушающе, не говоря уже об увеличении шансов спасти жизнь человека.
Кроме того, активно продолжается устройство защитных слоев на покрытиях автомобильных дорог литыми холодными асфальтобетонными смесями по технологии «Сларри Сил» в объеме 146,3 км, для чего произведено и использовано более 25 тыс. т катионных битумных эмульсий. Помимо этого, освоена технология реабилитации асфальтобетонных покрытий методом пропитки с использованием специальных эмульсий. Реабилитация покрытия произведена на 17,6 км автомобильных дорог. Несомненный успех в освоении новых материалов принадлежит Химико-технологическому центру РУП «БелдорНИИ». Ученые добились получения шлакового щебня путем переработки отходов Белорусского металлургического завода. Полимерно-битумные композиции стали основой для внедрения мембранной технологии ремонта жестких дорожных одежд. Мембранная технология была опробована при устройстве защитной гидроизоляции ездового полотна на мостах. При этом достигнуто существенное снижение материалоемкости строительства и трудоемкости работ. Экономический эффект от внедрения превысил 60 млн рублей.
Экономия материальных, энергетических и трудовых ресурсов от использования научных разработок, изобретений и рационализаторских предложений составляет тысячи тонн материалов и миллионы долларов. Это важный резерв для выполнения напряженных производственных программ. Поэтому вложение денег в науку выгодно как отдельным предприятиям, так и всей отрасли в целом. Список внедренных разработок можно продолжить. За каждым таким фактом стоит напряженный творческий труд ученых и производственников.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Значительная часть этого успеха заключается в еще более активной работе ученых с производственными подразделениями по конкретным вопросам. Так, в РУП «БелдорНИИ» — головном дорожном институте — подсчитали, что экономический эффект на 1 рубль затрат, вложенных в науку, составлял 3,6-3,8 рубля. В качестве объекта примера плодотворного сотрудничества науки и практики возьмем Минскую кольцевую автодорогу. Впервые в практике дорожного строительства страны при устройстве покрытия на МКАД были применены щебеночно- мастичные асфальтобетонные смеси с добавлением целлюлозного волокна. В общей сложности на автодороге уложено 73,4 тыс. тонн такого материала. Экономический эффект от совместной работы отдела асфальтобетона и дорожных технологий РУП «БелдорНИИ» с РУП «Магистральавтодор» и трестами «ДСТ- 5» и «СМТ-8» составил более 820 млн рублей.
Не менее эффективна примененная на МКАД технология и организация работ по возведению земляного полотна на переходах через болота в пойме реки Цна. Замена варианта насыпи со свайным полем и железобетонными плитами на плавающую насыпь, армированную сплошными прослойками геотекстильного полотна, позволила ускорить строительство и получить экономический эффект от внедрения этой технологии на сумму около 900 млн рублей. Кроме этого, на одном путепроводе через железную дорогу Рославль-Кричев аналогичное решение позволило заменить балки центрального пролета длиной 33 м на балки длиной 24 м и получить эффект 46,5 тыс. рублей в ценах 1991 г. Внедрение новых разработок отдела мостов РУП «БелдорНИИ» принесло свои положительные результаты. Только предложенное нашими разработчиками применение арматурных сталей, выпускаемых Белорусским металлургическим заводом, в мостовых конструкциях позволило получить экономический эффект на сумму более 600 млн рублей. При этом импорт зарубежного металла сократился более чем на 300 тонн, а это 5 железнодорожных вагонов. Традиционно высокий эффект достигается за счет применения эмульсионных технологий. В прошлом году с использованием битумных эмульсий устроено 1402 км поверхностных обработок покрытий автомобильных дорог. Экономический эффект от внедрения этого мероприятия составляет более 1,4 млрд рублей. Применяется технология производства холодных гравийно- эмульсионных смесей для строительства оснований и покрытий автомобильных дорог. Протяженность устроенных конструктивных слоев дорожной одежды с использованием этих материалов составила 13,2 км, получен экономический эффект в размере около 92 млн рублей.
В целях повышения уровня безопасности дорожного движения и снижения эксплуатационных расходов на отдельных участках автотрасс дорожники используют новую конструкцию тросового барьерного ограждения. По мнению специалистов, после широкого применения подобной технологии будет достигнут значительный экономический эффект. Ведь стоимость 1 км такого барьерного ограждения составляет около 145 млн рублей, а традиционного металлического — оцинкованного — 194 млн рублей. Среди других преимуществ тросового барьерного ограждения можно назвать небольшие эксплуатационные расходы. Так, при наезде автомашины на подобное барьерное ограждение производится в основном только замена стоек, да и на автомобиль тросовое барьерное ограждение действует не столь разрушающе, не говоря уже об увеличении шансов спасти жизнь человека.
Кроме того, активно продолжается устройство защитных слоев на покрытиях автомобильных дорог литыми холодными асфальтобетонными смесями по технологии «Сларри Сил» в объеме 146,3 км, для чего произведено и использовано более 25 тыс. т катионных битумных эмульсий. Помимо этого, освоена технология реабилитации асфальтобетонных покрытий методом пропитки с использованием специальных эмульсий. Реабилитация покрытия произведена на 17,6 км автомобильных дорог. Несомненный успех в освоении новых материалов принадлежит Химико-технологическому центру РУП «БелдорНИИ». Ученые добились получения шлакового щебня путем переработки отходов Белорусского металлургического завода. Полимерно-битумные композиции стали основой для внедрения мембранной технологии ремонта жестких дорожных одежд. Мембранная технология была опробована при устройстве защитной гидроизоляции ездового полотна на мостах. При этом достигнуто существенное снижение материалоемкости строительства и трудоемкости работ. Экономический эффект от внедрения превысил 60 млн рублей.
Экономия материальных, энергетических и трудовых ресурсов от использования научных разработок, изобретений и рационализаторских предложений составляет тысячи тонн материалов и миллионы долларов. Это важный резерв для выполнения напряженных производственных программ. Поэтому вложение денег в науку выгодно как отдельным предприятиям, так и всей отрасли в целом. Список внедренных разработок можно продолжить. За каждым таким фактом стоит напряженный творческий труд ученых и производственников.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2007 год в рубрике дороги