Новое в техническом нормировании
С 1 сентября 2007 г. в Беларуси вводится в действие СТБ 1300-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения». Как подчеркнули в Госстандарте, документ устанавливает ряд новых требований.
В частности, в стандарте откорректированы требования к применению дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, светофоров. Введены требования к применению дорожных знаков переменной информации и точечных световозвращающих элементов. Кроме этого, дополнены требования к транспортным дорожным ограждениям. Например, установлены величина степени их энергоемкости, величина динамического прогиба, рабочая ширина, минимальная высота. В новой редакции СТБ 1300-2007 четко определен порядок назначения степеней удержания ограждений в зависимости от сложности дорожных условий. Полностью переработаны положения, относящиеся к применению направляющих устройств и островков безопасности. Учтены требования европейских стандартов, касающихся дорожных ограничительных систем. К слову, эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в значительной степени определяется качеством дорожных работ. Это утверждение применимо не только к белорусским дорогам, но и к российским. По информации специалистов Росавтодора, за последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества. Проделана колоссальная работа по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это, в свою очередь, позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований.
Однако, как подчеркивается в концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве России, если перейти от качественных показателей дорожных работ к показателям состояния дорожной сети, то объем нерешенных задач в последние годы возрастает. Ровность дорожных покрытий, являющаяся интегральным показателем их технического состояния на 37% протяженности федеральных автодорог, находится ниже установленного уровня. Около 10 тыс. км федеральных автомобильных дорог исчерпали свою пропускную способность. В то же время, эксплуатационные показатели существующей сети свидетельствуют о необходимости их существенного улучшения. Это проблема не только комфортности проезда, но и скорости доставки грузов, транспортных издержек, эффективности функционирования экономики в целом. Среди причин роста количества дорожно-транспортных происшествий, случившихся в последние годы, отмечается и несоответствие бурного роста автомобильного парка протяженности сети автомобильных дорог и их технических параметров. Наиболее ярко это проявляется в городах, где за последние 10 лет уровень автомобилизации в некоторых из них возрос на 240%, а протяженность улично-дорожной сети — только на 2-3%. Таким образом, сложившийся уровень состояния дорожной сети и потребности национальной экономики требуют перехода на новый уровень понимания качества в дорожной отрасли, характеризуемый выдвижением на первый план не отдельных параметров дорожных работ, а показателей состояния дорожной сети в целом.
Протяженность федеральных дорог составляет 47,1 тыс. км, а общая протяженность дорог субъектов России — 553,5 тыс. км. Для сравнения: сеть автомобильных дорог Беларуси общего пользования составляет 83,64 тыс. км, в том числе республиканские дороги — 15.426 км и местные дороги — 68.214 км. Восстановительная стоимость основных фондов предприятий дорожной отрасли (республиканской и коммунальной форм собственности) на 1 января 2007 г. составляет 24,8 трлн рублей, или 9% всех основных фондов страны. За 2006 год сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 682 км за счет принятия в сеть общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий — 662 км — и нового строительства — 20 км. Твердое покрытие имеют 73.087 км (87,4%) дорог общего пользования, в том числе республиканские — 15.426 км (100%), местные — 57.661 км (84,5%). Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог за 2006 год уменьшилась на 213 км и составила 10.553 км. Наличие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 квадратных километров территории составило 352,1 км, на 1000 жителей страны — 7,5 км. Как показывает международный опыт развития различных производственных сфер, внедрение современных методологий, обеспечивающих качество, дает огромный экономический эффект и позволяет снизить себестоимость работ за счет уменьшения объемов исправления брака, повысить качество производимых работ и условий труда, а также достичь высокого уровня конкурентоспособности. Непосредственно для предприятий современные системы менеджмента качества дают стратегическую цель и планирование, концентрацию усилий на наиболее существенном, уменьшение «холостых» усилий, улучшение реализации целей предприятий. Можно предположить, что повышение качества работ в системе дорожного хозяйства позволит повысить его общую эффективность, снизить удельные затраты на ремонтные работы.
По мнению российских специалистов, современная концепция качества предполагает как минимум построение систем менеджмента качества, соответствующих нормам ИСО серии 9000 версии 2000 года. В то же время, в достижении качества весьма эффективен переход от контроля к обеспечению. Наилучшие достижения в этой области реализуются в высоких технологиях, где измерения и контроль проводятся на начальных и основных этапах производства. Развитие этого подхода резко снижает брак, и приемочный контроль остается как функция не отбраковки, а подтверждения качества. Именно эта методология наиболее эффективна для дорожного хозяйства, уверены в Росавтодоре. Поэтому переход от контроля качества к его обеспечению возможен на основе комплексного анализа качества в дорожном хозяйстве, выделения ключевых направлений деятельности, приоритетов и планирования целевых мероприятий. Такой подход позволит существенно повысить прозрачность механизма деятельности дорожного хозяйства, оценить его эффективность на основе показателей, связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием сети автомобильных дорог.
Подготовил Александр ПАНИЧ
В частности, в стандарте откорректированы требования к применению дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, светофоров. Введены требования к применению дорожных знаков переменной информации и точечных световозвращающих элементов. Кроме этого, дополнены требования к транспортным дорожным ограждениям. Например, установлены величина степени их энергоемкости, величина динамического прогиба, рабочая ширина, минимальная высота. В новой редакции СТБ 1300-2007 четко определен порядок назначения степеней удержания ограждений в зависимости от сложности дорожных условий. Полностью переработаны положения, относящиеся к применению направляющих устройств и островков безопасности. Учтены требования европейских стандартов, касающихся дорожных ограничительных систем. К слову, эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в значительной степени определяется качеством дорожных работ. Это утверждение применимо не только к белорусским дорогам, но и к российским. По информации специалистов Росавтодора, за последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества. Проделана колоссальная работа по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это, в свою очередь, позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований.
Однако, как подчеркивается в концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве России, если перейти от качественных показателей дорожных работ к показателям состояния дорожной сети, то объем нерешенных задач в последние годы возрастает. Ровность дорожных покрытий, являющаяся интегральным показателем их технического состояния на 37% протяженности федеральных автодорог, находится ниже установленного уровня. Около 10 тыс. км федеральных автомобильных дорог исчерпали свою пропускную способность. В то же время, эксплуатационные показатели существующей сети свидетельствуют о необходимости их существенного улучшения. Это проблема не только комфортности проезда, но и скорости доставки грузов, транспортных издержек, эффективности функционирования экономики в целом. Среди причин роста количества дорожно-транспортных происшествий, случившихся в последние годы, отмечается и несоответствие бурного роста автомобильного парка протяженности сети автомобильных дорог и их технических параметров. Наиболее ярко это проявляется в городах, где за последние 10 лет уровень автомобилизации в некоторых из них возрос на 240%, а протяженность улично-дорожной сети — только на 2-3%. Таким образом, сложившийся уровень состояния дорожной сети и потребности национальной экономики требуют перехода на новый уровень понимания качества в дорожной отрасли, характеризуемый выдвижением на первый план не отдельных параметров дорожных работ, а показателей состояния дорожной сети в целом.
Протяженность федеральных дорог составляет 47,1 тыс. км, а общая протяженность дорог субъектов России — 553,5 тыс. км. Для сравнения: сеть автомобильных дорог Беларуси общего пользования составляет 83,64 тыс. км, в том числе республиканские дороги — 15.426 км и местные дороги — 68.214 км. Восстановительная стоимость основных фондов предприятий дорожной отрасли (республиканской и коммунальной форм собственности) на 1 января 2007 г. составляет 24,8 трлн рублей, или 9% всех основных фондов страны. За 2006 год сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 682 км за счет принятия в сеть общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий — 662 км — и нового строительства — 20 км. Твердое покрытие имеют 73.087 км (87,4%) дорог общего пользования, в том числе республиканские — 15.426 км (100%), местные — 57.661 км (84,5%). Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог за 2006 год уменьшилась на 213 км и составила 10.553 км. Наличие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 квадратных километров территории составило 352,1 км, на 1000 жителей страны — 7,5 км. Как показывает международный опыт развития различных производственных сфер, внедрение современных методологий, обеспечивающих качество, дает огромный экономический эффект и позволяет снизить себестоимость работ за счет уменьшения объемов исправления брака, повысить качество производимых работ и условий труда, а также достичь высокого уровня конкурентоспособности. Непосредственно для предприятий современные системы менеджмента качества дают стратегическую цель и планирование, концентрацию усилий на наиболее существенном, уменьшение «холостых» усилий, улучшение реализации целей предприятий. Можно предположить, что повышение качества работ в системе дорожного хозяйства позволит повысить его общую эффективность, снизить удельные затраты на ремонтные работы.
По мнению российских специалистов, современная концепция качества предполагает как минимум построение систем менеджмента качества, соответствующих нормам ИСО серии 9000 версии 2000 года. В то же время, в достижении качества весьма эффективен переход от контроля к обеспечению. Наилучшие достижения в этой области реализуются в высоких технологиях, где измерения и контроль проводятся на начальных и основных этапах производства. Развитие этого подхода резко снижает брак, и приемочный контроль остается как функция не отбраковки, а подтверждения качества. Именно эта методология наиболее эффективна для дорожного хозяйства, уверены в Росавтодоре. Поэтому переход от контроля качества к его обеспечению возможен на основе комплексного анализа качества в дорожном хозяйстве, выделения ключевых направлений деятельности, приоритетов и планирования целевых мероприятий. Такой подход позволит существенно повысить прозрачность механизма деятельности дорожного хозяйства, оценить его эффективность на основе показателей, связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием сети автомобильных дорог.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2007 год в рубрике дороги