История и современность

В Беларуси в состав проходящих по ее территории трех трансъевропейских транспортных коридоров входит 1513 км международных дорог СНГ, или 42% от их общей протяженности. Международные автомобильные дороги СНГ являются важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов и пассажиров через территории государств, поэтому, если в стране не будет хороших дорог — значит, не будет и развитой экономики. В то же время, местные и межгосударственные транспортные артерии играют в экономике страны не менее важную, а порой и более значимую роль. В настоящее время, когда на месте распавшегося Советского Союза образовались самостоятельные государства, большое значение приобрели дороги, связывающие Беларусь с близлежащими государствами. В частности, речь идет о белорусско-российских дорогах. Отметим, что по итогам первого полугодия текущего года товарооборот страны со странами Содружества составил $13.038,5 млн, в том числе экспорт — $4937,25 млн, импорт — $8101,25 млн. При этом доля России в общем объеме товарооборота составила 86%, в общем объеме экспорта — 79,7%, в общем объеме импорта — 89,8%.

Автодорога Москва — Минск


Начало строительства магистрали относится к 30-м годам XX века. В 1934 году правительство СССР приняло постановление по улучшению дорожного хозяйства. В марте того же года и было принято решение о строительстве автомобильной магистрали между Москвой и Минском. Строительство автодороги сразу же превратилось в одну из самых больших советских дорожных строек. Первоначально предполагалось провести трассу по старому Смоленскому тракту, но экономические расчеты показали, что строительство новой дороги будет более экономичным и технически обоснованным. В 1934- 1935 годах проводились изыскания и проектирование будущей автомагистрали. Параллельно строящейся магистрали предполагалось строительство тракторного пути. Для прогона на пастбище скота прилегающих совхозов и колхозов предусматривалось создание через каждые 5 километров специальных скотопрогонов. Ввод автомагистрали в строй намечался на 1942 год. Общая смета расходов составила 1 млрд рублей. Отметим, что в 1936 и 1937 годы планы строительства неоднократно менялись. В итоге в июне 1938 года общая стоимость строительных работ была определена в 631,6 млн рублей, срок сдачи в эксплуатацию сжат до 1940 года, к работам было решено привлечь заключенных. Объем работ, которые строителям предстояло выполнить, был необычайно велик. Для возведения земляного полотна требовалось 20 млн кубометров земли, требовалось подвезти 655 тыс. кубометров камня, 628 тыс. кубометров щебня, более 1 млн кубометров гравия, свыше 2,5 млн кубометров песка. Для осуществления этого грандиозного строительства создавалось Управление строительства дороги, располагавшееся в Вязьме. В подчинении Управления находились 9 отделений, располагавшихся вдоль всей трассы — в селах и городах Голицыно, Гжатск, Гурни, Ярцево, Гнездовье, Бобер, Приямино, Борисов, Жодино. Наряду с заключенными на строительстве работали и вольнонаемные рабочие, но доля их среди всех работающих на дороге была незначительна. Всего на строительство было направлено 105 тыс. человек, которые расчищали трассу, корчевали пни, возводили земляное полотно. Работы в большинстве своем осуществлялись вручную, поскольку дорожно- строительной техники не хватало.

В первые дни Великой Отечественной войны вдоль дороги развернулись ожесточенные бои между частями Красной Армии и войсками группы армий «Центр», рвавшимися к Москве. К октябрю 1941 года почти вся дорога, оказалась в руках врага. Однако уже в декабре 1941 — феврале 1942 года, когда развернулась Московская битва, гитлеровские войска начали отступать. Откатываясь на Запад под ударами Красной Армии, враг нанес огромные разрушения дороге. Почти все искусственные сооружения (мосты, путепроводы и т.д.) были взорваны, подходы к ним разрушены или заминированы. На отдельных участках в насыпях полотна дороги враг устроил подземные штольни, заполненные минами, снарядами, авиабомбами, взрывчаткой. Особенно сильным разрушениям подверглась дорога в тех районах, где враг при отступлении оказывал упорное сопротивление. Общий ущерб, нанесенный дороге в период войны, составил по самым приблизительным оценкам колоссальную сумму — 170 млн рублей. Учитывая важность этой дороги для Советского Союза восстановительные работы на полотне начались уже в 1942 году. По мере освобождения дороги от врага для ее восстановления и обслуживания сразу же организовывались дорожно-эксплуатационные участки: ДЭУ-861, ДЭУ-862, ДЭУ-863, ДЭУ-864, ДЭУ-865. Эти организации поделили автомагистраль на участки и обеспечивали их содержание. За ДЭУ-861 был закреплен участок дороги между 7 и 114 км, за ДЭУ-862 — участок между 115 и 227 км, за ДЭУ- 863 — участок от 227 до 335 км, за ДЭУ-864 — участок от 336 до 449 км. ДЭУ-865 ведало участком дороги западнее 450 км. Тем не менее, работы по восстановлению шоссе ввиду большого масштаба разрушений проводились и по окончании войны — в 1946-1950 и 1951-1955 годах. В этот период были отстроены мосты через реки Ока и Бобр, проведены масштабные работы по асфальтированию дорожного полотна. Было начато строительство АЗС на 175, 273 и 497 километрах. На базе ремонтных мастерских, находившихся в ведении ДЭУ-861, создавались центральные ремонтные мастерские. На сильно заносимых в зимнее время участках дороги было создано большое количество снегозадерживающих посадок. В итоге к 1956 году вся автомагистраль и подъезды имели асфальтобетонное покрытие.

Параллельно с работами по восстановлению и обустройству шоссе происходили бесконечные реорганизации дорожных служб, что не способствовало улучшению качества обслуживания трассы. В 1956 году на основе решения Совмина СССР участок автомагистрали Москва — Минск от Москвы до границы РСФСР с БССР (456 км) был подчинен министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, а от 456 км до Минска передан Гушосдору при Совете Министров БССР. Одновременно с этим участком автомагистрали в подчинение Гушосдору при правительстве БССР были переданы и обслуживающие его ДЭУ-803 и ДЭУ-865. В том же году была произведена реорганизация ДЭУ на всей дороге от Москвы до участка «456 километр». Постепенно развивалась инфраструктура дороги. К началу 60-х годов на дороге было организовано 14 ДРП (дорожно-ремонтных пунктов), были достроены АЗС на 45, 175, 273, 384 км. Особую роль в истории дороги сыграла Олимпиада 1980 года, проводившаяся в Москве. За четыре года до этого, в 1976 году, приказом Минавтодора СССР был утвержден перечень автомобильных дорог, подлежащих подготовке для обслуживания Олимпийских игр. Основными мероприятиями по подготовке дороги являлись: усиление асфальтобетонного покрытия на 150 километрах дороги, устройство 56 автобусных остановок с автопавильонами, укрепление обочин и установка дорожных знаков. В итоге к началу Олимпиады были капитально отремонтированы 279 км шоссе, установлено 25 км барьерных ограждений из металлического бруса, 405 км дороги размечено термопластиком. В настоящее время на дороге имеется 175 мостов и путепроводов, 65 транспортных развязок в двух уровнях, 933 водопропускные трубы, установлено 10 тыс. дорожных знаков, 25 тыс. сигнальных столбиков, 274 км барьерного ограждения из металлического бруса, эксплуатируется и содержится более 700 км кабельных линий, 16 систем каналообразующей аппаратуры, задействовано в работе 12 дорожноизмерительных станций, 7 автоматических учетных пунктов интенсивности дорожного движения. Из объектов сервиса на дороге, за содержание которых несет ответственность «Белавтострада», имеется 93 площадки для кратковременного отдыха водителей, 118 автобусных остановок, 103 автопавильона, 34 питьевых водоразборных колонок, 161 аварийно-вызовная колонка, 2 охраняемые автостоянки, 41 общественный туалет. Из объектов сервиса, владельцами которых являются другие субъекты хозяйствования и предприниматели, имеется: 40 АЗС, 2 медицинских пункта, 9 мотелей и кемпингов, 32 предприятия торговли, 75 пунктов питания, 27 пунктов связи, не считая аварийно- вызовных колонок, 19 СТО и пунктов мойки транспорта, 50 общественных туалетов. Дорога живет и развивается и сейчас, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России и Беларуси, помогая укреплять отношения между двумя государствами, содействуя их экономической интеграции.

Трасса Москва — Бобруйск

Одной из главных дорог, связавших Россию с соседними государствами, является автодорога Москва — Бобруйск. История образования этой дороги уходит в далекое прошлое. Во второй половине XVIII века после присоединения к России Польши возникает тракт Москва — Варшава, проходивший через Бобруйск. Учитывая стратегическое значение тракта, российские императоры XIX века уделяли большое внимание строительству и поддержанию тракта в надлежащем порядке. Так, в одном из указов Александра II отмечалось: «Московско-Варшавское шоссе, построенное волею блаженной памяти Императора Николая I, является важным путем в стратегическом отношении, почему и забота о содержании такого пути должна всецело лежать на обязанностях правительства». Тем не менее, выделявшихся денег на содержание шоссе не хватало, поэтому 9 февраля 1851 г. было опубликовано повеление Николая I о шоссейном сборе на участке тракта от Малоярославца до Бобруйска. Некоторое время дорогой заведовало особое Управление Московско-Варшавского шоссе, которое в 1852 году было упразднено, взамен были созданы Дистанции по шоссейным путям. До 1937 года покрытие дороги оставалось на всем протяжении белым. С 1937 по 1940 год покрытие участка дороги от Москвы до Юхнова было переведено из белого в черное. В этот же период на участке между 110 и 126 км был положен горячий песчаный асфальтобетон.

В настоящее время, автодорога Москва — Варшава является дорогой федерального значения в РФ, именуется «Москва — Малоярославец — Рославль», проходит по территории Московской, Калужской, Смоленской областей и обеспечивает транспортную связь с городами Медынь, Юхнов, Малоярославец, Рославль и Беларусью. Автомагистраль имеет параметры II технической категории, дорогу обслуживают подрядные коллективы ГУП ФС ДРСУ — 3, 6, 7. Несмотря на дефицит средств, ведутся работы по реконструкции и строительству новых участков шоссе. Так, были построены мостовые переходы в Калужской области через реки Шаня, Пополта, Ресса; в Смоленской области — через реки Днепр, Остер и Хмара. В 1996 году был введен в эксплуатацию крупный мостовой переход через реку Пара на 82 км автодороги. В 1998 году началось строительство объездной дороги вокруг Малоярославца, который планируется сдать в 2003 году. На протяжении всей дороги запланирована перестройка мостов с доведением их ширины до 11,5 м и усилением конструкций.

Реконструкция автодороги «Дон»

На завершение работ по реконструкции автодороги М-4 «Дон» предполагается выделить 84 млрд руб. в действующих ценах. Об этом сообщает пресс- служба Минтранса России. По информации ведомства, указанные средства предусматривается направить в первую очередь на участки в Воронежской и Ростовской областях для обеспечения разделения движения на участках, реконструкцию участка Горячий Ключ — Новороссийск и реконструкцию ранее введенных в эксплуатацию участков дороги. Отметим, что вопрос реконструкции автомагистрали М-4 «Дон» затрагивался министром транспорта РФ Игорем Левитиным 20 августа на производственном совещании. В рамках утвержденной подпрограммы «Автомобильные дороги» на 2007-2009 годы предусмотрена реконструкция 175 км автодороги с объемом капитальных вложений 37 млрд 108 млн рублей и ремонт 1133 км с объемом финансирования 10 млрд 662 млн рублей.

Напомним, что в начале мая текущего года министр транспорта РФ совершил рабочую поездку по федеральной автомобильной трассе М-4 «Дон», в ходе которой ознакомился с текущим состоянием дороги, ходом ремонта, реконструкции и планом модернизации на всем ее протяжении. «По итогам рабочей поездки была разработана программа ускоренного развития автомагистрали М-4 «Дон» в 2007-2009 годах», — подчеркнули в пресс-службе Минтранса. В соответствии с документом планируется завершить строительство обхода г. Богородицка и пусковых комплексов на строительстве обходов городов Ефремова, Яркино, Мамона, Богучара с окончательным вводом их в действие в 2010 году, а также завершить строительство мостовых переходов через реки Сосна, на обходе Ельца, Дон, на обходе Богучары, Северский Донец у г. Каменск-Шахтинского и р. Калитва. На территории Краснодарского края будет реконструирована автодорога М-4 «Дон» под I техническую категорию на протяжении 144,1 км. Фактически будет осуществляться проезд автотранспорта с разделением потоков от 21 км до населенного пункта Горячий Ключ Краснодарского края (1382 км). Потоки на этих участках планируется разделить к 2013 году. На совещании было отмечено, что для выполнения представленного проекта программы необходимо дополнительное выделение в 2007 году 1,518 млрд рублей, в 2008 — 25,298 млрд рублей и в 2009 — 33,184 млрд рублей. Надлежит разработать и откорректировать проектно-сметную документацию на 412 км дороги с направлением на эти цели в ценах 2007 года 395,0 млн рублей. Предусматривается также значительное увеличение объемов средств на ремонт и капитальный ремонт существующей автодороги. В 2007 году на эти цели выделяется 982 млн рублей, в 2009 году — 5396 млн рублей. В ходе совещания были рассмотрены вопросы эксплуатации участков автодороги «Дон» на платной основе. В III квартале 2007 г. ожидается получение заключения Главгосэкспертизы по инженерным проектам реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» на участках МКАД — Кашира (21 км — 117 км) в Московской области и от начала обхода г. Задонска до обхода с. Хлевное (414,7 км — 464,3 км) в Липецкой области с использованием в качестве альтернативных бесплатных участков автодороги М-2 «Крым» и местной дорожной сети с приведением ее в нормативное состояние. Реализация платного участка в Липецкой области проекта возможна как за счет государственных средств, так и за счет инвесторов с использованием концессионных механизмов. Правительственной комиссией одобрено предложение о проектировании участка Абинск — Кабардинка для эксплуатации на платной основе.

На совещании обсуждался также вопрос использования концепции интеллектуальных транспортных систем для комплексного и локального управления дорожным движением. Автотрасса «Дон» имеет 97 особо опасных участков протяженностью более 102 км. Внедрение данной системы позволит осуществлять наблюдение и контроль за техническим состоянием дорожного покрытия, метеообстановкой на дороге, соблюдением правил участниками дорожного движения. В состав системы могут входить не только телекамеры регистрации нарушений скоростного режима, осуществляющие мониторинг автотрассы, но и пункты экстренного вызова помощи при ДТП. Дорога «Дон» пересекает территорию 7 субъектов Российской Федерации и обеспечивает без пересечения государственных границ транспортные связи Центрального, Северо-Западного, значительной части Приволжского федеральных округов с Югом России, морскими портами Черного и Азовского морей, крупнейшими в России курортными районами. Протяженность автодороги — 1543 км. Условия эксплуатации кардинально изменились по сравнению с тем периодом, когда она была построена. Сейчас на различных участках дороги проходят от 9 до 33 тыс. автомобилей в сутки, а на подмосковном участке — до 67 тыс. Значительную часть транспортного потока составляют тяжелые грузовые транспортные средства и автопоезда с нагрузкой на ось, в два и более раз превышающей нормативы, на которые первоначально была рассчитана дорога.

Подготовил по материалам Росавтодора и Белавтодора Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость