Платных автодорог станет больше?

В России все-таки решили пойти по пути строительства частных и платных автомагистралей. Как заявил 17 августа на заседании правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта первый заместитель главы правительства России Сергей Иванов, в стране созданы необходимые условия для участия частных инвесторов в строительстве платных автомобильных дорог. «До сих пор развитие дорожной инфраструктуры в нашей стране осуществлялось главным образом за счет государственного финансирования и управления. Сегодня очевидно, что такой подход просто не позволяет нам сохранить необходимые темпы дорожного строительства и развивать дорожную сеть», — сказал он. На сайте правительства также сообщается, что по законодательству построенные или реконструированные с привлечением средств инвесторов автодороги будут являться государственной собственностью. В то же время, закон позволяет обеспечить долгосрочные гарантии, защиту прав обеих сторон, а также интересов пользователей дорог.

Практика платных автомобильных дорог существует во многих странах мира. Однако белорусские дороги остаются бесплатными для проезда автотранспорта. Соответствующее решение принималось исходя из интенсивности движения транспорта на дорогах, объемов инвестиций, необходимых для улучшения эксплуатации дорог и строительства пунктов взимания дорожных сборов. Напомним, что в стране действует только одна платная автомагистраль М-1/Е-30 (Брест — Минск — граница с РФ), и в департаменте долгое время обсуждался вопрос пополнения дорожного фонда за счет взимания прямой платы за проезд по автомобильным дорогам. Так, в 2004 году дорога М1/Е30 пополнила бюджет на $24,4 млн. Эксплуатация ее в платном режиме позволяет обеспечивать погашение кредита Европейского Банка реконструкции и развития, а также направлять около 50% средств на содержание и ремонт.

Чтобы вводить плату за проезд, дорога должна быть первой категории, иметь покрытие в отличном состоянии и хорошие условия для безопасного движения. Допустимая скорость движения, исходя из зарубежного опыта — предпочтительно не менее 100 км в час. Интенсивность движения на платной автодороге — не менее 12 тысяч автомобилей в сутки. «Это позволяет возместить расходы на ремонт и содержание дороги. При этом уровень платы не должен превышать $0,05 за 1 км с легкового автомобиля и $0,20 с грузового», — пояснили в департаменте «Белавтодор». Пока этим требованиям соответствуют участки автодорог М-6 Минск — Гродно (от Минска до д. Першаи, от Скиделя до Гродно, от Лиды до Гродно), М-3 Минск — Витебск (от Минска до Логойска), М-8/Е-95 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной (от Орши до обхода Могилева), Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвией (от Витебска до Полоцка). Для изучения возможности взимания платы за проезд по этим участкам автодорог проводились соответствующие экономические обоснования. В частности, учитывались дополнительные расходы по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог, строительству и эксплуатации пунктов взимания дорожных сборов. Так, расчеты на 20-летнюю перспективу при ежегодном темпе роста интенсивности движения для грузовых автомобилей и автобусов 3%, легковых — 5% показывают, что строительство одного пункта взимания дорожных сборов составляет $0,64 млн, а расходы на его содержание — $0,3 млн (по данным РУП «Белавтострада»). Например, на участке автодороги М-6 Минск — Гродно: Минск — д. Першаи существующая интенсивность движения составляет 5210 автомашин в сутки. Для приведения ее в соответствие необходимым требованиям понадобится около $23 млн, а вот среднегодовая сумма сборов за проезд составит лишь $1,76 млн. Приблизительно такая ситуация и с другими участками рассматриваемых автодорог. Конечно, вопрос взимания платы с пользователей автодорог не снят с повестки окончательно — это европейская практика содержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии. К тому же, за счет платных дорог можно пополнить республиканский дорожный фонд, из которого осуществляется также развитие придорожной инфраструктуры, модернизация и строительство новых участков дорог.

К слову, Европейская комиссия в докладе «Транспортная политика Европы до 2010 года», предлагает ряд мер по улучшению дорог, в числе которых — введение автодорожных сборов, возрождение альтернативных видов транспорта и др. Отметим, что по пути развития платных магистралей вслед за европейскими странами пошла и Украина. На основе эксперимента эксплуатации на платной основе будет осуществлена реконструкция одного из участков дороги Киев — Одесса. Предполагается, что плата за проезд легкового автомобиля составит 21 гривну, грузового — 38 гривен.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость