Новый мост через Днепр

Мостовое хозяйство Беларуси на прошлой неделе пополнилось еще одним современным искусственным сооружением. Новый мост связал два берега Днепра: поселок Копысь и поселок Александрия (Могилевскую и Витебскую области).

Искусственное сооружение длиной в 160 м возведено в кратчайшие сроки — за полтора года, его строительство обошлось недорого — примерно в $3 млн. Мост выполнен по современным технологиям и отвечает всем необходимым техническим параметрам по осевым нагрузкам. По словам специалистов департамента «Белавтодор», при строительстве моста использовалась специальная конструкция опор, которая позволяет в условиях низких температур избегать обледенения. Отметим, что мостовое сооружение спроектировано специалистами РУП «Белгипродор», а строительные работы производились «Мостоотрядом» №425, строительным трестом №1 и другими организациями области. Заказчиком проекта выступил «Гомельавтодор». Напомним, что за последнее время это не первый объект строительных и подрядных организаций департамента «Белавтодор». Совсем недавно, 27 июня, был введен в эксплуатацию мост через реку Уборть на 60 км автодороги Р-128 Туров — Лельчицы — Словечно. Мост связывает два берега поймы крупной реки, а дорога Р-128 является транспортной артерией, соединяющей Лельчицкий и Ельский районы между собой и со всем Полесским регионом Гомельской области. Кроме того, данный маршрут выходит на внешнюю границу Беларуси с Украиной. Общая длина моста составляет 148 м, и он входит в перечень больших мостов страны. Стоимость реконструкции сооружения составляет около 4 млрд рублей. Здесь применен ряд современных технических решений и конструкций: 7 пролетов смонтированы из цельноперевозимых преднапряженных железобетонных балок длиной 21 м, при оформлении подходов к мосту использованы интересные архитектурные решения. Новый мостовой переход отвечает по своим параметрам современным нормативам, здесь обеспечены комфортные и безопасные условия движения.

Искусственные сооружения являются неотъемлемой частью автомобильных дорог и в значительной степени определяют их пропускную способность. Мосты и путепроводы как объекты стратегической важности непосредственно влияют на экономическое развитие государства, являются элементом национальной безопасности страны. Поэтому для Беларуси с ее более чем 2 тыс. реками задача по обеспечению надежности мостового парка имеет первостепенную важность. Тем временем состояние мостового парка страны по-прежнему вызывает беспокойство руководства департамента «Белавтодор». На республиканских дорогах эксплуатируется 2257 мостов. В 2006 году проведена очередная диагностика всех сооружений. Средняя оценка их состояния за 2 года возросла с 4,8 до 5,2 балла. Вместе с тем имеется отрицательная динамика, отражающая несоответствие мостов нормативным требованиям. Согласно результатам диагностики, более 29% мостовых сооружений не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габаритам. В Витебском, Гомельском автодорах и РУП «Белавтострада» средняя оценка, характеризующая состояние сооружений, увеличилась, а в Гродненском и Могилевском — уменьшилась. В настоящее время неотложный ремонт необходим на 272 сооружениях, что на 67 сооружений больше по отношению к осеннему осмотру 2005 года. Макроэкономические расчеты, выполненные с использованием программного комплекса «Белмост», показывают, что для доведения технических параметров мостов до нормативных необходимо 780 млрд руб. В то же время капремонт мостов выполнен только на 39,6 млрд рублей. Несмотря на полуторное увеличение по сравнению с 2005 годом объема финансирования мостовых работ, принимаемые меры позволяют только поддерживать состояние мостового парка, не допуская его ухудшения. Кардинально изменить ситуацию можно лишь при условии абсолютного увеличения дорожного фонда, так как в нынешней ситуации дальнейшее увеличение финансирования мостовых работ без ущерба состоянию дорог невозможно.

На местных дорогах эксплуатируется более 3 тысяч мостовых сооружений. В настоящее время однозначно оценить состояние сооружений на местной сети не представляется возможным. По состоянию на начало года обследовано и внесено в базу данных «Белмост» лишь 246 из них. При этом только «Минскоблдорстрой» проводит работу по диагностике, однако и это предприятие за 2 года продиагностировало только треть мостов. В настоящее время Департаментом совместно с национальным кадастровым агентством разрабатывается методология учета всех мостовых сооружений страны. Реализация этой задачи позволит создать единый банк данных. Отметим, что еще ранее руководством отрасли было принято решение создать в управлении содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» отдел мостового сектора, а в регионах — полноценные мостовые службы. Основная задача новой структуры — исправить критическую ситуацию в мостовом хозяйстве страны. Результаты диагностики мостовых сооружений на республиканской сети показали, что общая оценка их эксплуатационного состояния составляет 4,4 балла (от 4 в Магистральавтодоре до 5,7 в Белавтостраде). Эти данные красноречиво говорят о том, что в целом отрасли удалось остановить ухудшение технического состояния мостового парка (накопление недоремонтов), а также несколько улучшить его состояние (с 4,15 балла в начале минувшего года). Вместе с тем, достаточно большая доля сооружений по-прежнему имеет низкую оценку: 378 мостов — от 1 до 3 баллов, что составляет 16,8% от общего количества. В целом общая оценка транспортно-эксплуатационного состояния мостового парка на республиканской сети улучшилась. Поэтому следующей стратегической задачей отрасли является доведение технического состояния сооружений до нормативных требований. Отметим, что соответствующие акценты расставлены и в проекте Государственной программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Что же необходимо предпринять для реализации этой задачи?

Естественно, что увеличения финансирования ожидать не приходится. В связи с этим требуется пересмотреть применяемые проектные решения, материалы, конструкции и технологии в части снижения сметной стоимости работ с сохранением и улучшением качества строительной продукции. В этом плане одним из основных источников повышения эффективности капвложений может стать использование интеллектуальной собственности научных и проектных организаций отрасли. Необходимо шире применять новые технологии и материалы, позволяющие повысить не только надежность, но и долговечность эксплуатируемых сооружений. Пока же предприятия за редким исключением действуют больше по старинке, традиционными методами, тогда как десятки патентов продолжают оставаться невостребованными. Поэтому, возможно, следует разработать комплексную программу использования интеллектуальной собственности при проектировании, строительстве, ремонте и содержании мостов. Кроме этого, следует повысить роль и ответственность мостовых инспекций на каждом этапе комплекса работ по содержанию, ремонту и строительству искусственных сооружений. Особое внимание здесь следует уделить своевременности и полноте диагностики сооружений, назначению видов и сроков ремонтных работ, анализу предлагаемых проектных решений, наконец, контролю качества работ. Есть определенные вопросы и к нормативной базе. Дело в том, что общие классификаторы работ по содержанию, ремонтам, реконструкции и строительству не учитывают в полной мере специфики мостовых сооружений. В результате даже небольшие по объему и стоимости работы зачастую требуют составления проекта и согласований. Чтобы решить эту проблему, необходимо внесение соответствующих изменений в нормативную базу.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость