ДТП: Кто виновен – водитель или пешеход?

За 6 месяцев 2007 года на автомобильных дорогах общего пользования было совершено 1436 дорожно-транспортных происшествий (рост ДТП составил 4,3% в сравнении с аналогичным периодом 2006 года), при этом погибло 472 человека (рост на 12,1%) и получили ранения 1509 человек (рост на 2,4%). Об этом сообщил заместитель начальника управления содержания дорожной сети Александр Головнев. По его словам, в разрезе автодоров уменьшение числа ДТП произошло только на дорогах РУП «Бреставтодор» (на 9,7%) и РУП «Гродноавтодор» (на 19,2%). Уменьшение количества раненых отмечено на дорогах РУП «Бреставтодор» (на 27,7%), РУП «Гродноавтодор» (на 19,1%) и РУП «Могилевавтодор» (на 8,5%).

По прямой причине неудовлетворительного состояния дорог за первую половину года произошло 1 ДТП на автодороге Р-43 граница РФ-Кричев-Бобруйск- Ивацевичи РУП «Могилевавтодор», в котором погиб 1 человек и ранено 2 человека. Вид нарушений – неудовлетворительное обустройство места производства работ.

По сопутствующим причинам неудовлетворительного содержания дорог ДТП не зарегистрировано (за аналогичный период 2006 года было зафиксировано 2 таких ДТП). Доля количества дорожных происшествий на дорогах общего пользования от общего количества ДТП по республике составила 44,5%. По-прежнему основными виновниками дорожных происшествий на дорогах общего пользования являются водители транспортных средств и пешеходы. Из 2167 нарушений правил дорожного движения вина водителя усмотрена в 1654 случаях (76,3%), вина пешехода в 425 случаях (19,6%), вина велосипедиста в 79 случаях (3,6%).

Дорожными организациями ежегодно проводится работа по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и повышению безопасности движения на них. Задание первого полугодия 2007 год по повышению технического уровня и эксплуатационных качеств республиканских автомобильных дорог в целях улучшения безопасности дорожного движения выполнено по всем позициям. При этом устроено тротуаров и пешеходных дорожек 19,71 км (задание 4,73 км), оборудованных пешеходных переходов 21 шт. (задание 5 шт.), переходно-скоростных полос 9 шт. (задание 7 шт.), площадок для остановки автобусов 107 шт. (задание 19 шт.), площадок для отдыха 7 шт. (задание 3 шт.), удерживающих ограждений 13742 погонных метра (задание 3998 погонных метров), заасфальтировано обочин 12,29 км.

По данным статистики в республике в прошлом году (по сравнению с 2005 годом) возросло на 44% число ДТП на нерегулируемых перекрестках и на 19,7% – на нерегулируемых пешеходных переходах. В целях снижения тяжести последствий ДТП на таких участках предусматривается их обустройство «спящими полицейскими». В 2006 году на сети республиканских дорог было устроено 48 таких конструкций.

В настоящее время на республиканских дорогах имеется 113 мест, обустроенных «спящими полицейскими», и 204 места, обустроенных шумовыми полосами. В текущем году планируется обустроить «спящими полицейскими» 76 мест и шумовыми полосами 82 места. Анализ аварийности на республиканских дорогах, проходящих по населенным пунктам, показал, что за 1 полугодие на 21,4% уменьшилось количество ДТП, на 4,7% – число погибших и на 31,1% – раненых. Уменьшилось в населенных пунктах количество ДТП с участием пешеходов и погибших в этих ДТП соответственно на 1,6% и 21,4%. По состоянию на 1 января 2007 года на автомобильных дорогах общего пользования сформировалось 839 участков концентрации ДТП (по состоянию на 1 января 2006 года таких участков было 749).

В результате ежегодно выполняемых инженерных мероприятий на участках концентрации ДТП на начало 2007 года из перечня участков «убыло» (не попало под классификацию участков концентрации) 211 участков, которые были опасными в предыдущие годы. На 215 участках, ранее сформированных, не произошло ни одного ДТП, и эти участки считаются затухающими. В то же время было сформировано (прибыло) 299 новых участков концентрации ДТП. Участков концентрации ДТП, образованных только из-за наличия на них ДТП по сопутствующим дорожным условиям, на дорогах общего пользования не имеется. По мнению Александра Головнева, такая информация достоверна лишь отчасти, поскольку на данный момент методика, которая классифицировала бы место совершения нескольких ДТП как место их концентрации, несовершенна.

Наибольшая доля протяженности опасных участков от обслуживаемой протяженности дороги на следующих республиканских дорогах:
1. 80,2% – подъезд к Солигорску от автодороги Минск-Микашевичи;
2. 30,5% – подъезд к г.Каменцу;
3. 29,1% – Р-88 Житковичи-Давид Городок-гр. Украины;
4. 28,3% – подъезд к г.Гомелю;
5. 27,4% – Р-136 Войтешин-Хомск-Дрогичин.

По местным дорогам:
1. 93,4% – подъезд к санаторию Криница от а/д Минск-Молодечно-Нарочь;
2. 62,6% – Н-9638 Радково-Солигорск;
3. 59,4% – подъезд к д.М.Падень;
4. 43,9% – Н-9035 МКАД-Пашковичи-Новый Двор.

Наибольшее количество ДТП на участках концентрации от общего количества ДТП на дороге на следующих республиканских дорогах:
1. 100% – подъезд к Солигорску и подъезд к Каменцу;
2. 87,5% – подъезд к г.Лида;
3. 84,6% – Р-72 Осиповичи-Свислочь;
4. 83,3% – Р-40 Боровляны-Логойск;
5. 80,0% – подъезд к г.Гомелю.

По результатам обследования участков концентрации ДТП и анализа причин происшествий предприятиями автомобильных дорог разработаны мероприятия на 2007 год по повышению безопасности и улучшению условий дорожного движения на автомобильных дорогах. Мероприятия согласованы с УГАИ УВД облисполкомов.

Службы безопасности автодоров и облдорстроев занимают не слишком активную позицию в части выявления точного адреса мест совершения ДТП и выяснения истинных причин ДТП. В результате в статистическую отчетность передаются сведения, не отражающие истинного влияния дорожных условий на совершение ДТП. Мероприятия по устранению участков концентрации ДТП во многих случаях носят декларативный характер (обновление разметки, установка плакатов и т.п.). Поэтому в план НИОКР 2007 года включены и начаты работы по пересмотру рекомендаций по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП.

В новом документе для профилактики конкретных видов происшествий предусматривается на основе анализа всех возможных факторов совершения ДТП определить обязательные требования для разработки мероприятий по устранению участков концентрации ДТП, в первую очередь с целью исключения ДТП с тяжкими последствиями. Кроме этого планируется обеспечить учет и анализ всех факторов совершения ДТП (по вине водителей, пешеходов, велосипедистов, дорожного фактора и др.).

В июле текущего года наибольшее количество критических дефектов выявлено на дорогах РУП «Минскавтодор-Центр» – 40 шт.; РУП «Могилеававтодор» – 28 шт. и РУП «Гомельавтодор» – 23 шт. К тому же на дорогах всех облдорстроев не устранена критическая ямочность покрытий.

Александр Головнев затронул еще одну важную проблему – застой воды на некоторых участках автодорог. К примеру, 5 июля 2007 года на 224 км автодороги М-1/Е30 произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором погиб 1 человек и 3 человека получили ранения.

Как следует из материалов ДТП, около пяти часов вечера, в светлое время суток водитель автомобиля «Мерседес», двигаясь во время дождя, произвел наезд на застой воды на проезжей части, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения, и произошло столкновение с автомобилем «Пежо». Проведенной УГАИ МВД проверкой автодороги М-1/Е30 только на территории Барановичского района выявлено 6 мест с необеспеченным водоотводом (км 213+305, 216+993, 217+090, 222+405, 222+880, 223+430). При таянии снега в зимне-весенний период, а также во время дождя образуется застой воды, занимающий всю левую полосу движения. При наезде на него автомобиля в результате эффекта «аквапланирования» происходит потеря управляемости, выезд на встречную полосу, что создает предпосылки совершения ДТП с тяжкими последствиями. Предприятиям автомобильных дорог необходимо в кратчайшие сроки принять срочные меры по ликвидации участков застоя воды на проезжей части дорог, приводящей к аквапланированию транспортных средств. До проведения необходимых работ необходимо обозначить эти участки соответствующими дорожными знаками. В заключении своего выступления Александр Головнев обозначил еще одну проблему: при анализе смертности в результате ДТП не учитывается такой показатель, как время прибытия скорой медицинской помощи на место ДТП. Существуют данные, что при неоказании медицинской помощи в течение 20 минут показатель смертности увеличивается в несколько раз.

Василий КУРЛОВИЧ, Екатерина ГРИБ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость