В Беларуси отмечается старейший профессиональный праздник — День железнодорожника

День железнодорожника — самый старый из профессиональных праздников, но своей актуальности он не утратил. Жизнь многих белорусов так или иначе связана с железной дорогой. Коллектив БЖД составляет более 110 тысяч человек, многие жители нашей страны регулярно ездят на поездах и электричках отдыхать, в командировку или на дачу на выходные.

В 2007 году свой профессиональный праздник — День железнодорожника — труженики белоруской магистрали отмечают в 111-й раз. На долю
железнодорожного транспорта общего пользования в последнее десятилетие приходится около 75% всех выполняемых в стране грузовых и более 50% пассажирских перевозок. Белорусская железная дорога — это современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью 5,5 тыс. км. Наиболее крупные железнодорожные узлы — Минск, Брест, Гомель, Орша, Барановичи, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Витебск, Полоцк.

БЖД увеличила доходность

Белорусская железная дорога уверенно работает в рыночных условиях, претворяя в жизнь задания развития магистрали до 2010 года. Об этом сообщил 1 августа на пресс-конференции, посвященной профессиональному празднику — Дню железнодорожника, начальник БЖД Владимир Жерело. По его словам, за полугодие выполнены основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития отрасли. Так, доходы от перевозок грузов и пассажиров составили 121,1% к аналогичному периоду 2006 года; платные услуги — 97,3%; экспорт услуг — 116,5%; импорт услуг — 97,6%; целевой показатель по энергосбережению — -11,1%. За 6 месяцев пассажирооборот составил 4626,9 млн пасс./км, или 99,3% к аналогичному периоду прошлого года. Грузооборот — 23.434,1 тыс. ткм, или 106%. Перевезено грузов 67.627,4 тыс. т, или 104,2%. Одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги является развитие пассажирских перевозок, повышение качества предоставляемых услуг в поездах. За 7 месяцев 2007 г. ожидаемое выполнение пассажирооборота составит 5782,7 млн пасс./км, или 99,2% к уровню аналогичного периода 2006 года. Пассажирооборот в международном сообщении составит 105,1% к уровню соответствующего периода прошлого года. Объем местных перевозок также остается стабильным — 103,1% к 2006 году. В то же время Владимир Жерело отметил, что сокращаются объемы пригородных перевозок. Пассажирооборот в данном сообщении составит 94,3% к уровню аналогичного периода 2006 года. Сокращение объемов происходит по ряду не зависящих от Белорусской железной дороги социальных и демографических факторов: рост благосостояния населения, автомобилизация общества, старение сельского населения, широкое развитие сети маршрутных такси. Услугами белорусской магистрали пользуется большинство жителей страны. За 2006 год было перевезено 99,4 млн пассажиров.

Обновление состава

Белорусская железная дорога проводит планомерную работу по приобретению нового пассажирского подвижного состава. В 2007 году приобретены два вагона с кабиной управления дизель-поезда для эксплуатации на Могилевском отделении БЖД. В 2007 году запланировано закупить 1 дизель-поезд ДР1Б в 6-вагонном исполнении и 4 ед. мини-дизель-поездов в 3-вагонном исполнении. До 2010 года белорусская магистраль планирует приобретение 25 единиц такого подвижного состава. В целом в 2007 году планируется приобрести 23 пассажирских вагона, в том числе 2 вагона западноевропейского габарита РИЦ, 5 составов дизель-поездов. В целях улучшения сервисного обслуживания пассажиров на Белорусской железной дороге организовывается сборка новых пассажирских вагонов. 22 мая была проведена презентация плацкартных пассажирских вагонов Минского вагоноремонтного завода модели 61- 537 с установкой кондиционирования воздуха. В этом году Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова планирует поставить Белорусской железной дороге 18 новых пассажирских вагонов модели 61-537. В настоящее время разрабатывается документация по производству вагонов для инвалидов.

Грузоперевозки

В течение последнего десятилетия на территории Беларуси сложился ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Это в первую очередь перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов через порты Балтийского моря: Калининград, Вентспилс и Клайпеду. По удельному весу от общего количества перевезенных объемов грузов транзит составляет 36%. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста объемов транзитных перевозок. За январь-июнь по территории страны было перевезено 24,6 млн тонн транзитных грузов, что по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составило 102,3%. Наибольшими темпами росли перевозки нефтепродуктов (117% к 2006 г.), строительных грузов (126%), лесных грузов (132%), черных металлов (119%). Основные транзитные перевозки осуществлялись в такие страны и их порты, как Россия — 29,2 млн тонн, или 102% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе Калининградская область — 8,5 млн тонн или 101%; Литва — 4,8 млн тонн, или 165%; Украина — 2,5 млн тонн, или 109%.

Для увеличения объемов перевозок по II Международному транспортному коридору за счет переключения грузов с морского транспорта железнодорожными администрациями России, Беларуси, Польши и Германии в 2006 году проводилась работа по созданию совместного предприятия ЗАО «Евразия Рейл Логистик». Эта компания ставит целью оптимизировать перевозочный процесс, направленный на повышение качества транспортных услуг и увеличение объемов перевозимых грузов в рамках II транспортного коридора включая крупные европейские и азиатские транснациональные компании — такие, как Siemens, Volkswagen, Sony, Samsung. ЗАО «Евразия Рейл Логистик» намерено проводить мониторинг II коридора, решая задачи перевозочного процесса не с позиции отдельной железнодорожной администрации, а с позиции общего транспортного пространства учредителей компании. Оптимизация процесса перевозок грузов должна быть достигнута за счет внедрения единых перевозочных документов, развития информационного обмена между железными дорогами и контрольными органами, сокращения потерь времени и ресурсов на технологических стыках железных дорог. Одним из приоритетных направлений для Белорусской железной дороги является активизация работы и по привлечению внешнеторговых грузов в сообщении с Казахстаном, странами Центральной Азии и Китаем. С этой целью в марте 2007 года БЖД открыто представительство в столице Казахстана — г. Астане. Белорусской железной дорогой за 6 месяцев перевезено 16,9 млн тонн экспортных грузов, или 107,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Основные объемы экспорта составляют нефтепродукты, химические и минеральные удобрения, черные металлы, минерально-строительные грузы и лесные грузы. Значительно возросли объемы экспортных перевозок щебня с РУПП «Гранит» (167%), черных металлов с РУП «БМЗ» (103%), удобрений с РУП «ПО «Беларуськалий» (151%), ОАО «ГродноАзот» (в 4,7 раза), ОАО «Гомельский химический завод» (136%).

Современные технологии

Для совершенствования перевозочного процесса на Белорусской железной дороге большое внимание уделяется внедрению современных технологий. Одной из них является внедрение системы автоматической идентификации подвижного состава (САИПС). В настоящее время в вагонных депо завершается реализация проекта САИПС. Эта система позволяет более полно, с высокой оперативностью и достоверностью устанавливать место дислокации и время прохождения вагона и улучшить информирование клиента о нахождении груза. В целях повышения безопасности движения поездов вагонные депо оснащаются новыми стендами для ремонта и контроля тормозного оборудования и колесных пар вагонов. В 2007 году на Белорусской железной дороге будет установлена на межгосударственном входном стыке первая автоматизированная диагностическая система контроля параметров колесных пар вагонов на ходу поезда. Данная система позволит выявлять во время движения поезда дефекты и износ колес и роликовых букс. В связи с возросшей потребностью в перевозке грузов в контейнерах в Осиповичском вагонном депо наряду с ремонтом и производством 20-футовых контейнеров в текущем году планируется освоить новое производство и изготовить 100 штук большегрузных 40-футовых контейнеров типа 1АА. На БЖД создана мощная база ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава, что позволяет на протяжении уже более 11 лет не отправлять подвижной состав на ремонт за пределы Беларуси. Для сокращения эксплуатационных расходов, улучшения качества ремонта, снижения трудозатрат внедрены диагностические комплексы и приборы: комплекс «Магистраль» для диагностирования дизель-генераторных установок тепловозов, комплексы «Вектор-2000», «Спектр-07», «Диамех» и приборы «Контест РУД» для диагностики и определения технического состояния подшипников качения узлов и агрегатов подвижного состава, лазерные системы «Лис-РТ-3» для контроля и восстановления геометрических параметров тележек тепловозов.

Созданная база ремонта позволяет производить глубокую модернизацию подвижного состава. Так, по проекту Рижского вагоностроительного завода освоен капитально-восстановительный ремонт дизель-поездов ДР1 с продлением срока службы на 15 лет. Всем дизель-поездам, срок службы которых превышает 20 лет, производится данный ремонт. Также освоено изготовление и созданы на базе старых дизель-поездов ДР1 двух- и трехвагонные мини- дизель-поезда МДП. В настоящее время на малодеятельных участках уже работают 10 таких составов. В локомотивных депо Волковыск и Брест производится модернизация тепловозов серии 2М62 заменой дизелей на экономичные дизели 5-26ДГ производства Коломенского тепловозостроительного завода. Данная модернизация выполнена на 5 тепловозах, задействованных в пригородном движении, и 12 тепловозах грузового движения. До конца ІІІ квартала 2007 г. будут модернизированы еще 3 грузовых локомотива. Использование дизелей 5-26ДГ на тепловозах позволяет не только улучшить их техническое состояние, но и ежегодно экономить на одном тепловозе до 80 тонн дизельного топлива и до 10 тонн дизельного масла. Данная модернизация позволила добавить к основному парку грузовых тепловозов 2ТЭ10, которых для перевозки грузов недостаточно, еще 15 надежных тепловозов 2М62 и обеспечить в настоящее время грузовые перевозки в полном объеме. В настоящее время в локомотивном депо Орша создается база по ремонту пассажирских тепловозов ТЭП70. В стадии проектирования и строительства находятся цеха по ремонту дизелей и электрических машин в депо Волковыск, цех по изготовлению жгутов электропроводки для тепловозов 2ТЭ10 в депо Витебск, цех по капитальному ремонту кранов на железнодорожном ходу в депо Брест. Проведенная работа позволила успешно сертифицировать ряд локомотивных депо дороги на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001- 2001 по системе менеджмента качества ремонта и технического обслуживания подвижного состава, его узлов и агрегатов. Такие сертификаты получили локомотивные депо Барановичи, Лида, Молодечно, Брест, Волковыск. Также локомотивным депо Лида получен сертификат соответствия, удостоверяющий, что система управления окружающей средой соответствует требованиям ИСО серии 14000, а локомотивным депо Барановичи получен сертификат соответствия, удостоверяющий, что система охраны труда соответствует требованиям ОНSAS серии 18000. За последние 2 года приобретено 11 пассажирских тепловозов ТЭП70К и ТЭП70БС, 2 комфортных дизель-поезда ДР1Б для обеспечения межобластного сообщения, 1 дизель-поезд ДР1Б в 6- вагонном исполнении и 4 мини-дизель-поезда для пригородного движения, 31 вагон с кабиной управления дизель-поездов ДДБ и ДРБ, что позволило перейти к эксплуатации дизель-поездов в 6-вагонном исполнении с одной секцией тепловоза вместо 10-вагонных составов и 2-х секций тепловоза, которые были загружены на 50-60%. В текущем году будут приобретены еще 4 3-вагонных дизель-поезда. В целом на период 2006-2010 годы в соответствии с программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года запланировано приобрести тепловозов пассажирских 28 единиц, дизель- поездов 26 единиц, электровозов грузовых 8 единиц, грузовых вагонов 2670 единиц, пассажирских вагонов 100 единиц, маневровых локомотивов 4 единицы, электропоездов 2 состава.

В июле на станции Полоцк Белорусской железной дороги состоялся ввод устройства микропроцессорной централизации на посту ЭЦ. Внедрение микропроцессорной централизации на станции Полоцк — один из первых шагов в реализации Программы модернизации и обновления хозяйства сигнализации и связи на 2002-2010 годы. Данная система разработана в Чехии ООО АЖД «Прага», откуда поставлена и часть комплектующих. При участии специалистов- железнодорожников система была адаптирована к применению в условиях Белорусской железной дороги и получила название МПЦ ESA 11 — ВС. Отдельное оборудование собрано на Брестском электротехническом заводе. Устройства микропроцессорной централизации на посту ЭЦ предназначены для управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов. Данная система является многоуровневой автоматизированной системой электрической централизации с функциями технического диагностирования, мониторинга состояния устройств СЦБ, архивирования событий и интеграции диспетчерской централизации и автоблокировки. Кроме того, в системе имеются устройства регистрации и идентификации доступа обслуживающего и технического персонала к системе централизации управления движением поездов. Внедрение данных систем влияет на экономические показатели всех хозяйств железнодорожного транспорта и в целом на рентабельность работы железной дороги. Система МПЦ ESA 11-ВС прошла процедуру сертификации и получила сертификат соответствия Беларуси. Применение микропроцессорных устройств в системах железнодорожной автоматики влечет за собой решение проблемы бесперебойного питания устройств со 100% резервированием, способных надежно обеспечивать энергией системы ЖАТ (железнодорожной автоматики и телемеханики) независимо от состояния внешних источников и климатических условий. Производство источника питания для данной системы по технологии ООО АЖД «Прага» уже освоено на Брестском электротехническом заводе и получило положительные отзывы разработчика. Впервые в Беларуси система применена на станции Полоцк. В дальнейшем ее внедрение планируется на всех крупных станциях белорусской магистрали. В настоящее время на Брестском электротехническом заводе ведется работа по освоению производства на основе конструкторской документации ООО АЖД «Прага» системы МПЦ ЕSA 11-ВС и устройств питания для малых станций. При формировании инвестиционных программ Белорусской железной дороги выделен приоритет в направлении средств на обновление активной части основных фондов, в первую очередь — подвижного состава. Постоянное развитие технологии и структуры оперативного управления залог обеспечения устойчивой работы в сфере перевозок.

Центр управления перевозками

На Белорусской железной дороге реализуется новый концептуальный подход к централизации управления эксплуатационной работой. Предусматривается создание новой эксплуатационной модели процесса перевозок, которая должна существенно сократить эксплуатационные расходы. С этой целью в сентябре-октябре текущего года создается Центр управления перевозками (ЦУП), основой которого является концентрация диспетчерского руководства перевозочным процессом. Система управления перевозками позволяет увеличить полигон диспетчерского управления. Основная задача, которую должен решить дорожный Центр, — это централизация диспетчерского управления перевозочными процессами. В настоящее время на белорусской магистрали действуют 32 диспетчерских участка. За счет укрупнения Центр управления перевозками объединит 21 диспетчерский участок, что позволит сконцентрировать управление перевозочным процессом и улучшить основные качественные показатели ее работы. Срок окончательного внедрения ЦУП — 2009 год. В целях создания привлекательных условий для транзитных перевозок в пунктах пропуска постоянно совершенствуется взаимодействие информационных систем таможенных органов и Белорусской железной дороги. Для этого планируется разработка проектов по организации межгосударственных информационных стыков с использованием оптиковолоконной связи, обустройство железнодорожных пунктов пропуска Гудогай (развитие), Гродно и другие мероприятия. В текущем году подготовительная работа в этом направление уже проведена на участках Молодечно-Гудогай- госграница, Гомель-Тереховка-госграница, Гомель-Терюха-госграница. Начало строительных работ запланировано на 2008 год.

Василий КУРЛОВИЧ, Екатерина ГРИБ, Александр ПАНИЧ

Перевозка грузов по России.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость