Производственный семинар-практикум для дорожников

От состояния производственно-технологической базы напрямую зависят качество и оперативность выполнения практически всего комплекса дорожных работ. Стало прописной истиной утверждение: производственная база – неотъемлемая часть дороги. Но всегда ли мы способны уделить положенное ей внимание? У руководителей предприятий в целом оставил хорошее впечатление проведенный департаментом «Белавтодор» республиканский семинар по этой теме.

Было констатировано, что ряд предприятий отрасли, рационально используя средства, в том числе выкупив и восстановив заброшенные бесхозные здания, смогли сделать решительный поворот к созданию современных производственных баз, улучшению труда и быта работающих. Наведение «порядка на своей земле» позволило повысить притягательность профессии дорожника. Официально утвержденная символика, в том числе и профессиональный флаг, добротная спецодежда стали неотъемлемой атрибутикой дорожной отрасли.
В последние годы развитие производственных баз немного притормозилось. Предприятия были вынуждены использовать на это только свои собственные средства. Однако время не стоит на месте, внедряются новые технологии, возрастают нормативы. Одним базам легче поспевать за временем, другим, возраст которых достигает 50-ти лет и более, значительно труднее. Немаловажно в этом отношении наладить более тесное взаимодействие заказчиков, эксплуатационников и проектировщиков.

В этих целях РУП «Минскавтодор-Центр», имея богатые традиции в поддержании на должном уровне своего базового потенциала, организовал семинар- практикум по теме: «Обобщение опыта проектирования, строительства и эксплуатации технологических баз эксплуатационных организаций по содержанию автомобильных дорог предприятия». В нем приняли участие руководители, специалисты предприятия – организатора семинара и РУП «Белгипродор».

Участники семинара-практикума, под председательством заместителя главного инженера РУП «Минскавтодор-Центр» Станислава Яцуты, вначале провели осмотр производственной базы ЛДД-103, расположенной в Острошицком городке. Основная задача семинара-практикума — осмотреть наряду с относительно новыми и те базы, которые были построены еще в 50-х годах прошлого века. Тогда и конструкции дорожных одежд, и нормативы, и численность транспорта были совершенно иными. Все это требовало и требует перестройки и реконструкции этих баз. Но для этого необходима модернизация старых строений. Надо было провести реабилитацию не отвечающих требованиям стен этих строений, переустройство кровли, укрепление и расширение складских помещений. И, наконец, заложить новое оборудование, создать соответствующие условия для выполнения технологий складирования соли, приготовления рассолов. При этом не следует забывать и решение вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности, выполнением экологических нормативов. Цель семинара – изучить на практике, что в этом отношении сделано и что еще предстоит сделать, чтобы проектирование вышеназванных работ как нельзя лучше соответствовало современным требованиям.

База ЛДД-103 была построена около года назад. Она прошла испытание зимой, и теперь было важно глазами заказчика, проектировщика и эксплуатационника определить, что хорошо себя зарекомендовало, а что требует доработки. Работники базы проинформировали участников семинара обо всех плюсах и минусах. Например, выяснилось, что зимой для повышения качества содержания дорог следует пескосклады расположить как можно ближе к складу соли. Это повысит оперативность и эффективность работы.

В то же время начальник отдела ПГС РУП «Белгипродор» Клавдия Лобастова отметила, что построенная мойка для машин пока не находит себе применения. А вот спроектированные крытые навесы эксплуатируются хорошо. Реализовано задание заказчика — кровля зданий выполнена из металла. Но это стоит недешево. По всей видимости, шифер здесь был бы предпочтительнее. Тем не менее, срок службы металлической кровли значительно дольше — около 50-ти лет. Но ведь не ясно, как поведет себя этот металл конкретного завода-производителя, скажем, через 15 лет.

Участники семинара осмотрели производственно-технологическую базу ЛДД-104, что в деревне Боровая. Она обслуживает минскую кольцевую автодорогу, функционирует уже около 4-х лет. Был проведен анализ ее эксплуатационных характеристик. По докладу руководства ЛДД в целом база показывает свою состоятельность. Но в то же время в ходе ее эксплуатации в условиях повышенных требований и нормативов выявились и недостатки. Так, на кольцевой автомашины в зимний период зачастую работают звеньями до 5 машин. Все они в реальной обстановке загружаются противогололедными материалами в пределах часа. А ведь это время составляет практически полсрока по нормативам, отведенным на ликвидацию гололедицы. Так что расстояние склада соли от эстакады нужно сократить. По нормативам сейчас больше применяют соли для обработки дорожных покрытий, и складов для нее стало не хватать. А построить новые – не хватает площадей. Поэтому назрела острая потребность оптимизировать завоз и оборот объемов соли в течение зимы. Станислав Яцута, выслушав все заинтересованные стороны, постарался дать оценку возможностям данной базы. Он подчеркнул, что она является по многим показателям лучшей. Но возрастают требования и объемы работ. Выявилось, что недостаточно площадей для хранения ремонтно-строительных, а также противогололедных материалов, требует совершенствования мойка для техники. Но работы не приостановишь и постоянно необходимо дополнительно тратить энергию и время, чтобы к этому приспособиться. Что касается летнего содержания, то дорожников беспокоит отсутствие воды, необходимой для выполнения всех технологических требований. Та же сушилка не имеет достаточных мощностей. Проблематично обеспечить хранение краски в отдельном помещении. Поэтому надо, чтобы все это учитывалось при проектировании. Тем более требования постоянно растут. Даже комната для сторожевой охраны с диспетчерской в настоящее время не должна быть меньше 15 квадратных метров, а сушилка – не менее 9 метров. Все это требует более тесного приближения проектных решений к действительности и просчета на перспективу.

Участниками семинара был проведен осмотр объектов центральной базы ДЭУ-60, введенных при строительстве МКАД. Были заслушаны пожелания, предложения руководителей данного ДЭУ. Начинает негативно проявлять себя то, что база практически стоит на болоте и уровень грунтовых вод доставляет беспокойство. Не хватает и площадей для размещения работников (в кабинетах сидят по 6 человек). Всего в ДЭУ 250 человек. Необходимо будет построить боксы и мойки.

Участники семинара-практикума посетили также ЛДД-601. А затем они выехали на М-1/Е30 и изучили опыт проектирования и эксплуатации объектов дорожного сервиса. На технологической базе «Стецки» ДЭУ-4 РУП «Белавтострада» рассмотрены новые технологические решения в приготовлении ПСС, песка.

На семинаре-практикуме специалисты дали рекомендации по развитию практически каждого объекта производственно-технологических баз с учетом опыта их эксплуатации. Признана необходимость в развитии конкретных сооружений, относящихся к дорожному сервису. Дорожники пришли к выводу, что в процессе строительства или реконструкции объектов баз ответственные лица «Белгипродора» должны регулярно их посещать и давать соответствующую оценку проводимым работам. Решено не реже двух раз в год организовывать технологические встречи заказчиков и проектировщиков.

В свою очередь отметим, что республиканская программа по «наведению порядка на земле» выполнена. Смотр состояния баз и территорий по- прежнему будет проводиться осенью, но уже совмещенный с определением уровня обеспечения охраны труда. В такой ситуации организации не должны забывать о том, что было накоплено в последние годы в поддержании на должном уровне общей культуры и внешнего облика своих баз, территорий, административных зданий, рабочих и бытовых помещений, кабинетов.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость