Дорожное хозяйство
Минтрансом России планируется разработать и утвердить программу развития дорожной сети до 2015 г., приоритетами которой должны стать строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север — Юг и Центр — Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию Дальнего Востока и Сибири. Крупные задачи по решению проблем дорожного хозяйства поставлены в части ускорения завершения строительства мостовых переходов, ускорения реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон», строительства и реконструкции дорог, формирующих международные транспортные коридоры в названном направлении.
Увеличение объемов финансирования должно сопровождаться созданием правовой базы, предусматривающей новые современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог. Минтрансом России проводится большая работа в части совершенствования нормативно- правовой базы дорожного хозяйства. Проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах» в апреле 2007 года внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законопроект «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации» внесен в правительство Российской Федерации и одобрен на заседании Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В 2007-2009 гг. на реализацию этих положений намечено выделить дополнительно 100 млрд рублей, в том числе в 2007 г. — 30 млрд рублей, которые будут направлены на финансирование капитального ремонта мостовых переходов и развития уличной и дорожной сети в российских городах, а также на ремонт трассы М4-Дон. На строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования на 2007 год уже заложено 31,5 млрд рублей. Программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» предусматривает переход к 2011 году на финансирование по утвержденным нормативам на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения. Проект соответствующих методических рекомендаций разработан. Это чрезвычайно важно для развития отрасли. Только стопроцентное финансирование данных работ позволит исправить ситуацию с состоянием автомобильных дорог. Отдельная задача — снижение расходов федерального бюджета на выкуп земельных участков, подлежавших изъятию для строительства объектов транспортной инфраструктуры, большое значение имеет механизм резервирования земель для государственных нужд. В 2007 г. на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (до 2010 года)» планируется выделить 181.621 млн рублей, что на 20,01 млн рублей больше фактического объема финансирования 2006 г. При этом уровень выделяемого финансирования еще не вполне удовлетворяет потребности по поддержанию существующей инфраструктуры транспорта и не отвечает задачам ее развития. Для решения задач, стоящих перед транспортным комплексом, общий объем средств, направляемых на его финансирование в 2007 году за счет всех источников, должен составить не менее 2,3% ВВП, в том числе из федерального бюджета не менее 0,7% (порядка 297 млрд рублей).
По информации пресс-службы транспортного ведомства России, суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемый период составят 268,2 млрд рублей, в том числе из средств инвестиционного фонда РФ — 120,5 млрд рублей. Это проекты платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (конкурс уже объявлен), скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт- Петербург км 15 — км 58 (конкурс будет объявлен 1 июня 2007 г. на Международном транспортном форуме «Транспорт России — 2007» в г. Сочи), Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге, нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск, на участке новой железнодорожной линии Кызыл — Курагино, многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг- 2» в морском торговом порту Усть-Луга, проекты развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья, Читинской области и г. Нижнекамска. За счет федерального бюджета прогнозируются инвестиции в объеме 200 млрд рублей. Участие федерального бюджета предусматривается в строительстве новых железнодорожных линий Беркакит — Томмот — Якутск с мостом через р. Лена, Кызыл — Курагино, переустройстве участка железнодорожной линии Известковая — Чегдомын, попадающего в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС, а также в других проектах федеральных целевых программ и проектах развития транспортной инфраструктуры с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Увеличение объемов финансирования должно сопровождаться созданием правовой базы, предусматривающей новые современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог. Минтрансом России проводится большая работа в части совершенствования нормативно- правовой базы дорожного хозяйства. Проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах» в апреле 2007 года внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законопроект «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации» внесен в правительство Российской Федерации и одобрен на заседании Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В 2007-2009 гг. на реализацию этих положений намечено выделить дополнительно 100 млрд рублей, в том числе в 2007 г. — 30 млрд рублей, которые будут направлены на финансирование капитального ремонта мостовых переходов и развития уличной и дорожной сети в российских городах, а также на ремонт трассы М4-Дон. На строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования на 2007 год уже заложено 31,5 млрд рублей. Программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» предусматривает переход к 2011 году на финансирование по утвержденным нормативам на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения. Проект соответствующих методических рекомендаций разработан. Это чрезвычайно важно для развития отрасли. Только стопроцентное финансирование данных работ позволит исправить ситуацию с состоянием автомобильных дорог. Отдельная задача — снижение расходов федерального бюджета на выкуп земельных участков, подлежавших изъятию для строительства объектов транспортной инфраструктуры, большое значение имеет механизм резервирования земель для государственных нужд. В 2007 г. на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (до 2010 года)» планируется выделить 181.621 млн рублей, что на 20,01 млн рублей больше фактического объема финансирования 2006 г. При этом уровень выделяемого финансирования еще не вполне удовлетворяет потребности по поддержанию существующей инфраструктуры транспорта и не отвечает задачам ее развития. Для решения задач, стоящих перед транспортным комплексом, общий объем средств, направляемых на его финансирование в 2007 году за счет всех источников, должен составить не менее 2,3% ВВП, в том числе из федерального бюджета не менее 0,7% (порядка 297 млрд рублей).
По информации пресс-службы транспортного ведомства России, суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемый период составят 268,2 млрд рублей, в том числе из средств инвестиционного фонда РФ — 120,5 млрд рублей. Это проекты платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (конкурс уже объявлен), скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт- Петербург км 15 — км 58 (конкурс будет объявлен 1 июня 2007 г. на Международном транспортном форуме «Транспорт России — 2007» в г. Сочи), Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге, нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск, на участке новой железнодорожной линии Кызыл — Курагино, многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг- 2» в морском торговом порту Усть-Луга, проекты развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья, Читинской области и г. Нижнекамска. За счет федерального бюджета прогнозируются инвестиции в объеме 200 млрд рублей. Участие федерального бюджета предусматривается в строительстве новых железнодорожных линий Беркакит — Томмот — Якутск с мостом через р. Лена, Кызыл — Курагино, переустройстве участка железнодорожной линии Известковая — Чегдомын, попадающего в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС, а также в других проектах федеральных целевых программ и проектах развития транспортной инфраструктуры с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2007 год в рубрике дороги