«Белавтодор» отчитался за Республиканский дорожный фонд
Традиционно в эти майские дни в департаменте «Белавтодор» Минтранса Беларуси состоялась коллегия, на которой главные дорожники страны отчитались об использовании средств республиканского дорожного фонда Беларуси за 2006 год. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные выдержки из прозвучавших сообщений.
По состоянию на 1 января 2007 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 83.640 км, в том числе республиканские дороги — 15.426 км и местные дороги — 68.214 км. Восстановительная стоимость основных фондов предприятий дорожной отрасли (республиканской и коммунальной форм собственности) на 1 января 2007 г. составляет 24,8 трлн рублей, или 9% всех основных фондов страны. За 2006 год сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 682 км за счет принятия в сеть дорог общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий (662 км) и нового строительства (20 км). Твердое покрытие имеют 73.087 км (87,4%) дорог общего пользования, в том числе республиканские 15.426 км (100%), местные — 57.661 км (84,5%). Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог за 2006 год уменьшилась на 213 км и составила 10.553 км. Наличие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 км2 территории составило 352,1 км, на 1000 жителей страны — 7,5 км. На автомобильных дорогах общего пользования находится 5318 мостов протяженностью 174.517 погонных метров, в том числе на республиканских дорогах 2259 мостов протяженностью 96.233 погонных метра, на местных дорогах — 3059 мостов протяженностью 78.284 погонных метра; водопропускных труб — 92311 шт. общей длиной 1.332.369 погонных метров, в том числе на республиканских дорогах — 21.185 труб длиной 369.600 погонных метра, на местных дорогах — 71.126 труб длиной 935.769 погонных метров. Как и в предыдущие годы, прерогативным направлением в работе дорожных предприятий являлось поддержание транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией республиканского унитарного предприятия «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль эксплуатационныого состояния и качества содержания автомобильных дорог общего пользования.
Из-за дефицита средств республиканского дорожного фонда в настоящее время с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту эксплуатируется 64.070 км (77%) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, в том числе республиканских дорог — 12.737 км (83%), местных дорог — 51.333 км (75%). Кроме того, имеется 10.553 км местных грунтовых дорог (15,5% от наличия местных дорог). Не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габариту 2131 мост (40%), в том числе на республиканских дорогах 661 мост (29%), на местных дорогах — 1470 мостов (48%). Основными факторами, влияющими на снижение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, являются рост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования в 1,74 раза по сравнению с 1991 годом, рост количества транспортных средств в стране в 3,5 раза по сравнению с 1991 годом, в том числе тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств в 5,4 раза, а также недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами — 40% от потребности.
Бюджет РДФ в 2006 году
Доходы республиканского дорожного фонда в 2006 году формировались в основном за счет источников, определенных законом о дорожных фондах. В отчетном году были внесены отдельные изменения в порядок формирования фонда — средства местных дорожных фондов включены в состав республиканского дорожного фонда (республиканский бюджет), ликвидирован как оборотный налог с продаж автомобильного топлива, взимаемый ранее по ставке 25%. Выпадающие доходы от поступления этого налога были заменены зачислением в доходы республиканского дорожного фонда акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного) в размере 35,3% от их общей суммы. Первоначально доходы республиканского дорожного фонда были установлены в сумме 1656,1 млрд рублей. В ходе исполнения бюджета по фондообразующим источникам поступление денежных средств ниже прогнозного на 9,1 млрд рублей и утверждено в сумме 1647 млрд рублей. Фактически доходная часть выполнена на 99,0% и по источникам формирования характеризуется следующими данными:
Использование средств
Уточненные расходы республиканского дорожного фонда с учетом направления образовавшихся на 1 января 2006 г. остатков средств в сумме 1752,1 млрд рублей и в пределах фактического поступления были направлены на финансирование мероприятий по следующим направлениям в следующих размерах:
В результате невыполнения плана доходов кредиторская задолженность за выполненные объемы работ 2006 г. составила 12,3 млрд рублей, в том числе на местных автомобильных дорогах 1,4 млрд рублей и при ремонте дорог и улиц населенных пунктов и устройстве подъездов к местам индивидуальной жилой застройки 10,9 млрд рублей.
В 2006 году на дорогах общего пользования за счет средств республиканского дорожного фонда выполнено работ на сумму 1255,9 млрд. рублей, в том числе: на республиканских автомобильных дорогах — на 837,9 млрд. рублей.
При этом:
- капитальным ремонтом отремонтировано 416 км дорог при плане 408 км и 3139 погонных метров мостов при плане 3090 погонных метров;
- в составе текущего ремонта устроено 1640 км новых покрытий и слоев износа при плане 1638 км и отремонтировано 2056 погонных метров мостов при плане 1960 погонных метра;
- в соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2006 год предусматривалось направить на реконструкцию и строительство республиканских автомобильных дорог — 195 млрд. рублей с вводом в эксплуатацию 61 км дорог, и 124,8 погонных метров мостов. Фактически освоено 195,2 млрд. рублей и введено в эксплуатацию 76,5 км республиканских автомобильных дорог и 124,8 погонных метра, в том числе:
участок автомобильной дороги М-3 Минск-Витебск
от км 105,2 до км 115,3 10,1 км;
участок автомобильной дороги М-3 Минск-Витебск
от км 116,3 до км 126 9,7 км;
участок автомобильной дороги М-4 Минск-Могилев
от км 58 до км 62 4,2 км;
участок автомобильной дороги М-5 Минск-Гомель
от км 100 до км 101,1 1,2 км;
участок автомобильной дороги М-10 граница Российской
Федерации — Гомель — Кобрин
от км 58,6 до км 67,2 8,6 км;
участок автомобильной дороги Р-20 Витебск — Полоцк —
граница Латвийской Республики (Григоровщина)
от км 41 до км 48 7 км;
участок автомобильной дороги Р-30 Гомель — Ветка —
Чечерск- Ямное
от км 124,98 до км 131,00 6,1 км;
участок автомобильной дороги Р-44 Гродно — Ружаны —
Ивацевичи
от км 85,6 до км 89,4 3,8 км;
участок автомобильной дороги Р-58 Минск — Калачи —
Мядель от МКАД (путепровод на км 46,5) до пересечения
с автомобильной дорогой Н-9031 Колодищи —
Заславль (км 16,8) 7 км;
участок автомобильной дороги Р-97 Калинковичи — Мозырь
от км 19,55 до км 20,91 6,0 км;
мостовой переход через р. Индурка на км 186,018
автодороги Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный-
Гродно 3,7 км;
участок автомобильной дороги Юго- Западный обход
г.Витебска на участке Дымовщина–Комары 4,2 км;
участок автомобильной дороги «Обход г. Могилева» участок
Тишовка — Селец 9,8 км;
мостовой переход через ручей на км 8,6 автомобильной дороги
Р-100 Мосты — Большая Берестовица 18,9 пог. м;
мостовой переход через р. Птичь на км 273 + 0,95
автомобильной дороги Р-43 граница Российской Федерации
— Кричев — Бобруйск — Ивацевичи 105,9 пог. м;
завершены работы по устройству освещения на автомобильной дороге М-2 Минск — Национальный аэропорт Минск;
- проведены работы по повышению безопасности дорожного движения и уровня обустройства дорог, среди которых:
выполнен комплекс дорожных работ по совершенствованию условий движения на 325 участках концентрации ДТП и потенциально опасных участках автомобильных дорог;
устроено и отремонтировано 124,6 км тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах и на подходах к ним;
в целях разделения транспортных и пешеходных потоков и организации пешеходного движения по обочинам заасфальтировано 48 км обочин
автодорог;
устроено (восстановлено) 118,8 км наружного освящения участков дорог в целях снижения аварийности в темное время суток;
оборудованы дорожно-измерительные станции (ДИС) системами видеонаблюдения на наиболее грузонапряженных и аварийно-опасных участках дорог. Смонтировано 12 камер видеонаблюдения;
устроена и обновлена горизонтальная разметка покрытий всех республиканских дорог;
при обустройстве аварийно-опасных участков на республиканских дорогах применялись современные технические средства организации дорожного движения;
устроено и реконструировано 124 площадки для остановок автобусов, 258 автопавильонов, 25 площадок для отдыха. Приведено в соответствие с требованиями стандартов и отремонтировано 45557 погонных метров дорожных барьерных ограждений;
- расходы на содержание сети республиканских дорог составили 223,2 млрд. рублей. За счет этих средств было ликвидировано 569 тыс.
квадратных метров ямочности, произведена окраска 1120 км барьерных и 170 км перильных ограждений, 171 тыс. стоек дорожных знаков, 101 тыс. сигнальных столбиков, отремонтировано 38 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4680 автопавильонов. В зимний период (январь — март, ноябрь — декабрь) для ликвидации гололедицы и очистки от снега было израсходовано 570 тыс. тонн песчано-соляной смеси и 40,3 тыс. тонн технической соли в чистом виде. При этом обеспечена проезжаемость автотранспортных средств без перерывов и со скоростями движения,
установленными Правилами дорожного движения.
В 2006 году на финансирование работ по совершенствованию автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры, направлено 169,7 млрд. рублей или 20,5 % средств республиканского дорожного фонда, предназначенных для финансирования дорожных работ. Выполнены капитальный и текущий ремонт 309 км дорог на этих важнейших транспортных маршрутах:
- на сети местных автомобильных дорог в 2006 году освоено средств республиканского дорожного фонда 418,0 млрд. рублей (100,4 %) при плане 416,4 млрд. рулей. Выполнены физические показатели по всем видам дорожных работ, в том числе:
- по реконструкции и строительству освоено 32,1 млрд. рублей, введено в эксплуатацию 71,5 км местных автомобильных дорог при плане 66,4 км и 210,0 погонных метров мостов при плане 189,9 погонных метра;
- капитальным ремонтом отремонтировано 295,8 км местных автомобильных дорог при плане 285,2 км и 1207 погонных метров мостов при плане 1160,7 погонных метра. Освоено 81,9 млрд. рублей при плане 80,7 млрд. рублей;
- текущим ремонтом — 3258,1 км при плане 2781,6 км и 2158,3 погонных метров мостов при плане 1507,5 погонных метра. Освоено 156,2 млрд. рублей при плане 156,1 млрд. рублей;
- на содержание сети местных автомобильных дорог, обеспечивающее их транспортно-эксплуатационное состояние и безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями нормативных документов, использовано 148,2 млрд. рублей при плане 148,1 млрд. рублей.
В 2006 году на техническое перевооружение (приобретение машин и механизмов для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования) дорожных организаций, относящихся к республиканской собственности, направлено средств республиканского дорожного фонда в сумме 86,6 млрд. рублей, что составляет 5 процентов от общих расходов.
За счет средств республиканского дорожного фонда профинансированы работы на объектах, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, на сумму 325 млрд. рублей, в том числе:
- при создании дополнительной инфраструктуры агрогодков в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005- 2010 годы профинансированы согласно предъявленным к оплате документам расходы в сумме 154,7 млрд. рублей при плане 155,1 млрд. рублей. При этом:
обустроены и заасфальтированы территории и подъезды к 378 мехдворам площадью 1709 тыс. м2 на сумму 41,6 млрд. рублей;
заасфальтирована 591 площадка животноводческих комплексов, птицефабрик, молочно-товарных ферм, зерноочистительных комплексов площадью 1748 тыс. м2 на сумму 40,0 млрд. рублей;
заасфальтировано 428 подъездов к животноводческим комплексам, птицефабрикам, молочно-товарным фермам, зерноочистительным комплексам площадью 564 тыс. м2 на сумму 30,3 млрд. рублей;
в агрогородках обустроено и заасфальтировано 707 улиц и проездов, не относящихся к дорогам общего пользования, протяженностью 248 км на сумму 43,6 млрд. рублей;
на развитие и ремонт проезжей части улиц населенных пунктов, а также устройство подъездов к местам индивидуальной жилой застройки
использовано 104,2 млрд. рублей;
на развитие и ремонт проезжей части улиц г. Минска использовано 61,2 млрд. рублей;
на строительство южного обхода г. Бреста использовано 9 млрд. рублей;
на развитие и ремонт внутрихозяйственных автомобильных дорог на территории Национальных парков «Беловежская пуща» и «Припятский»
использовано 4,9 млрд. рублей.
Снижение стоимости дорожных работ
Важным звеном в политике ценообразования дорожного хозяйства является работа Департамента «Белавтодор» по совершенствованию ценообразования в дорожном хозяйстве, при которой рассматривались и согласовывались цены на основные дорожно-строительные материалы, уточнялся порядок расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, осуществлялся контроль за расходованием средств дорожных фондов. При этом ограничивалось применение дорогостоящих импортных материалов, велся учет материалов, для покупки которых были выделены целевые авансы.
Для успешного функционирования системы ценообразования производилась проверка отпускных цен производителей дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, сопоставление их с ценами на аналогичные материалы, готовились экспертные заключения об уровне цен для их регистрации в Минтрансе.
На основании исходных данных организаций отрасли ежемесячно рассчитывались предельные цены на асфальтобетонные смеси.
В связи с широким распространением в отрасли новых передовых технологий и высокоэффективной техники, активно разрабатывались экономически обоснованные нормы и нормативы на новые машины и механизмы, что позволило наиболее достоверно определять стоимость выполняемых работ. По дорожным материалам снижение стоимости составило:
По асфальтобетону — до 8 %;
по железобетонным изделиям — до 14%;
по металлическому барьерному ограждению — до 5 %;
по нерудным материалам — до 32 %;
по дорожным знакам из оцинкованного металла — до 10 %;
по машинам и механизмам — до 7 % и т.д.
В результате принятых Департаментом мер по контролю за стоимостью материалов в 2006 году сэкономлено 1,4 миллиарда рублей средств
дорожного фонда.
В 2006 году контроль за выполнением работ на автомобильных дорогах общего пользования осуществлял независимый от исполнителей работ технический надзор. Анализ работы службы независимого технического надзора показывает, что за прошедший отчетный год достигнуты определенные положительные результаты по выявлению некачественного выполнения работ, дефектов и недостатков на дорогах, требующих устранения. Налажен учет выданных предписаний и контроль за их исполнением, установлен контроль за целевым использованием средств республиканского дорожного фонда. В результате реализации программы дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования:
протяженность автомобильных дорог, связывающих г. Минск с областными центрами, и на направлениях международных транспортных коридоров, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн, увеличилась с 437 до 573 км;
протяженность грунтовых местных автомобильных дорог уменьшилась на 213 км;
введено в эксплуатацию 76,5 км республиканских дорог при программе 61 км и 124,8 погонных метров при программе 124,8 погонных метров; выполнен ремонт и улучшены транспортно-эксплуатационные показатели 5590 км автомобильных дорог общего пользования и 8578 погонных метров мостов и путепроводов;
вдоль автомобильных дорог построено 34 АЗС, 20 АГЗС, 51 пункт питания, 16 площадок отдыха, отремонтировано и заменено 38 тыс. дорожных знаков, благоустроено 4,4 тыс. автопавильонов;
выполнены значительные объемы работ по содержанию автомобильных дорог, обеспечившие пользователям условия для проезда автотранспортных средств с высокой степенью безопасности и допустимыми в стране скоростями.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
По состоянию на 1 января 2007 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 83.640 км, в том числе республиканские дороги — 15.426 км и местные дороги — 68.214 км. Восстановительная стоимость основных фондов предприятий дорожной отрасли (республиканской и коммунальной форм собственности) на 1 января 2007 г. составляет 24,8 трлн рублей, или 9% всех основных фондов страны. За 2006 год сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 682 км за счет принятия в сеть дорог общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий (662 км) и нового строительства (20 км). Твердое покрытие имеют 73.087 км (87,4%) дорог общего пользования, в том числе республиканские 15.426 км (100%), местные — 57.661 км (84,5%). Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог за 2006 год уменьшилась на 213 км и составила 10.553 км. Наличие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 км2 территории составило 352,1 км, на 1000 жителей страны — 7,5 км. На автомобильных дорогах общего пользования находится 5318 мостов протяженностью 174.517 погонных метров, в том числе на республиканских дорогах 2259 мостов протяженностью 96.233 погонных метра, на местных дорогах — 3059 мостов протяженностью 78.284 погонных метра; водопропускных труб — 92311 шт. общей длиной 1.332.369 погонных метров, в том числе на республиканских дорогах — 21.185 труб длиной 369.600 погонных метра, на местных дорогах — 71.126 труб длиной 935.769 погонных метров. Как и в предыдущие годы, прерогативным направлением в работе дорожных предприятий являлось поддержание транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией республиканского унитарного предприятия «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль эксплуатационныого состояния и качества содержания автомобильных дорог общего пользования.
Из-за дефицита средств республиканского дорожного фонда в настоящее время с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту эксплуатируется 64.070 км (77%) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, в том числе республиканских дорог — 12.737 км (83%), местных дорог — 51.333 км (75%). Кроме того, имеется 10.553 км местных грунтовых дорог (15,5% от наличия местных дорог). Не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габариту 2131 мост (40%), в том числе на республиканских дорогах 661 мост (29%), на местных дорогах — 1470 мостов (48%). Основными факторами, влияющими на снижение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, являются рост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования в 1,74 раза по сравнению с 1991 годом, рост количества транспортных средств в стране в 3,5 раза по сравнению с 1991 годом, в том числе тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств в 5,4 раза, а также недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами — 40% от потребности.
Бюджет РДФ в 2006 году
Доходы республиканского дорожного фонда в 2006 году формировались в основном за счет источников, определенных законом о дорожных фондах. В отчетном году были внесены отдельные изменения в порядок формирования фонда — средства местных дорожных фондов включены в состав республиканского дорожного фонда (республиканский бюджет), ликвидирован как оборотный налог с продаж автомобильного топлива, взимаемый ранее по ставке 25%. Выпадающие доходы от поступления этого налога были заменены зачислением в доходы республиканского дорожного фонда акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного) в размере 35,3% от их общей суммы. Первоначально доходы республиканского дорожного фонда были установлены в сумме 1656,1 млрд рублей. В ходе исполнения бюджета по фондообразующим источникам поступление денежных средств ниже прогнозного на 9,1 млрд рублей и утверждено в сумме 1647 млрд рублей. Фактически доходная часть выполнена на 99,0% и по источникам формирования характеризуется следующими данными:
Источники формирования | Уточненный план на 2006 год | Фактически поступило в 2006 году | Отклонение | % выполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Республиканский дорожный фонд Всего | 1647,0 | 1630,1 | -16,9 | 99,0 |
в том числе: | ||||
налог с пользователей автомобильных дорог | 948,0 | 950,4 | 2,4 | 100,3 |
акцизы на автомобильное топливо (кроме импортированного) | 583,0 | 549,9 | -33,1 | 94,3 |
налог на приобретение автотранспортных средств | 28,3 | 32,9 | 4,6 | 116,3 |
сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования РБ | 7,3 | 8,7 | 1,4 | 119,6 |
плата за выдачу разрешений на проезд по территориям иностранных государств и РБ | 10,4 | 12,5 | 2,1 | 120,5 |
плата за проезд ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования (кроме М-I/Е30) | 5,0 | 6,9 | 1,9 | 138,0 |
плата за проезд автотранспортных средств по автомобильной дороге М-I/Е30 | 63,2 | 66,8 | 3,6 | 105,7 |
плата за проезд ТКТС по автомобильной дороге М-I/Е30 | 0,9 | 0,9 | 0,0 | 100,0 |
прочие поступления | 0,9 | 0,9 | 0,0 | 100,0 |
Использование средств
Уточненные расходы республиканского дорожного фонда с учетом направления образовавшихся на 1 января 2006 г. остатков средств в сумме 1752,1 млрд рублей и в пределах фактического поступления были направлены на финансирование мероприятий по следующим направлениям в следующих размерах:
Статьи расходов | Предусмотрено по уточненному плану расходов | Профинансировано Минфином (кассовое исполнение) | Отклонение (экономия"-" перерасход "+") | % выполнения |
Расходы, всего | 1752,1 | 1733,7 | -18,4 | 98,9 |
в том числе: | ||||
Республиканское дорожное хозяйство | 1013,5 | 1009,8 | -3,7 | 99,6 |
Местное дорожное хозяйство | 738,5 | 723,9 | -14,7 | 98,0 |
в том числе: | ||||
Содержание автомобильных дорог | 371,8 | 368,6 | -3,2 | 99,1 |
в том числе: | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 223,3 | 222,4 | -0,9 | 99,6 |
местное дорожное хозяйство | 148,5 | 146,2 | -2,3 | 98,5 |
Текущий ремонт автомобильных дорог | 300,4 | 302,7 | 2,3 | 100,8 |
в том числе: | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 144,2 | 144,9 | 0,7 | 100,5 |
местное дорожное хозяйство | 156,2 | 157,8 | 1,6 | 101,0 |
Кап. ремонт автомобильных дорог | 355,4 | 354,0 | -1,5 | 99,6 |
в том числе: | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 273,9 | 273,9 | 0,0 | 100,0 |
местное дорожное хозяйство | 81,6 | 80,1 | -1,5 | 98,2 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог | 236,9 | 236,0 | -0,9 | 99,6 |
в том числе: | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 204,0 | 204,0 | 0,0 | 100,0 |
местное дорожное хозяйство | 32,9 | 32,0 | -0,9 | 97,3 |
Субвенции г.Минску на развитие и ремонт городских дорог и улиц | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 62,2 | 61,2 | -1,0 | 98,3 |
Минсельхозпроду на создание дополнительной инфраструктуры агрогородков в соответствии с государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы | ||||
местное дорожное хозяйство | 155,1 | 154,7 | -0,4 | 99,7 |
Управлению делами президента на развитие и ремонт автомобильных дорог на территории национальных парков "Беловежская пуща" и "Припятский" | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 4,9 | 4,9 | 0,0 | 100,0 |
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования | 86,6 | 86,6 | 0,0 | 100,0 |
в том числе: | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 43,5 | 43,5 | 0,0 | 100,0 |
местное дорожное хозяйство | 43,1 | 43,1 | 0,0 | 100,0 |
Погашение займов | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 23,2 | 22,4 | -0,8 | 96,4 |
Выплата процентов по займам — | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 1,8 | 1,7 | -0,1 | 94,4 |
Расходы по взиманию платы за проезд по а/д М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 9,0 | 9,0 | 0,0 | 100,0 |
Расходы по контролю за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 6,7 | 6,7 | 0,0 | 100,0 |
Расходы по контролю за проездом автотранспортных средств по автодорогам общего пользования | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 5,9 | 5,9 | 0,0 | 100,0 |
Оплата услуг научно-исследовательских организаций и типовое проектирование | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 9,5 | 8,0 | -1,5 | 84,5 |
Расходы на управление дорожным хозяйством | 7,4 | 7,0 | -0,4 | 94,6 |
в том числе: | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 1,4 | 1,3 | -0,1 | 92,9 |
местное дорожное хозяйство | 6,0 | 5,7 | -0,3 | 95,0 |
Развитие и ремонт дорог и улиц населенных пунктов, а также устройство подъездов к местам индивидуальной застройки | ||||
местное дорожное хозяйство | 115,1 | 104,2 | -10,9 | 90,5 |
Долевое участие в финансировании содержания секретариата Межправительственного совета дорожников | ||||
республиканское дорожное хозяйство | 0,03 | 0,03 | 0,0 | 100,0 |
В результате невыполнения плана доходов кредиторская задолженность за выполненные объемы работ 2006 г. составила 12,3 млрд рублей, в том числе на местных автомобильных дорогах 1,4 млрд рублей и при ремонте дорог и улиц населенных пунктов и устройстве подъездов к местам индивидуальной жилой застройки 10,9 млрд рублей.
В 2006 году на дорогах общего пользования за счет средств республиканского дорожного фонда выполнено работ на сумму 1255,9 млрд. рублей, в том числе: на республиканских автомобильных дорогах — на 837,9 млрд. рублей.
При этом:
- капитальным ремонтом отремонтировано 416 км дорог при плане 408 км и 3139 погонных метров мостов при плане 3090 погонных метров;
- в составе текущего ремонта устроено 1640 км новых покрытий и слоев износа при плане 1638 км и отремонтировано 2056 погонных метров мостов при плане 1960 погонных метра;
- в соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2006 год предусматривалось направить на реконструкцию и строительство республиканских автомобильных дорог — 195 млрд. рублей с вводом в эксплуатацию 61 км дорог, и 124,8 погонных метров мостов. Фактически освоено 195,2 млрд. рублей и введено в эксплуатацию 76,5 км республиканских автомобильных дорог и 124,8 погонных метра, в том числе:
участок автомобильной дороги М-3 Минск-Витебск
от км 105,2 до км 115,3 10,1 км;
участок автомобильной дороги М-3 Минск-Витебск
от км 116,3 до км 126 9,7 км;
участок автомобильной дороги М-4 Минск-Могилев
от км 58 до км 62 4,2 км;
участок автомобильной дороги М-5 Минск-Гомель
от км 100 до км 101,1 1,2 км;
участок автомобильной дороги М-10 граница Российской
Федерации — Гомель — Кобрин
от км 58,6 до км 67,2 8,6 км;
участок автомобильной дороги Р-20 Витебск — Полоцк —
граница Латвийской Республики (Григоровщина)
от км 41 до км 48 7 км;
участок автомобильной дороги Р-30 Гомель — Ветка —
Чечерск- Ямное
от км 124,98 до км 131,00 6,1 км;
участок автомобильной дороги Р-44 Гродно — Ружаны —
Ивацевичи
от км 85,6 до км 89,4 3,8 км;
участок автомобильной дороги Р-58 Минск — Калачи —
Мядель от МКАД (путепровод на км 46,5) до пересечения
с автомобильной дорогой Н-9031 Колодищи —
Заславль (км 16,8) 7 км;
участок автомобильной дороги Р-97 Калинковичи — Мозырь
от км 19,55 до км 20,91 6,0 км;
мостовой переход через р. Индурка на км 186,018
автодороги Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный-
Гродно 3,7 км;
участок автомобильной дороги Юго- Западный обход
г.Витебска на участке Дымовщина–Комары 4,2 км;
участок автомобильной дороги «Обход г. Могилева» участок
Тишовка — Селец 9,8 км;
мостовой переход через ручей на км 8,6 автомобильной дороги
Р-100 Мосты — Большая Берестовица 18,9 пог. м;
мостовой переход через р. Птичь на км 273 + 0,95
автомобильной дороги Р-43 граница Российской Федерации
— Кричев — Бобруйск — Ивацевичи 105,9 пог. м;
завершены работы по устройству освещения на автомобильной дороге М-2 Минск — Национальный аэропорт Минск;
- проведены работы по повышению безопасности дорожного движения и уровня обустройства дорог, среди которых:
выполнен комплекс дорожных работ по совершенствованию условий движения на 325 участках концентрации ДТП и потенциально опасных участках автомобильных дорог;
устроено и отремонтировано 124,6 км тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах и на подходах к ним;
в целях разделения транспортных и пешеходных потоков и организации пешеходного движения по обочинам заасфальтировано 48 км обочин
автодорог;
устроено (восстановлено) 118,8 км наружного освящения участков дорог в целях снижения аварийности в темное время суток;
оборудованы дорожно-измерительные станции (ДИС) системами видеонаблюдения на наиболее грузонапряженных и аварийно-опасных участках дорог. Смонтировано 12 камер видеонаблюдения;
устроена и обновлена горизонтальная разметка покрытий всех республиканских дорог;
при обустройстве аварийно-опасных участков на республиканских дорогах применялись современные технические средства организации дорожного движения;
устроено и реконструировано 124 площадки для остановок автобусов, 258 автопавильонов, 25 площадок для отдыха. Приведено в соответствие с требованиями стандартов и отремонтировано 45557 погонных метров дорожных барьерных ограждений;
- расходы на содержание сети республиканских дорог составили 223,2 млрд. рублей. За счет этих средств было ликвидировано 569 тыс.
квадратных метров ямочности, произведена окраска 1120 км барьерных и 170 км перильных ограждений, 171 тыс. стоек дорожных знаков, 101 тыс. сигнальных столбиков, отремонтировано 38 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4680 автопавильонов. В зимний период (январь — март, ноябрь — декабрь) для ликвидации гололедицы и очистки от снега было израсходовано 570 тыс. тонн песчано-соляной смеси и 40,3 тыс. тонн технической соли в чистом виде. При этом обеспечена проезжаемость автотранспортных средств без перерывов и со скоростями движения,
установленными Правилами дорожного движения.
В 2006 году на финансирование работ по совершенствованию автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры, направлено 169,7 млрд. рублей или 20,5 % средств республиканского дорожного фонда, предназначенных для финансирования дорожных работ. Выполнены капитальный и текущий ремонт 309 км дорог на этих важнейших транспортных маршрутах:
- на сети местных автомобильных дорог в 2006 году освоено средств республиканского дорожного фонда 418,0 млрд. рублей (100,4 %) при плане 416,4 млрд. рулей. Выполнены физические показатели по всем видам дорожных работ, в том числе:
- по реконструкции и строительству освоено 32,1 млрд. рублей, введено в эксплуатацию 71,5 км местных автомобильных дорог при плане 66,4 км и 210,0 погонных метров мостов при плане 189,9 погонных метра;
- капитальным ремонтом отремонтировано 295,8 км местных автомобильных дорог при плане 285,2 км и 1207 погонных метров мостов при плане 1160,7 погонных метра. Освоено 81,9 млрд. рублей при плане 80,7 млрд. рублей;
- текущим ремонтом — 3258,1 км при плане 2781,6 км и 2158,3 погонных метров мостов при плане 1507,5 погонных метра. Освоено 156,2 млрд. рублей при плане 156,1 млрд. рублей;
- на содержание сети местных автомобильных дорог, обеспечивающее их транспортно-эксплуатационное состояние и безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями нормативных документов, использовано 148,2 млрд. рублей при плане 148,1 млрд. рублей.
В 2006 году на техническое перевооружение (приобретение машин и механизмов для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования) дорожных организаций, относящихся к республиканской собственности, направлено средств республиканского дорожного фонда в сумме 86,6 млрд. рублей, что составляет 5 процентов от общих расходов.
За счет средств республиканского дорожного фонда профинансированы работы на объектах, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, на сумму 325 млрд. рублей, в том числе:
- при создании дополнительной инфраструктуры агрогодков в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005- 2010 годы профинансированы согласно предъявленным к оплате документам расходы в сумме 154,7 млрд. рублей при плане 155,1 млрд. рублей. При этом:
обустроены и заасфальтированы территории и подъезды к 378 мехдворам площадью 1709 тыс. м2 на сумму 41,6 млрд. рублей;
заасфальтирована 591 площадка животноводческих комплексов, птицефабрик, молочно-товарных ферм, зерноочистительных комплексов площадью 1748 тыс. м2 на сумму 40,0 млрд. рублей;
заасфальтировано 428 подъездов к животноводческим комплексам, птицефабрикам, молочно-товарным фермам, зерноочистительным комплексам площадью 564 тыс. м2 на сумму 30,3 млрд. рублей;
в агрогородках обустроено и заасфальтировано 707 улиц и проездов, не относящихся к дорогам общего пользования, протяженностью 248 км на сумму 43,6 млрд. рублей;
на развитие и ремонт проезжей части улиц населенных пунктов, а также устройство подъездов к местам индивидуальной жилой застройки
использовано 104,2 млрд. рублей;
на развитие и ремонт проезжей части улиц г. Минска использовано 61,2 млрд. рублей;
на строительство южного обхода г. Бреста использовано 9 млрд. рублей;
на развитие и ремонт внутрихозяйственных автомобильных дорог на территории Национальных парков «Беловежская пуща» и «Припятский»
использовано 4,9 млрд. рублей.
Снижение стоимости дорожных работ
Важным звеном в политике ценообразования дорожного хозяйства является работа Департамента «Белавтодор» по совершенствованию ценообразования в дорожном хозяйстве, при которой рассматривались и согласовывались цены на основные дорожно-строительные материалы, уточнялся порядок расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, осуществлялся контроль за расходованием средств дорожных фондов. При этом ограничивалось применение дорогостоящих импортных материалов, велся учет материалов, для покупки которых были выделены целевые авансы.
Для успешного функционирования системы ценообразования производилась проверка отпускных цен производителей дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, сопоставление их с ценами на аналогичные материалы, готовились экспертные заключения об уровне цен для их регистрации в Минтрансе.
На основании исходных данных организаций отрасли ежемесячно рассчитывались предельные цены на асфальтобетонные смеси.
В связи с широким распространением в отрасли новых передовых технологий и высокоэффективной техники, активно разрабатывались экономически обоснованные нормы и нормативы на новые машины и механизмы, что позволило наиболее достоверно определять стоимость выполняемых работ. По дорожным материалам снижение стоимости составило:
По асфальтобетону — до 8 %;
по железобетонным изделиям — до 14%;
по металлическому барьерному ограждению — до 5 %;
по нерудным материалам — до 32 %;
по дорожным знакам из оцинкованного металла — до 10 %;
по машинам и механизмам — до 7 % и т.д.
В результате принятых Департаментом мер по контролю за стоимостью материалов в 2006 году сэкономлено 1,4 миллиарда рублей средств
дорожного фонда.
В 2006 году контроль за выполнением работ на автомобильных дорогах общего пользования осуществлял независимый от исполнителей работ технический надзор. Анализ работы службы независимого технического надзора показывает, что за прошедший отчетный год достигнуты определенные положительные результаты по выявлению некачественного выполнения работ, дефектов и недостатков на дорогах, требующих устранения. Налажен учет выданных предписаний и контроль за их исполнением, установлен контроль за целевым использованием средств республиканского дорожного фонда. В результате реализации программы дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования:
протяженность автомобильных дорог, связывающих г. Минск с областными центрами, и на направлениях международных транспортных коридоров, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн, увеличилась с 437 до 573 км;
протяженность грунтовых местных автомобильных дорог уменьшилась на 213 км;
введено в эксплуатацию 76,5 км республиканских дорог при программе 61 км и 124,8 погонных метров при программе 124,8 погонных метров; выполнен ремонт и улучшены транспортно-эксплуатационные показатели 5590 км автомобильных дорог общего пользования и 8578 погонных метров мостов и путепроводов;
вдоль автомобильных дорог построено 34 АЗС, 20 АГЗС, 51 пункт питания, 16 площадок отдыха, отремонтировано и заменено 38 тыс. дорожных знаков, благоустроено 4,4 тыс. автопавильонов;
выполнены значительные объемы работ по содержанию автомобильных дорог, обеспечившие пользователям условия для проезда автотранспортных средств с высокой степенью безопасности и допустимыми в стране скоростями.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2007 год в рубрике дороги