Транзитный коридор на Запад и Восток

По территории Беларуси протяженностью 610 км проходит автомобильная дорога М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. Она является участком трансъевропейского транспортного коридора II Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Именно по ней проходят основные торговые потоки между Востоком и Западом. Учитывая исключительную важность этой трассы не только для Беларуси, но и для наших западных и восточных соседей, белорусским дорожникам приходится уделять особое внимание своему участку дороги, с тем чтобы он отвечал по своим техническим параметрам всем современным требованиям.

Первый масштабный проект на дороге М1/Е30 начался в 1996 году, с тем чтобы довести ряд ее параметров до уровня международных стандартов в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международных автомагистралях. Была проведена модернизация дороги на участке от Ивацевич до Минска протяженностью 269 км. Расходы, связанные с ее проведением, составили $122 млн, в том числе $72 млн — средства бюджета страны, оставшиеся $50 млн — средства кредита Европейского банка реконструкции и развития. Кредит ЕБРР полностью погашен в январе 2007 г. За счет средств страны была полностью проведена реконструкция в 2002-2005 годах — на участках Тельмы — Козловичи (у границы с Польшей) и Орша — Редьки (у границы с Россией). В результате всех этих работ пользователи М1/Е30 получили магистраль на всем протяжении с четырьмя полосами движения с применением современных технологий и средств организации дорожного движения. На большей ее части разрешенная максимальная скорость движения возросла до 120 км/ч, что позволило увеличить пропускную способность дороги и улучшить экологическую обстановку.

Безусловно, проведенная реконструкция способствовала росту транзита через Беларусь. На протяжении последних лет отмечается положительная динамика в этом отношении. Интенсивность транзита по белорусскому участку М1/Е30 в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 11%, в том числе платного — на 9%. В целом в минувшем году по этой трассе прошло почти 2,2 млн транзитных автомобилей. Отметим, что к концу 2008 года дорожники завершат масштабную реконструкцию этой дороги. Всего за 2007-2008 годы должны отремонтировать с учетом проведения и текущего ремонта дорожных полос общей протяженностью 975 км, в том числе в 2007 году — 421 км, в 2008 году — 554 км. В нынешнем году капитальный ремонт будет проведен на 173 км трассы, текущий — на 198 км. В результате автомобилисты получат дорогу с гораздо более высокими качественными характеристиками. Достаточно сказать, что на всем протяжении она будет способна выдерживать нагрузки на ось в 11,5 т. При проведении работ по реконструкции трассы М1/Е30 «Белавтодор» планирует впервые в стране внедрить технологию устройства тонкослойных асфальтобетонных покрытий с широким применением катионных битумных эмульсий и улучшенных битумов. Эта технология имеет ряд преимуществ по сравнению с применявшимися ранее. Так, работы можно проводить в более широком временном диапазоне — с апреля по сентябрь. К тому же, подобная технология высокоскоростная, с низкой материалоемкостью, срок службы дорожного покрытия составляет 5 лет. При этом асфальтобетонное покрытие имеет толщину всего от 1,5 до 2,5 см против традиционных 5-6 см. В 2007 году таким методом планируется отремонтировать 100 км дороги, в 2008 году — 149 км. Высокие характеристики покрытия при такой технологии обеспечиваются, прежде всего, за счет применения высококачественных материалов. Так, необходим щебень мелких фракций — всего 5-10 мм. Кстати, в стране его сегодня не хватает — и это одна из самых больших наших проблем. Сейчас из заготовленных 60 тыс. т щебня дорожники получают только 4 тыс. т щебня мелких фракций. Всего же на текущий год такого щебня потребуется около 150 тыс. т. Так что для того, чтобы закрыть свою острую потребность в этом материале, «Белавтодор» планирует приобрести дробильно-сортировочный комплекс. Конкурс уже проведен, и контракт заключен. При ремонте дороги по данной технологии будет использоваться только модифицированный битум, улучшенный различного вида добавками, которые позволяют существенно повысить эксплуатационные качества покрытий. Это предусмотрено еще на этапе подготовки проектно-сметной документации. Департаментом «Белавтодор» закупается комплекс оборудования в составе специальных асфальтоукладчиков, установок по модификации битума и по производству битумной эмульсии, а также мобильный асфальтобетонный завод мощностью около 200 т в час.

Для повышения уровня безопасности дорожного движения планируется расширить применение тросового удерживающего ограждения. Опытная эксплуатация такого ограждения сейчас ведется на участках на границе с Российской Федерацией и в Столбцовском районе вблизи пункта взимания дорожных сборов в Колосово общей протяженностью 12 км. Первые результаты уже показали, что применение такого ограждения более эффективно. Оно дешевле традиционного барьерного металлического ограждения, эксплуатационные расходы на него также ниже. При наезде автомашины на тросовое ограждение впоследствии надо производить в основном только замену стоек. Да и на автомобиль тросовое ограждение действует не столь разрушающе, и тяжесть ДТП в целом гораздо меньше. Что касается объемов и источников финансирования работ по реконструкции дороги, то уже подготовлен проект указа главы государства о выделении кредита на эти цели на сумму 435 млрд рублей. Средства должны поступить через АСБ «Беларусбанк». Однако пока вопрос по выделению кредита окончательно не решен.

Необходимо отметить, что во время работ будет частично перекрываться движение на трассе. Такие ремонты всегда связаны с необходимостью закрытия одной полосы и организации двустороннего движения на второй. Так что «Белавтодор» заранее приносит свои извинения пользователям дороги в связи с временными неудобствами и просит отнестись к этой ситуации с пониманием. По окончании реконструкции передвигаться по М1/Е30 будет гораздо приятнее и удобнее, а ограничения движения в последующие годы будут незначительные.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость