Реконструированная магистраль сможет выдерживать 11,5-тонную нагрузку на ось
В ближайшие два года предстоят новые масштабные работы на автомобильной дороге М1/Е30 Брест - Минск - граница с Россией, сообщает БелТА со ссылкой на информацию главного инженера РУП «Белавтострада» департамента «Белавтодор» Минтранса Беларуси Николая Смолика.
Магистраль, протяженность которой составляет 610 км, является белорусским участком трансъевропейского транспортного коридора II Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Именно по ней проходят основные торговые потоки между Востоком и Западом. Учитывая исключительную важность этой трассы не только для Беларуси, но и для ее западных и восточных соседей, белорусские дорожники уделяют особое внимание своему участку дороги для того, чтобы он отвечал по своим техническим параметрам всем современным требованиям. Во второй половине 90-х гг. была проведена комплексная реконструкция этой дороги. Первый масштабный проект был начат в 1996 г. с целью доведения ряда ее параметров до уровня международных стандартов в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международных автомагистралях. Была проведена модернизация дороги на участке от Ивацевичей до Минска протяженностью 269 км. Расходы, связанные с проведением модернизации, составили $122 млн, в том числе $72 млн – средства бюджета Беларуси, $50 млн – кредит Европейского банка реконструкции и развития (полностью погашен в январе 2007 г.). В 2002-2005 гг. за счет средств Беларуси была полностью проведена реконструкция участков Тельмы - Козловичи (у границы с Польшей) и Орша - Редьки (у границы с Россией). В результате всех этих работ пользователи М1/Е30 получили магистраль с четырьмя полосами движения с применением современных технологий и средств организации дорожного движения на всем ее протяжении. На большей части магистрали разрешенная максимальная скорость движения возросла до 120 км/ч, что позволило увеличить пропускную способность дороги и улучшить экологическую обстановку. И, разумеется, проведенная реконструкция стала одним из факторов роста транзита через Беларусь. Вообще на протяжении последних лет наблюдается хорошая динамика роста транзита. Интенсивность транзита по белорусскому участку М1/Е30 в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 11%, в том числе платного – на 9%. В целом в минувшем году по этой трассе прошло почти 2,2 млн транзитных автомобилей.
Что же касается предстоящей масштабной реконструкции дороги, то поставлена задача завершить все работы к концу 2008 г. Всего за 2007-2008 гг. должно быть отремонтировано (с учетом проведения текущего ремонта) суммарно 975 км дорожных полос, в том числе в 2007 г. – 421 км, в 2008 г. – 554 км. В нынешнем году капитальный ремонт будет проведен на 173 км трассы, текущий – на 198 км. В результате удастся получить дорогу с гораздо более высокими качественными характеристиками. Достаточно сказать, что на всем протяжении она будет способна выдерживать нагрузки на ось в 11,5 т. Впервые в стране в этом году на реконструкции трассы М1/Е30 при проведении текущего ремонта планируется внедрить технологию устройства тонкослойных асфальтобетонных покрытий с широким применением катионных битумных эмульсий и улучшенных битумов. Эта технология имеет ряд преимуществ по сравнению с теми, что применялись раньше. Так, работы можно проводить в более широком временном диапазоне (с апреля по сентябрь), технология эта высокоскоростная, с низкой материалоемкостью, срок службы дорожного покрытия составляет 5 лет. При этом асфальтобетонное покрытие имеет толщину всего от 1,5 до 2,5 см против традиционных 5-6 см. В 2007 г. таким методом планируется отремонтировать 100 км дороги, в 2008 г. – 149 км.
Легко видеть, что при такой технологии толщина покрытия в несколько раз меньше. За счет чего тогда обеспечиваются его высокие характеристики? Прежде всего, за счет применения высококачественных материалов. Так, необходим щебень мелких фракций – всего 5-10 мм. В стране его сегодня не хватает, и это одна из самых больших проблем белорусских дорожников. Сейчас из заготовленных 60 тыс. т щебня имеется только 4 тыс. т щебня мелких фракций. Всего же на текущий год такого щебня потребуется около 150 тыс. т. С целью удовлетворения острой потребности в этом материале планируется приобрести дробильно-сортировочный комплекс. Конкурс уже проведен, и контракт заключен. При ремонте дороги по данной технологии используется только модифицированный битум, улучшенный различного вида добавками, которые позволяют существенно повысить эксплуатационные качества покрытий. Это предусмотрено еще на этапе подготовки проектно-сметной документации. Департамент «Белавтодор» закупает комплекс оборудования в составе специальных асфальтоукладчиков, установок по модификации битума и по производству битумной эмульсии, а также мобильный асфальтобетонный завод мощностью около 200 т в час. А для повышения уровня безопасности дорожного движения планируется расширить применение тросового удерживающего ограждения. Опытная эксплуатация такого ограждения сейчас ведется на участке на границе с Россией и в Столбцовском районе вблизи пункта взимания дорожных сборов в Колосово. Общая протяженность этих участков -- 12 км.
Первые результаты уже показали эффективность применения такого ограждения. Оно дешевле традиционного барьерного металлического ограждения, эксплуатационные расходы на него также ниже. При наезде автомашины на тросовое ограждение впоследствии приходится производить в основном только замену стоек. Да и на автомобиль тросовое ограждение действует не столь разрушающе, и тяжесть ДТП в целом гораздо меньше. Уже подготовлен проект указа президента о выделении кредита на финансирование работ по реконструкции дороги на сумму $435 млрд. Средства должны поступить через АСБ «Беларусбанк». Однако пока вопрос выделения кредита не решен, и это очень беспокоит специалистов РУП «Белавтострада». Несвоевременное выделение средств значительно усложнит их работу.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Магистраль, протяженность которой составляет 610 км, является белорусским участком трансъевропейского транспортного коридора II Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Именно по ней проходят основные торговые потоки между Востоком и Западом. Учитывая исключительную важность этой трассы не только для Беларуси, но и для ее западных и восточных соседей, белорусские дорожники уделяют особое внимание своему участку дороги для того, чтобы он отвечал по своим техническим параметрам всем современным требованиям. Во второй половине 90-х гг. была проведена комплексная реконструкция этой дороги. Первый масштабный проект был начат в 1996 г. с целью доведения ряда ее параметров до уровня международных стандартов в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международных автомагистралях. Была проведена модернизация дороги на участке от Ивацевичей до Минска протяженностью 269 км. Расходы, связанные с проведением модернизации, составили $122 млн, в том числе $72 млн – средства бюджета Беларуси, $50 млн – кредит Европейского банка реконструкции и развития (полностью погашен в январе 2007 г.). В 2002-2005 гг. за счет средств Беларуси была полностью проведена реконструкция участков Тельмы - Козловичи (у границы с Польшей) и Орша - Редьки (у границы с Россией). В результате всех этих работ пользователи М1/Е30 получили магистраль с четырьмя полосами движения с применением современных технологий и средств организации дорожного движения на всем ее протяжении. На большей части магистрали разрешенная максимальная скорость движения возросла до 120 км/ч, что позволило увеличить пропускную способность дороги и улучшить экологическую обстановку. И, разумеется, проведенная реконструкция стала одним из факторов роста транзита через Беларусь. Вообще на протяжении последних лет наблюдается хорошая динамика роста транзита. Интенсивность транзита по белорусскому участку М1/Е30 в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 11%, в том числе платного – на 9%. В целом в минувшем году по этой трассе прошло почти 2,2 млн транзитных автомобилей.
Что же касается предстоящей масштабной реконструкции дороги, то поставлена задача завершить все работы к концу 2008 г. Всего за 2007-2008 гг. должно быть отремонтировано (с учетом проведения текущего ремонта) суммарно 975 км дорожных полос, в том числе в 2007 г. – 421 км, в 2008 г. – 554 км. В нынешнем году капитальный ремонт будет проведен на 173 км трассы, текущий – на 198 км. В результате удастся получить дорогу с гораздо более высокими качественными характеристиками. Достаточно сказать, что на всем протяжении она будет способна выдерживать нагрузки на ось в 11,5 т. Впервые в стране в этом году на реконструкции трассы М1/Е30 при проведении текущего ремонта планируется внедрить технологию устройства тонкослойных асфальтобетонных покрытий с широким применением катионных битумных эмульсий и улучшенных битумов. Эта технология имеет ряд преимуществ по сравнению с теми, что применялись раньше. Так, работы можно проводить в более широком временном диапазоне (с апреля по сентябрь), технология эта высокоскоростная, с низкой материалоемкостью, срок службы дорожного покрытия составляет 5 лет. При этом асфальтобетонное покрытие имеет толщину всего от 1,5 до 2,5 см против традиционных 5-6 см. В 2007 г. таким методом планируется отремонтировать 100 км дороги, в 2008 г. – 149 км.
Легко видеть, что при такой технологии толщина покрытия в несколько раз меньше. За счет чего тогда обеспечиваются его высокие характеристики? Прежде всего, за счет применения высококачественных материалов. Так, необходим щебень мелких фракций – всего 5-10 мм. В стране его сегодня не хватает, и это одна из самых больших проблем белорусских дорожников. Сейчас из заготовленных 60 тыс. т щебня имеется только 4 тыс. т щебня мелких фракций. Всего же на текущий год такого щебня потребуется около 150 тыс. т. С целью удовлетворения острой потребности в этом материале планируется приобрести дробильно-сортировочный комплекс. Конкурс уже проведен, и контракт заключен. При ремонте дороги по данной технологии используется только модифицированный битум, улучшенный различного вида добавками, которые позволяют существенно повысить эксплуатационные качества покрытий. Это предусмотрено еще на этапе подготовки проектно-сметной документации. Департамент «Белавтодор» закупает комплекс оборудования в составе специальных асфальтоукладчиков, установок по модификации битума и по производству битумной эмульсии, а также мобильный асфальтобетонный завод мощностью около 200 т в час. А для повышения уровня безопасности дорожного движения планируется расширить применение тросового удерживающего ограждения. Опытная эксплуатация такого ограждения сейчас ведется на участке на границе с Россией и в Столбцовском районе вблизи пункта взимания дорожных сборов в Колосово. Общая протяженность этих участков -- 12 км.
Первые результаты уже показали эффективность применения такого ограждения. Оно дешевле традиционного барьерного металлического ограждения, эксплуатационные расходы на него также ниже. При наезде автомашины на тросовое ограждение впоследствии приходится производить в основном только замену стоек. Да и на автомобиль тросовое ограждение действует не столь разрушающе, и тяжесть ДТП в целом гораздо меньше. Уже подготовлен проект указа президента о выделении кредита на финансирование работ по реконструкции дороги на сумму $435 млрд. Средства должны поступить через АСБ «Беларусбанк». Однако пока вопрос выделения кредита не решен, и это очень беспокоит специалистов РУП «Белавтострада». Несвоевременное выделение средств значительно усложнит их работу.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2007 год в рубрике дороги