Половина белорусских автодорог нуждается в капремонте

В Беларуси с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту эксплуатируется 56% автодорог общего пользования, в том числе республиканских — 78% и местных — 51%. Об этом сообщил 4 апреля на пресс-конференции начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Минтранса Василий Яковлев. По его словам, 2294 мостовых сооружений, или 43%, не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габаритам.

В. Яковлев также отметил, что в 2006 году финансирование дорожных работ составило 1,252 млрд рублей, или 91% к принятой программе. В 2007 году на содержание и ремонт автодорог планируется направить 1308 млрд рублей, что составит только 70% необходимых средств. «Особую озабоченность вызывает ежегодное увеличение недоремонтов дорог общего пользования, вызванное недостаточным объемом финансовых ресурсов», — подчеркнул он. В 2005 году была успешно завершена государственная программа «Дороги Беларуси» на 1997-2005 годы. Объемы финансовых средств, ежегодно выделяемых из бюджета, составляли 40-50% от предусмотренного. Всего за этот период было реконструировано и построено 1306 км автодорог общего пользования, основным же итогом стало завершение формирования их сети.

По состоянию на 1 января 2007 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 83,6 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км республиканских и 68,2 тыс. км — местных. В настоящее время сеть белорусских автомобильных дорог общего пользования сформирована с учетом дальнейшего развития экономики страны, социальных потребностей населения и не требует строительства новых направлений за исключением обходов ряда городов. Однако транспортно-эксплуатационное состояние автодорожной сети не в полной мере удовлетворяет потребности народного хозяйства в автомобильных перевозках. Такая ситуация усугубляется постоянным ростом нагрузки на дорожные покрытия, что обусловлено быстрым ростом в стране числа транспортных средств, в том числе тяжеловесных с нагрузкой на одиночную ось более 10 тонн.

В планах — модернизация дорог и развитие придорожного сервиса

Эти обстоятельства принимались во внимание при разработке отраслевой программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы, утвержденной Советом Министров страны в прошедшем году. Среди ее основных положений — модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров с увеличением несущей способности до 11,5 тонны на одиночную ось; повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих Минск с областными центрами; реконструкция наиболее грузонапряженных участков по нормативам 1-й категории общей протяженностью 314 км; строительство обходов 11 городов с целью разгрузки улиц от интенсивного транзитного движения и оздоровления экологической обстановки. Планируется также улучшение транспортно-эксплуатационного состояния республиканских автомобильных дорог с доведением показателя ровности до 3,6 м/км к 2016 году; развитие местной сети дорог в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы и завершение работ по устройству твердого покрытия на грунтовых участках; обеспечение перестройки мостов и путепроводов с учетом действующих нормативов.

Кроме того, до 2011 года будет построено свыше 600 объектов придорожного сервиса с целью улучшения обслуживания пользователей и повышения привлекательности белорусских дорог для развития иностранного туризма; повысится качество дорожных работ на основе внедрения достижений научно-технического прогресса. Общий объем финансирования программы определен в объеме 23,3 трлн рублей. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность ее мероприятий: среднегодовой эффект на 1 рубль затрат оценивается в размере 1,8 рубля, а реализация программы позволит обеспечить народному хозяйству ежегодный прирост ВВП в размере 2,1%. В 2006 году объем финансовых средств на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования составил 1252 млрд рублей (91% к потребности по программе), из них на республиканские дороги — 836 млрд рублей (91%), на местные — 416 млрд рублей (91%). В 2006 году на финансирование работ по совершенствованию автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры, направлено 169,7 млрд рублей, или 20,5% средств республиканского дорожного фонда, предназначенных для финансирования дорожных работ. Выполнены капитальный и текущий ремонт 309 км дорог на этих важнейших транспортных маршрутах.

Протяженность автомобильных дорог, связывающих г. Минск с областными центрами, и на направлениях международных транспортных коридоров, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн, увеличилась с 437 до 573 км. Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог уменьшилась на 233 км. Введено в эксплуатацию 76,5 км республиканских дорог при программе 61 км и 124,8 пог. метров мостов при программе 124,8 пог. метров. Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог составило 357,0 млрд рублей, в том числе республиканских — 275,2 млрд рублей, местных — 81,8 млрд рублей. В 2006 году часть средств республиканского дорожного фонда в объеме 341 млрд рублей была направлена на нужды развития производственных объектов села и другие цели, не связанные с автомобильными дорогами общего пользования. В результате не в полном объеме выполнены задания, предусмотренные программой на 2006 год по капитальному ремонту дорог общего пользования, строительству и реконструкции местных дорог.

Так, отремонтировано 710,7 км дорог общего пользования (89% к программе), выполнены работы по реконструкции и строительству 73,2 км местных дорог (85% к программе). Выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог составило 300,5 млрд рублей. Отремонтировано 4.879,4 км дорог (102,4% к программе). Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог составило 371,4 млрд рублей. Осуществлялось поддержание транспортно-эксплуатационного состояния дорог и обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями нормативных документов. Выполнение мероприятий, определенных Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы в части модернизации автомобильных дорог, составило 306,0 млрд рублей. Отремонтировано и реконструировано 2808,6 км местных дорог (по программе 2341,1 км). Как и предусмотрено программой, выполнялись мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и уровня обустройства дорог. На республиканских дорогах устроено и реконструировано 124 площадки для остановок автобусов, 258 автопавильонов, 25 площадок для отдыха. Приведено в соответствие с требованиями стандартов и отремонтировано 45.557 пог. метров дорожных барьерных ограждений. В 2006 году организации дорожного хозяйства широко внедряли в практику дорожного строительства научные разработки, что позволило получить экономический эффект в размере около 11,2 млрд рублей.

Задачи на 2007 год

В 2007 году из средств республиканского дорожного фонда на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования планируется направить 1308 млрд рублей. Программой дорожных работ текущего года на республиканских дорогах предусмотрено выполнить текущий ремонт 1465 км, капитальный ремонт 558 км, реконструкцию и строительство 34,4 км; на местных дорогах — 2036 км, 157 км и 82 км соответственно. В числе объектов строительства и реконструкции республиканских дорог значатся следующие: подъезд к границе с Республикой Польша (Домачево) от автомобильной дороги Р-94, участки автомобильных дорог Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой, Р-131 Калинковичи — Мозырь, Р-5 Барановичи — Новогрудок — Ивье, М-7/Е-28 Минск — Ошмяны — граница с Литовской Республикой на участке подъезда к автодорожному пункту пропуска «Каменный Лог», М-4 Минск — Могилев, Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь, Р-93 Могилев — Бобруйск, транспортная развязка на автодороге М-3 Минск — Витебск, обход г. Слонима и др. Будет капитально отремонтировано с доведением несущей способности до 11,5 т на ось 227 км дорог международных транспортных коридоров, в том числе участки IX (М-8 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной), 1ХБ (М-5 Минск — Гомель), П (М-1 /ЕЗО Брест — Минск — граница с Российской Федерацией).

Реконструкция М1/Е30

Для комплексного ремонта автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией в течение 2007-2008 годов необходимо 435 млрд рублей. Об этом сообщил 4 апреля на пресс-конференции начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Минтранса Беларуси Василий Яковлев. По его словам, в настоящее время прорабатывается вопрос о привлечении заемных средств АСБ «Беларусбанк». Отметим, что в 1994 году между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было подписано соглашение о предоставлении займа в размере $50 млн для модернизации автодороги М-1/Е30. Погашение кредита осуществлялось за счет взимания платы с владельцев транспортных средств за проезд по этой дороге. Так, с ноября 1996 г. была введена плата за проезд с иностранных пользователей дороги, а с ноября 1998 г. — с владельцев транспортных средств с количеством 3-х и более осей, зарегистрированных в стране. Однако взимаемая с проезжающих по М1/Е30 плата далеко не обеспечивает реализацию потребностей дороги, включающих ремонт, содержание, обеспечение безопасности движения, развитие сервисных услуг — по последним данным, она закрывает лишь около 30% потребностей дороги.

Справка:

Автомобильная дорога М1/Е30 была построена к Олимпиаде в Москве. В настоящее время она является важнейшим маршрутом транзитного движения через Беларусь, входит в трансъевропейский транспортный коридор под номером II и имеет протяженность около 610 км. На дороге имеется 175 мостов и путепроводов, 65 транспортных развязок в двух уровнях, 933 водопропускные трубы общей протяженностью 34,2 км, установлено 10 тысяч дорожных знаков, 25 тысяч сигнальных столбиков, 274 км барьерного ограждения из металлического бруса, эксплуатируется и содержится более 700 км кабельных линий, 16 систем каналообразующей аппаратуры, задействовано в работе 12 дорожноизмерительных станций, 7 автоматических учетных пунктов интенсивности дорожного движения.

Из объектов сервиса на дороге, за содержание которых несет ответственность «Белавтострада», имеется 93 площадки для кратковременного отдыха водителей, 118 автобусных остановок, 103 автопавильона, 34 питьевых водоразборных колонок, 161 аварийно-вызовная колонка, 2 охраняемые автостоянки, 41 общественный туалет. Из объектов сервиса, владельцами которых являются другие субъекты хозяйствования и предприниматели, имеется 40 АЗС, 2 медицинских пункта, 9 мотелей и кемпингов, 32 предприятия торговли, 75 пунктов питания, 27 пунктов связи, не считая аварийно-вызовных колонок, 19 СТО и пунктов мойки транспорта, 50 общественных туалетов.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость