Перспективы транспортного комплекса России
В 2006 году транспортный комплекс России работал устойчиво и обеспечил потребности населения и отраслей экономики в услугах транспорта. Об этом 13 марта на расширенном заседании ведомственной коллегии сообщил министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. По его словам, пассажирооборот транспорта общего пользования вырос на 1,4%. Самый большой прирост пассажирооборота достигнут на железнодорожном (3,5%) и воздушном (9,2%) транспорте.
Основными факторами, оказавшими влияние на рост объема грузоперевозок, являются оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта. В 2006 году объем грузовых перевозок вырос по сравнению с 2005 годом на 8,6%, а грузооборот — на 3,9%. Самый значительный прирост грузооборота достигнут на автомобильном транспорте — 8,7% и железнодорожном — 5%. 32% объема перевозок выполнено железнодорожным транспортом, что на 1,8% ниже уровня 2005 г. В последние годы, как отметил И. Левитин, наблюдается изменение структуры объема грузовых перевозок в пользу автомобильного транспорта, что свидетельствует о повышении его конкурентоспособности в отдельных сегментах рынка транспортных услуг. Перевозки грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличились по сравнению с 2005 годом почти на 9% и составили 36,5 млн тонн. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40%. Еще 3 года назад она составляла всего 18%. Доходы от экспорта транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса в 2006 году возросли по сравнению с 2005 годом на 10%. Улучшились и финансовые результаты деятельности организаций транспортного комплекса.
По состоянию на 1 ноября 2006 г. прибыль до налогообложения увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2 раза и достигла 107,4 млрд рублей. При этом следует отметить, что растет прибыль не только по перевозочной деятельности, но и по сопутствующим услугам: транспортная обработка контейнеров, складирование, хранение. Это свидетельствует о развитии рынка транспортных услуг и повышении их качества. Убыточной в целом в 2006 году, как и в предыдущие годы, остается деятельность городского пассажирского транспорта — автобусного, трамвайного и троллейбусного.
Налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности всех отраслей транспорта выросли почти на 30% и составили 286,1 млрд рублей. Поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет от перечисления дивидендов по федеральным пакетам акций транспортного комплекса составили в 2006 году 2,33 млрд рублей. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе вырос на 13,7% и достиг 490 млрд рублей. В соответствии с федеральным бюджетом на 2006 год Минтрансу России как субъекту бюджетного планирования было выделено почти 193 млрд рублей. По сравнению с 2004 годом — первым годом работы в условиях новой структуры федеральных органов исполнительной власти — объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, геодезии и картографии изменился примерно в два раза. Предварительный анализ показателей, отражающих степень достижения стратегических целей и решения тактических задач министерства, показывает, что по большинству показателей удалось достичь плановых значений. Уровень использования выделенных средств по итогам 2006 года составил 98,6%, что на 2,2% выше, чем в 2005 году. Вместе с тем, наличие неиспользованных средств требует особого внимания к состоянию финансового менеджмента в федеральной службе и федеральных агентствах. Таким образом, итоги 2006 года свидетельствуют, что транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу обновления и развития. При этом наряду с достигнутыми результатами транспортные возможности страны используются далеко не в полной мере. Речь идет о реализации транзитного потенциала России — ее естественного конкурентного преимущества, возможностях транспортного комплекса по обеспечению связанности регионов в единое экономическое пространство, интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, роста национальной безопасности.
В 2007 году важнейшей сферой ответственности министерства останется обеспечение эффективного и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры. «Здесь мы добились определенных успехов, как в части поддержания нормативного состояния транспортной инфраструктуры, так и в части реализации новых инфраструктурных проектов», — сказал российский министр. В соответствии с задачами, поставленными руководством РФ, — разработка и утверждение плана мероприятий по поэтапному переходу начиная с 2008 года к финансированию дорожного хозяйства по утвержденным нормативам на ремонт и содержание автомобильных дорог, с выходом на 100% к 2011 году. Реализация запланированных мер позволит, наконец, обеспечить ускоренное развитие дорожного хозяйства, постепенно переломить ситуацию, связанную со значительным отставанием развития дорожной сети от экономических и социальных потребностей общества, повысить эффективность дорожного хозяйства. Следующей актуальной задачей должно стать усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры, что полностью соответствует целям транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Значительная удаленность от западных и центральных районов России и близость к динамично развивающимся странам азиатского транспортного региона (АТР) делает развитие транспортной инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе базисным условием дальнейшего существования территории Дальнего Востока в едином экономическом пространстве РФ. В отношении реализации транзитного потенциала Россия должна более активно развивать транспортные коридоры и комплексные транспортные узлы.
В настоящее время такая работа проводится. Речь идет о начале реализации в 2006 году новой подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг». В рамках этой подпрограммы ведется подготовка обоснований инвестиций в транспортные объекты, которые затем будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства. Это проекты по строительству и реконструкции автомобильных дорог, а также развитию транспортных узлов в Мурманске, Новороссийске, Екатеринбурге, Восточный- Находка в Приморском крае, Московской области. Осуществление таких проектов позволит в будущем реализовать транзитный потенциал России и увеличить экспорт транспортных услуг, сделать его сопоставимым с доходами от реализации сырьевых ресурсов.
Развитие пассажирского транспорта
Транспортные проблемы, обусловленные, в первую очередь, нарастающей автомобилизацией, в обозримом будущем станут критическими для большей части городского населения страны. Особое место в решении этой задачи отводится городскому пассажирскому транспорту, развитию которого на федеральном уровне до недавнего времени не уделялось должного внимания. Большое внимание в 2006 году было уделено антитеррористической безопасности на транспорте. Одновременно другая составляющая безопасности на транспорте требует особого внимания. Несмотря на предпринимаемые шаги, показатель аварийности на транспорте еще остается на высоком уровне. Это требует разработки и принятия соответствующих неотложных мер. Весьма серьезной проблемой является безопасность на российских дорогах.
В минувшем году продолжился рост числа дорожно-транспортных происшествий. Россия имеет один из самых высоких уровней риска гибели населения в ДТП. Для решения задачи по сокращению числа погибших в ДТП реализуется программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». В текущем году реализация мероприятий программы предусматривает разработку ряда специальных технических регламентов. Минтранс России является головным исполнителем по 8 техническим регламентам в области автомобильного, городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства. Кроме того, безусловно, в решении проблем транспорта возрастающую роль играет спутниковая навигация транспортных средств.
Инвестиции и бюджетное финансирование
Объем финансирования транспортного комплекса, геодезии и картографии из федерального бюджета по сравнению с 2005 годом увеличился на 21,5%. Дальнейшее развитие в 2006 году получило финансирование мероприятий откорректированной федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Объем бюджетного финансирования этих мероприятий составил в прошедшем году 161,6 млрд рублей.
Однако важно отметить, что уровень выделяемого финансирования еще не вполне удовлетворяет потребности по поддержанию существующей инфраструктуры транспорта и не отвечает задачам ее развития. Для решения задач, стоящих перед транспортным комплексом, общий объем средств, направляемых на его финансирование в 2007 году за счет всех источников должен составлять не менее 2,3% ВВП, в том числе из федерального бюджета не менее 0,7% (порядка 297 млрд рублей), что примерно составляет 70% налоговых поступлений в федеральный бюджет от организаций транспортного комплекса. Это так называемый уровень «инвестиционного барьера». В случае падения объема финансирования ниже этого уровня высока вероятность того, что транспортный комплекс выступит в роли ограничителя экономического роста. При этом очевидно, что государственные инвестиции ситуацию не спасут. В этих условиях Минтрансом предпринимается ряд усилий для привлечения дополнительных частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры.
На финансирование проектов, прошедших отбор, из Инвестиционного фонда выделяется 276,8 млрд руб. Помимо привлечения дополнительных внебюджетных инвестиций в транспортную отрасль, большое значение придается решению задачи повышения эффективности использования бюджетных средств. Это не только объективная потребность в улучшении финансовой деятельности службы и агентств, но и стратегическое направление реформирования бюджетного процесса. Необходимо улучшить качество финансового менеджмента на всех стадиях бюджетного процесса: планирование, исполнение, оценка и аудит. Также следует усовершенствовать статистическую отчетность, отражающую результаты реализации инвестиционных мероприятий. Принятие новой редакции бюджетного кодекса позволит нам осуществить переход к среднесрочному бюджетному планированию, заключению долгосрочных соглашений с подрядными организациями, что дополнительно повышает эффективность бюджетных вложений. Еще одним резервом для улучшения финансового менеджмента на стадии планирования является разработка целевых программ, как федеральных, так и ведомственных.
Международное сотрудничество
Основной целью международной деятельности Минтранса России в 2006 году явилось сохранение динамики и темпов развития международного сотрудничества в сфере транспорта, набранных в предыдущие годы. В результате удалось при активной поддержке Министерства иностранных дел России внести достойный вклад в укрепление позиций России на международной арене.
Достижению этой цели способствовали мероприятия, проведенные министерством в рамках председательства России в «Восьмерке», в Организации Черноморского экономического сотрудничества и в Арктическом совете, работа в других международных организациях. Большая работа была проделана по созданию зарубежного аппарата министерства в составе представительств Российской Федерации при Международной морской организации (ИМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Активная работа велась в интеграционных структурах на территории СНГ, и прежде всего по линии ЕврАзЭС. В Москве успешно прошло 26-е заседание Координационного транспортного совещания СНГ (КТС СНГ), приуроченное к юбилею СНГ. В прошедшем году в рамках встреч уполномоченных и действующих рабочих групп с Финляндией интенсивно велись переговоры по согласованию нового договора аренды Сайменского канала, который в 2006 году отметил свое 150-летие. В рамках транспортного диалога Россия — ЕС в 2006 году удалось достичь понимания по вопросам, касающимся сотрудничества в области обеспечения совместимости и создания унифицированных систем управления движением на морском транспорте, развития инфраструктуры, установления круга вопросов по взаимодействию в сфере развития логистики, гармонизации норм и правил в области автомобильного транспорта, а также урегулирования проблематики транссибирских маршрутов. В сентябре 2006 г. состоялось первое заседание постоянного совета партнерства министров транспорта Россия — ЕС. В планах международной деятельности 2007 года — участие в сессии Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) в Софии, Конференции министров транспорта АТЭС в Аделаиде, 36-й сессии Ассамблеи ИКАО в Монреале, подготовка к началу председательства России в Совете Баренцева/Евро-Арктического региона (БЕАТА) и 23-я международная
картографическая конференция в Москве.
Подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2007 год в рубрике дороги