О решении экологических проблем транспортного строительства на современном уровне

В сентябре 2006 г. открылось постоянное движение по восточному полукольцу автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга протяженностью 42,5 км.

Трасса проходит по окраине города и пересекает Неву, Охту и еще 12 малых рек. При проектировании и строительстве автодороги использовались новейшие технологии строительной индустрии и автодорожного строительства, что позволило обеспечить высокий технический уровень автодороги категории первого класса. Современные требования к экологической безопасности транспортных сооружений явились предпосылкой к организации в 1998 г. в Санкт-Петербурге ЗАО «Экотранс-Дорсервис». Данное предприятие занимается решением экологических проблем транспортного строительства. С самого начала работы над проектом полукольца «Экотранс-Дорсервис» приступило к составлению разделов проекта, касающихся охраны окружающей среды. Это разделы ОВОС («Оценка воздействия на окружающую среду») и ООС («Охрана окружающей среды»). Осуществлялось непосредственное экологическое сопровождение проекта. Природоохранные решения согласовывались с надзорными санитарными и водохозяйственными органами, организовывались общественные слушания по проблемам экологической безопасности населения (в том числе о расселении жилых домов, находящихся в зоне опасного влияния кольцевой автодороги). В целях достижения нормативных санитарно-экологических условий в зоне КАД был проведен большой объем полевых, экспериментальных и научно-исследовательских работ по оценке параметров окружающей среды (состояние воздуха, почвы, воды, грунтовых вод, растительности, уровень шума, радиационная обстановка).

Известно, что вклад автотранспорта Санкт-Петербурга в общее загрязнение местной природной среды составляет в отношении воздуха 80%, шума — 49%, степени воздействия на качество и режим вод — 40-50%. Для получения оперативной информации о состоянии окружающей среды в ЗАО «Экотранс- Дорсервис» созданы три лаборатории: химическая, виброакустическая и радиационная. Все они сертифицированы и имеют аккредитацию. Сбор информации о состоянии окружающей среды осуществляется с использованием мобильной лаборатории. Наблюдения за шумом ведутся в дневное и ночное время в рабочие и выходные дни.

В процессе строительства и начальной стадии эксплуатации автомагистрали был организован локальный экологический мониторинг состояния воздуха, почв, водотоков. Инженерные расчеты позволили определить местоположение и конструкции шумозащитных экранов, защитных полос зеленых насаждений, дополнительного тройного остекления окон. Всего по трассе была запроектирована установка шумозащитных экранов общей протяженностью 22,63 км. При строительстве санкт-петербургской КАД впервые на Северо-Западе России были разработаны и внедрены гидроботанические площадки (ГБП) очистки талого и ливневого стоков с поверхности автодороги и мостов. На эти ГБП получены положительные санитарно-эпидемиологические заключения соответствующих органов города и области, патент на изобретение ГБП №2262488 от 1 июня 2004 г. Всего на КАД установлено 90 ГБП, они имеют 4 уровня очистки (отстаивание, сорбция плавающим боном, фильтрация через шунгитовый фильтр, биохимическая очистка за счет жизнедеятельности высшей водной растительности). Проверка ГБП на эффективность очистки сточных вод от нефтепродуктов, взвешенных веществ, тяжелых металлов в летнее и зимнее время показала, что их концентрация после очистки не превышает ПДК.

В целях оптимизации зимнего содержания дороги построены площадки для сухого хранения снега. При этом защита грунтовых вод от загрязнения при таянии снега осуществлена с использованием противофильтрационных экранов. В соответствии с темой научного сопровождения строительства КАД «Инженерная защита придорожных территорий от негативного влияния загрязнения поверхностных сточных вод» разработаны новые, экологически более безопасные составы антигололедных смесей. Связанные с проектированием и строительством КАД научно-практические изыскания, выработанный комплекс природозащитных мер и непрерывный мониторинг позволили обеспечить экологическую безопасность Санкт-Петербурга и Ленинградской области и наилучшим образом решить транспортно-экологические проблемы региона.

По материалам журнала «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость