Международная конференция железнодорожников

Начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело принял участие в международной конференции «Европейские железнодорожные грузовые перевозки 2007», организованной Сообществом европейских железнодорожных компаний и управляющих инфраструктурой (СЕЖД). В конференции приняли участие более 300 представителей Европейской Комиссии, Европейского Парламента, европейских железнодорожных компаний и управляющих инфраструктурой, железнодорожной промышленности, экспедиторских компаний, частных перевозчиков.

Тема конференции «Открытие железнодорожного грузового рынка — новая возможность для железных дорог» определила основные вопросы дискуссии. Конкуренция на рынке железнодорожных грузовых услуг постоянно растет. В настоящее время в странах Европейского Союза уже насчитывается более 500 компаний, предлагающих услуги грузовых перевозок. С 1 января 2007 г. европейский железнодорожный рынок полностью открыт для участников перевозочного процесса. В результате проведенной совместной работы Европейского Парламента, Генерального директората Европейской Комиссии по транспорту и энергетике, международных железнодорожных организаций сняты национальные законодательные барьеры доступа к железнодорожному грузовому рынку. Это является первым этапом либерализации указанного рынка. На втором этапе предстоит снять административные барьеры, на третьем — технические.

Конкурентоспособный железнодорожный рынок определен как необходимое условие для увеличения доли железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Либерализация рынка послужит одним из инструментов в достижении этой цели. С сожалением было признано, что либерализация рынка автомобильных услуг, начавшаяся на 10 лет раньше, позволила автомобилистам иметь преимущества в стоимости перевозок и доступе к рынку капитала. В этой связи актуальность приобретает осуществление второго и третьего этапов либерализации железнодорожного грузового рынка. Однако только либерализация не сделает железнодорожный грузовой рынок конкурентоспособным и не превратит его в главный компонент экологичного транспортного сектора. Существенное влияние на развитие рынка оказывает такой экономический фактор, как цены за доступ к инфраструктуре. В настоящее время актуальной становится работа по унифицированию цен на доступ к инфраструктуре во всех странах Европейского Союза. Участники встречи согласились, что для повышения качества оказываемых услуг и снижения затрат операторами на железнодорожном рынке должны стать логистико- перевозочные компании. С этой целью необходимо создать интегрированную логистическую цепочку при осуществлении международных перевозок. Учитывая роль подвижного состава в оказании качественных услуг, конференция обратилась к железнодорожной промышленности с просьбой разрабатывать более конкурентоспособную продукцию для железных дорог.

Также было отмечено, что единый европейский железнодорожный рынок еще не создан. Существующие национальные рынки в настоящее время являются монополистами, на которые все большее давление оказывают другие виды транспорта и частные перевозчики. На данном этапе признано важным создание единой европейской железнодорожной грузовой сети, состоящей частично из линий комбинированных перевозок и частично из чисто грузовых линий. Отмечая преимущества железнодорожных перевозок с точки зрения экологии, безопасности, точности и надежности доставки грузов, конференция признала, что для укрепления этих позиций необходимо дальнейшее развитие и модернизация инфраструктуры. Сдерживающим фактором в этом вопросе являются затраты на инфраструктуру, их включение в стоимость оказываемых услуг. Управляющие инфраструктурой отметили, что не могут включить эти расходы в полном объеме в стоимость оказываемых клиенту услуг, так как это, несомненно, приведет к уходу клиентов на другие виды транспорта. Поэтому в качестве одного из направлений дальнейшей работы было определено повышение эффективности железнодорожных перевозок на существующих линиях. С этой целью Европейской Комиссией выделяются средства на модернизацию существующей инфраструктуры железных дорог. В частности, в настоящее время актуальным является создание единой системы сигнализации, заменяющей значительное количество существующих на европейских дорогах аналогичных систем. Внедрение европейской системы управления движением поездов будет способствовать решению этой задачи. В связи со значительными расходами на внедрение указанной системы Европейской Комиссией была принята концепция ее внедрения на главных транспортных коридорах Европы.

В ходе дискуссии по вопросу развития инфраструктуры БелЖД была представлена информация о состоянии и перспективах модернизации инфраструктуры на дороге. Было отмечено, что модернизация технической базы и оснащенность современными технологиями является для БелЖД основой увеличения перевозочных способностей, основным условием обеспечения безопасности движения, фактором повышения уровня транспортных услуг и важным источником эффективности работы железнодорожной отрасли. При формировании инвестиционных программ Белорусской железной дороги выделен приоритет в направлении финансовых средств на обновление активной части основных фондов — в первую очередь, подвижного состава. Обсуждение вопроса о расширении трансконтинентальных железнодорожных перевозок было направлено на возможности решения вопроса переключения перевозок грузов с других видов транспорта на железнодорожный. Участники конференции согласились, что возможность увеличения объемов железнодорожных перевозок достигается за счет обеспечения безопасности и соблюдения точности графика движения, установления конкурентоспособных сквозных тарифных ставок и применения единых правовых документов. Свой вклад в этот процесс внесет и создание совместных предприятий, позволяющих клиенту работать с одной компанией и облегчающих оформление перевозок грузов. Участники конференции подтвердили плодотворный характер работы конференции, важность обсужденных вопросов для железнодорожного грузового рынка и необходимость дальнейшего его развития.

Рассмотренные на конференции вопросы позволяют определить направления развития железнодорожного транспорта в странах ЕС, особенно в условиях либерализации рынка грузовых перевозок. Дальнейшая направленность работы на устранение административных и технических барьеров при международных грузовых перевозках повлечет за собой изменения в организации железнодорожных перевозок. Для Белорусской железной дороги, имеющей общую границу с государствами — членами Европейского Союза, прежде всего с Польшей, станет важной задачей определение технологии и системы взаиморасчетов при передаче вагонов и грузов через пограничные переходы частными перевозчиками.

Подготовил по материалам Минтранса и Белавтодора Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость