В Белавтодоре


В 2007 году начинается очередной этап социально-экономического развития дорожной отрасли страны. Выполнение новых задач невозможно без глубокого анализа работы в прошедшем году. Как сообщил заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин в 2006 году финансирование дорожной отрасли достигло 1630,1 млрд рублей. Департамент недосчитался 16,9 млрд рублей. Основной причиной невыполнения доходов фонда явилось невыполнение плана по акцизам на автомобильное топливо. В результате фактические затраты по дорожному хозяйству профинансированы на 98,8%, а по состоянию на 1 января 2007 г. кредиторская задолженность за выполненные работы составила 17,6 млрд рублей. Он также отметил, что по инициативе руководителей областей в ущерб содержанию, ремонту и развитию местных дорог на строительство подъездов к местам индивидуальной жилой застройки в 2006 году из средств РДФ было направлено 115,1 млрд рублей, однако ни одна из областей не освоила выделенные им на эти цели средства. В Беларуси в первоочередном порядке осуществлялся комплекс мер, предусмотренных в программе «Дороги Беларуси», по дальнейшему развитию и совершенствованию дорог, входящих в трансъевропейские транспортные коридоры: в 2006 году выполнен капитальный и текущий ремонт более 300 км. Из-за несвоевременного оформления материалов по отводу земель затягивались сроки начала строительства и реконструкции некоторых объектов. По мнению Анатолия Лытина, следовало бы значительно сократить сроки рассмотрения материалов по отводу земель при оформлении отвода на строительство и реконструкцию дорог, перечень которых утвержден правительством в программе «Дороги Беларуси». Надо отметить, что при отводе земель под строительство и ремонт дорог на возмещение потерь и убытков, связанных с изъятием земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, направляются средства РДФ. Например, за 2006 год эта сумма составила 4,5 млрд руб. В отдельных проектах стоимость земель составляет 8-10% от сметной стоимости. А в ПСД на строительство обхода д. Дубовляны стоимость земли занимает 30% от всей стоимости объекта в базисных ценах. В то же время на благоустройство сельскохозяйственных объектов было направлено 155 млрд руб. из средств РДФ, а в 2007 предусмотрено 250 млрд руб. Вполне логично дорожники ставят вопрос об освобождении возмещения таких потерь и убытков. Это позволит РДФ дополнительно направить средства на ремонт и развитие местных дорог в рамках выполнения госпрограммы возрождения и развития села.

Большая работа выполнена по реализации государственной программы возрождения и развития села. В 2006 году выполнение этой программы в части модернизации автодорог составило 306 млрд руб. По всем облдорстроям программа работ выполнена. Отремонтировано, реконструировано 2809 км. Из восьми мероприятий, предусмотренных программой, выполнены все. Всеми облисполкомами обеспечено выполнение работ по благоустройству объектов сельскохозяйственного назначения в объемах финансовых средств, выделенных из РДФ в сумме 155 млрд руб. Облдорстрои, тресты выступали как подрядчики при выполнении работ по благоустройству территорий ферм, зернотоков и подъездов к ним.

Состояние автомобильных дорог

На 1 января 2007 г. сеть автодорог общего пользования составила 83,6 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км республиканских и 68,2 тыс. км — местных. В прошедшем году работы по ремонту и содержанию автодорог были направлены на поддержание дорог в транспортно-эксплуатационном состоянии, обеспечивающем безопасное и непрерывное движение транспортных средств. Недостаточное финансирование и значительные отвлечения средств РДФ на работы, не связанные с ремонтом и содержанием автодорог общего пользования, не позволяют соблюдать межремонтные сроки как на республиканских, так и на местных дорогах. На сегодня 12.580 км (82%) республиканских дорог эксплуатируется с просроченными сроками капремонта. По результатам диагностики сети республиканских автодорог в 2006 году выявлено несоответствий: по ровности покрытий — 6766 км (41,1%); по прочности дорожных одежд — 184 км (1,1%); по коэффициенту сцепления покрытий — 143 км (0,8%). По ровности больше всего дорог не соответствует требованиям в Витебском, Могилевском и Гомельском автодорах; а по прочности — в Белавтостраде и Минскавтодор-Центре. Несколько лучше ситуация в Гродненском и Брестском автодорах. За прошедший год было ликвидировано колейности более 800 км, однако под воздействием тяжеловесных транспортных средств появилась дополнительно колейность общим протяжением 670 км. Наличие колейности на дорогах говорит о том, что необходимо усиливать контроль движения тяжеловесных транспортных средств. В настоящее время в соответствии с приказом министра весогабаритный контроль на границе осуществляет Транспортная инспекция Минтранса, а на автодорогах по всей территории страны — «Белдорцентр». На республиканских автодорогах имеется 2465 км участков дорог не соответствуют требованиям безопасности движения по ровности. Интегральным показателем, характеризующим состояние дорог, является международный индекс ровности (IRI). Проводимая в 2006 году политика увеличения объемов устройства тонкослойных покрытий взамен поверхностных обработок принесла положительные результаты — показатель средневзвешенного значения ровности покрытий уменьшился на 0,20 и составил 5,14 против 5,34 в 2005 году. Анализ результатов осеннего осмотра республиканских и местных автодорог показывает, что эксплуатационное состояние и качество содержания дорог не ухудшилось. Большой объем работ был выполнен по приведению в порядок полос отвода дорог и своевременной ликвидации ямочности.

Технический надзор

Осуществление независимого технического надзора за всеми дорожными работами позволило усилить контроль целевого и эффективного использованием средств дорожных фондов и в особенности в коммунальном дорожном хозяйстве. Повысилось качество ремонтно-строительных работ, установлен постоянный контроль состояния и качества содержания дорог.
Основными недостатками в работе предприятий дорожного хозяйства по содержанию и текущему ремонту, выявленными независимым технадзором, являются некачественное выполнение работ, особенно ямочного ремонта, завышение объемов работ, нарушение правильности определения стоимости работ в действующих ценах. В 2007 году будет проводиться совершенствование технадзора за работами на республиканских и местных дорогах. Для дорожных организаций необходимо доводить целевой показатель доли работ, выполняемых собственными силами на объектах строительства и капитального ремонта. На республиканских дорогах 100% объемов выполняются подрядным способом. На местных дорогах за 2006 год подрядным способом по строительству выполнено 66% объемов работ, а по капремонту — 85%. На 2007 год этот показатель установлен не более 75% и в последующие годы будет снижаться.

Мостовые сооружения

На сегодняшний день на республиканских дорогах эксплуатируется 2257 мостов. В 2006 году проведена очередная диагностика всех сооружений. Средняя оценка состояния сооружений за 2 года возросла с 4,8 до 5,2 балла. Вместе с тем имеется отрицательная динамика несоответствия грузоподъемности нормативным требованиям. На сегодняшний день не соответствуют нормативным требованиям 743 сооружения, из них 202 по грузоподъемности. Макроэкономические расчеты, выполненные с использованием программного комплекса «Белмост», показывают, что для доведения технических параметров мостов до нормативных необходимо 780 млрд руб. За отчетный год выполнен капремонт мостов на сумму 39,6 млрд руб. Несмотря на полуторное увеличение по сравнению с 2005 годом объема финансирования мостовых работ, принимаемые меры позволяют только поддерживать состояние мостового парка, не допуская его ухудшения. Кардинально изменить ситуацию можно лишь при условии абсолютного увеличения дорожного фонда, так как в нынешней ситуации дальнейшее увеличение финансирования мостовых работ без ущерба состоянию дорог невозможно. На местных дорогах эксплуатируется 3021 мост. Однако однозначно оценить состояние сооружений на местной сети не представляется возможным. По состоянию на 10.01.2007 продиагностировано и внесено в базу данных «Белмост» лишь 246 сооружений. При этом только «Минскоблдорстрой» проводит работу по диагностике, однако и это предприятие за 2 года продиагностировало только треть мостов. В настоящее время департаментом совместно с национальным кадастровым агентством разрабатывается методология учета всех мостовых сооружений страны. Реализация этой задачи позволит создать единый банк данных.

Технологическая связь

В 2006 году продолжалось развитие сети технологической связи. Проложена волоконнооптическая линия связи с организацией видеонаблюдения и передачи оперативных данных от метеорадара национального аэропорта «Минск» в центральную диспетчерскую, и в настоящее время эти данные используются для принятия оперативных управленческих решений. Продолжалась работа по оснащению транспорта средствами связи. Оснащенность транспорта, участвующего в зимнем содержании автодорог радиостанциями увеличилась, а их общее количество составило 2488 единиц. Все ДЭУ и ЛДД обеспечены технологической радиосвязью. В 2007 году планируется завершить работы по модернизации технологической связи и видеонаблюдения на автодороге М-2, организовать видеонаблюдение на автодороге Р-1, будет продолжена работа по оснащению транспорта радиостанциями и расширению зон их действия.

Придорожный сервис

В настоящее время на автодорогах функционирует 2759 объектов придорожного сервиса, в том числе 1121 платный объект. В 2006 году введено 40 объектов общественного питания, построено и реконструировано 19 АЗС и 10 газозаправочных станций, 25 площадок отдыха. Отметим, что по отчетам ответственных ведомств введено 124 объекта (100%), вместе с тем облисполкомами не выполнено задание по строительству СТО, пунктов постоя и моек. Развитие объектов придорожного сервиса в большей степени зависит от отношения к данному вопросу облисполкомов, которые не всегда оперативно решают вопросы выдачи разрешений, отвода земель, предоставления льгот и др. В текущем году предстоит продолжить эту работу. В первом полугодии необходимо разработать проект документа, в котором должны найти решение вопросы, сдерживающие развитие объектов: это и возможные льготы, и оперативное решение вопросов отвода земель и пр. Предприятия автодорог должны оперативно, без всяких промедлений, применяя принцип одного окна, рассматривать все вопросы развития объектов придорожного сервиса. В 2006 году количество поездок белорусских грузовых перевозчиков по территории иностранных государств увеличилось на 15,4% по сравнению с 2005 годом (с 359.687 до 415.229).

Финансово-экономическая деятельность

Производительность труда (выручка от реализации работ (услуг) на одного работающего в текущих ценах) по организациям дорожного хозяйства равна 47,7 млн руб. В целом по департаменту темп роста производительности труда составил 125,3%, а темп роста заработной платы — 125,7%. По облдорстроям темпы роста производительности и зарплаты соответственно 131,5% и 126,5%. Двенадцать организаций допустили опережающие темпы роста заработной платы над темпами роста производительности труда. По итогам работы организациями департамента получена чистая прибыль в сумме 40 млрд рублей. Все организации дорожного хозяйства закончили год с прибылью. Убыточным является филиал МСУ-5 РУП «Мостострой». Тем не менее, следует отметить, что на протяжении года ряд филиалов организаций («Нерудстройматериалы» и СМП-715) были убыточными. По состоянию на 01.01.2007 задолженность в бюджет уменьшилась в сравнении с началом года на 30% (при задании снизить не менее чем на 10%). За 2006 год привлечено предприятиями дорожного хозяйства более 160 млрд рублей кредитных ресурсов, начислено процентов банкам в сумме 5,3 млрд рублей. Активное участие в обеспечении экономической стабильности организаций принимали их юридические службы. Организациями департамента было предъявлено 109 исков с общей суммой исковых требований 2,8 млрд руб., судами был удовлетворен 81 иск на общую сумму 1,6 млрд руб.

Выполнение тематического плана НИОКР

Отраслевой наукой тематический план работ выполнен в полном объеме. Закончены разработки 76 тем. При их внедрении ожидается, что 58 тем обеспечат технический эффект, 14 — экономический эффект, 2 темы — социальный эффект (улучшение экологической обстановки в зоне действующих производств), 2 темы способствуют совершенствованию процесса научных исследований. Все предприятия дорожного хозяйства в соответствии с планом завершили сертификацию менеджмента качества по международным стандартам серии ИСО 9000, ИСО 14000. Что касается организаций, вошедших в состав департамента, то они должны в самом начале 2007 года приступить к этой работе. Несмотря на наличие сертификатов качества, представителями авторского надзора указывалось организациям дорожного хозяйства на некачественное ведение работ. Так, 38% замечаний, внесенных в журналы авторского надзора, касаются низкого качества ведения работ, 21% — нарушения технологии производства работ. Отметим низкое качество производства работ у РУП «Мостострой» — 24% всех замечаний по низкому качеству сделаны этому предприятию.

Задачи 2007 года

Законом «О бюджете Беларуси на 2007 год» утверждены доходы и расходы РДФ в сумме 1883,9 млрд руб. Отметим, что из средств фонда предусмотрено направить 448 млрд руб. на работы, не связанные с автодорогами общего пользования, что составляет 23,7% от общей суммы РДФ. Обеспеченность финансовыми ресурсами программы составит около 61%. При этом складывается ситуация, когда из РДФ отвлекаются финансовые средства, а департамент «Белавтодор» для выполнения поручения Совета Министров по ускоренной модернизации дороги М-1/Е30 вынужден привлекать долгосрочный кредит банков в размере 435 млрд руб. с уплатой процентов в сумме 180-200 млрд руб. В соответствии с государственной инвестиционной программой в 2007 году необходимо завершить строительство 38,6 км дорог, выполнить работы по ремонту и реконструкции дорог, входящих в состав транспортных коридоров. Предусматривается выполнить ремонт II транспортного коридора на протяжении 421 км, отремонтировать и реконструировать 67 км дорог, входящих в IХ транспортный коридор. Довести осевую нагрузку до 11,5 тонн на этих участках. В рамках внешнеэкономической деятельности Департамент будет активно участвовать в работе межправительственного совета дорожников, продолжать контакты с дорожниками Польши, Украины, Латвии, Израиля и Китая. В 2007 году предстоит напряженная работа по выполнению программы дорожных работ и параметров прогноза социально-экономического развития отрасли. Среди главных задач текущего года — поддержание и сохранение транспортно-эксплуатационного состояния автодорог общего пользования, внедрение энергосберегающих технологий и экономное расходование всех видов топлива, тепловой и электрической энергии. Планируется снизить расход ТЭР к уровню их потребления в 2006 году в сопоставимых условиях в размере 10%.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость