Скандинавские технологии на белорусских автомагистралях
В числе технических средств организации дорожного движения (ТСОДД) удерживающие ограждения играют значимую роль: они служат механическим препятствием против съезда автомобилей с дороги и одновременно ориентиром для водителей, сигнализирующим о повышенной опасности. Специалисты не без оснований полагают, что наиболее действенный эффект от барьерных ограждений имеется в случае их установки на разделительной полосе: так они предупреждают появление лобовых столкновений, которые относятся к категории ДТП с наиболее тяжкими последствиями. В нашей стране, впрочем, как и во многих других, традиционно применяется металлическое барьерное ограждение. За многие годы эксплуатации оно доказало свою эффективность и неоднократно спасало человеческие жизни. Такая конструкция практически на 100% исключает возможность выезда транспортного средства на полосу встречного движения, однако в случае наезда на нее зачастую фиксируются случаи серьезных повреждений автомобилей, травм водителей и пассажиров. Довольно затратной является и процедура восстановления металлического барьерного ограждения после ДТП.
Однако время не стоит на месте, и специалисты в сфере безопасности дорожного движения постоянно совершенствуют ТСОДД. И удерживающие ограждения здесь не исключение. Несколько лет назад в этом смогла наглядно убедиться делегация белорусских дорожников, посетившая скандинавские страны. Здесь вместо традиционного металлического барьерного ограждения довольно широко и, надо сказать, с должным эффектом используется его тросовый аналог. Поэтому вопрос возможного применения такого ограждения на белорусских дорогах был вскоре поднят на специальном семинаре по современным ТСОДД, проведенном департаментом «Белавтодор» с участием руководства ГАИ страны. Тогда участникам семинара был продемонстрирован видеофильм, красноречиво свидетельствующий о высокой пассивной безопасности тросового ограждения на примере краш-тестов. Так, автомобиль, въезжающий на скорости свыше 100 км/ч под углом в 25° в традиционное барьерное ограждение, после столкновения являл собой довольно печальное зрелище. Если бы в машине сидели люди, а не манекены, то их жизнь наверняка бы оборвалась прямо на месте аварии. Совсем другая картина вырисовывалась в краш-тесте с тросовым ограждением. Та же скорость и тот же угол, но автомобиль в результате практически цел. Все дело в том, что тросовое ограждение равномерно поглощает удар и значительно смягчает его. Меньше страдает в этом случае и само ограждение: ломаются лишь стойки, замену которых можно осуществить за короткое время. Важно и то, что такое ограждение гораздо ниже по металлоемкости, чем одинарное оцинкованное, меньше, соответственно, и его стоимость. Поэтому по окончании работы семинара было принято решение апробировать данную технологию на дорогах Беларуси.
И вот в 2006 году на тендерной основе была произведена закупка 12 км импортного тросового барьерного ограждения, широко применяемого на дорогах Скандинавских стран. Для апробации тросовой системы безопасности в белорусских условиях в первом полугодии 2006 г. было установлено на разделительной полосе более 6 км такого ограждения на автомобильных дорогах М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией и М-6 Минск — Гродно. Как пояснили нашему корреспонденту специалисты Института дорожных исследований, приобретенное тросовое барьерное ограждение — это запатентованная разработка, прошедшая испытания и являющаяся эффективным инструментом повышения безопасности дорожного движения и спасения человеческих жизней. Она также позволяет устранить недостатки существующих типов ограждений за счет применения новых технологий и инновационных решений. В первую очередь, ограждение обеспечивает повышенную безопасность для всех видов транспортных средств за счет обтекаемой формы стойки и расширенного распределения тросов. К достоинствам данной разработки относится также повышенная гибкость, достигаемая путем расчета оптимального прогиба. Помимо этого, обеспечивается высокая экономическая эффективность за счет быстрого ремонта после наезда транспортных средств и простого содержания.
Следует отметить, что даже столь небольшая протяженность установленного в стране тросового ограждения уже доказала свою эффективность: за короткое время эксплуатации этой системы уже случилось несколько ДТП, в которых благодаря установленному ограждению ни один человек серьезно не пострадал. Например, уже через неделю после установки ограждения на 305 км дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией в дневное время суток произошло ДТП. В данном случае гражданин Российской Федерации, управляющий автомобилем Оpel Аstra, не справился с управлением и выехал на разделительную полосу, но благодаря тросовому барьерному ограждению остался на своей полосе. При этом ограждение не только не позволило допустить выезда на полосу встречного движения либо опрокидывания транспортного средства, но и, наверняка спасло жизнь самому водителю, а может, и другим участникам дорожного движения. При этом, что тоже важно, сам автомобиль отделался легкими повреждениями. Учитывая все достоинства тросового ограждения перед традиционными, в будущем планируется значительно расширить практику его применения на дорогах страны.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Однако время не стоит на месте, и специалисты в сфере безопасности дорожного движения постоянно совершенствуют ТСОДД. И удерживающие ограждения здесь не исключение. Несколько лет назад в этом смогла наглядно убедиться делегация белорусских дорожников, посетившая скандинавские страны. Здесь вместо традиционного металлического барьерного ограждения довольно широко и, надо сказать, с должным эффектом используется его тросовый аналог. Поэтому вопрос возможного применения такого ограждения на белорусских дорогах был вскоре поднят на специальном семинаре по современным ТСОДД, проведенном департаментом «Белавтодор» с участием руководства ГАИ страны. Тогда участникам семинара был продемонстрирован видеофильм, красноречиво свидетельствующий о высокой пассивной безопасности тросового ограждения на примере краш-тестов. Так, автомобиль, въезжающий на скорости свыше 100 км/ч под углом в 25° в традиционное барьерное ограждение, после столкновения являл собой довольно печальное зрелище. Если бы в машине сидели люди, а не манекены, то их жизнь наверняка бы оборвалась прямо на месте аварии. Совсем другая картина вырисовывалась в краш-тесте с тросовым ограждением. Та же скорость и тот же угол, но автомобиль в результате практически цел. Все дело в том, что тросовое ограждение равномерно поглощает удар и значительно смягчает его. Меньше страдает в этом случае и само ограждение: ломаются лишь стойки, замену которых можно осуществить за короткое время. Важно и то, что такое ограждение гораздо ниже по металлоемкости, чем одинарное оцинкованное, меньше, соответственно, и его стоимость. Поэтому по окончании работы семинара было принято решение апробировать данную технологию на дорогах Беларуси.
И вот в 2006 году на тендерной основе была произведена закупка 12 км импортного тросового барьерного ограждения, широко применяемого на дорогах Скандинавских стран. Для апробации тросовой системы безопасности в белорусских условиях в первом полугодии 2006 г. было установлено на разделительной полосе более 6 км такого ограждения на автомобильных дорогах М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией и М-6 Минск — Гродно. Как пояснили нашему корреспонденту специалисты Института дорожных исследований, приобретенное тросовое барьерное ограждение — это запатентованная разработка, прошедшая испытания и являющаяся эффективным инструментом повышения безопасности дорожного движения и спасения человеческих жизней. Она также позволяет устранить недостатки существующих типов ограждений за счет применения новых технологий и инновационных решений. В первую очередь, ограждение обеспечивает повышенную безопасность для всех видов транспортных средств за счет обтекаемой формы стойки и расширенного распределения тросов. К достоинствам данной разработки относится также повышенная гибкость, достигаемая путем расчета оптимального прогиба. Помимо этого, обеспечивается высокая экономическая эффективность за счет быстрого ремонта после наезда транспортных средств и простого содержания.
Следует отметить, что даже столь небольшая протяженность установленного в стране тросового ограждения уже доказала свою эффективность: за короткое время эксплуатации этой системы уже случилось несколько ДТП, в которых благодаря установленному ограждению ни один человек серьезно не пострадал. Например, уже через неделю после установки ограждения на 305 км дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией в дневное время суток произошло ДТП. В данном случае гражданин Российской Федерации, управляющий автомобилем Оpel Аstra, не справился с управлением и выехал на разделительную полосу, но благодаря тросовому барьерному ограждению остался на своей полосе. При этом ограждение не только не позволило допустить выезда на полосу встречного движения либо опрокидывания транспортного средства, но и, наверняка спасло жизнь самому водителю, а может, и другим участникам дорожного движения. При этом, что тоже важно, сам автомобиль отделался легкими повреждениями. Учитывая все достоинства тросового ограждения перед традиционными, в будущем планируется значительно расширить практику его применения на дорогах страны.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2007 год в рубрике дороги