Стандарты на дорожные битумы

Научно-практическая конференция «Проблемы повышения качества битума и асфальтобетонных покрытий» вызвала широкий резонанс. Несмотря на научно- техническое развитие и прогресс, ученые и специалисты до сих пор находятся в поиске альтернативных вяжущих материалов для дорожного строительства с улучшенными эксплуатационными показателями. В ближайшие годы будет вестись работа над совершенствованием системы технических требований, предъявляемых к битумам с учетом климатических особенностей, а также над битумными добавками, улучшающими адгезионные свойства материалов.

Уже более 15 лет страны Содружества самостоятельно определяют дорожную политику. За это время было разработано значительное количество нормативных и методических документов, в том числе касающихся дорожно-строительных материалов — в частности, дорожных битумов. По информации департамента «Белавтодор», в настоящее время дорожный битум нефтепереработчики стран СНГ выпускают по ГОСТ 22245-90 (принят Беларусью, Казахстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменией и Украиной), европейские страны — по EN 12591. Следует отметить, что дорожные битумы, выпускаемые отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями, принципиально отличаются по своему качеству от битумов, производимых за рубежом. В этой связи нормативные требования белорусских специалистов к этому виду вяжущего также отличаются от зарубежных. По мнению специалистов департамента, в перечень нормируемых показателей качества битумов необходимо ввести параметр вязкости. Это, в первую очередь, позволит характеризовать фундаментальное свойство дисперсных систем, а не эмпирическую характеристику, какой является пенетрация и температура размягчения, а также будет способствовать гармонизации с европейским стандартом, в котором заложены требования к кинематической вязкости при 135°С и динамической вязкости при 60°С.

Так, например, установлено, что дорожные битумы с одинаковой пенетрацией, полученные из остатков переработки различных по химическому составу нефтей, принципиально различаются по вязкости как в исходном, так и в состаренном состоянии, что естественно приведет к различной их работоспособности в покрытии, а также и к различной долговечности самих покрытий. Кроме того, определение вязкости исходного и состаренного битумов позволит оценить их когезионные свойства. В то же время, прогрев в тонком слое моделирует старение битума при краткосрочном нагреве. Белорусские дорожники настаивают на необходимости проведения работ над созданием методов, моделирующих старение при долгосрочном прогреве, близком к эксплуатационному. Отметим, что в 1997 году в Беларуси был разработан государственный стандарт на нефтяные дорожные битумы — СТБ 1062, в котором как факультативный показатель введен групповой химический состав битумов, что в условиях получения битумов окислением различных нефтяных остатков и из различных нефтей на данном этапе представляется правильным, причем для определения группового химического состава предложен экспресс-метод тонкослойной хроматографии с использованием прибора Iatroscan.

Для обоснованного выбора битумного вяжущего для дорожных работ важна не только его вязкость, но и реологические характеристики, т.е. проявление деформаций под действием внешних напряжений, что даст богатую информацию, связанную с работой вяжущего в дорожном покрытии. Следует учесть американский опыт, накопленный в ходе реализации программы Superpave, которая ориентирована на исследования фундаментальных физико-механических характеристик (модуль сдвига, функцию релаксации и т.д.).
Для разработки Межгосударственного стандарта на битумы нефтяные дорожные руководители дорожных администраций государств — участников МСД к 1 марта 2007 г. определят состав рабочей группы. Отметим также, что вопросы разработки требований к битумам, применяемым при строительстве автомобильных дорог в странах СНГ, включены в проект плана НИР МСД на 2007-2008 годы.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость