В Бресте прошло заседание МСД

В первой декаде декабря в Бресте прошло XXVII заседание Межправительственного совета дорожников СНГ. В его работе приняли участие руководители и полномочные представители дорожных администраций Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины, ассоциированные члены совета, депутаты российского и белорусского парламентов, представители Министерства внутренних дел Беларуси, Брестского областного и городского исполнительных комитетов и другие. Белорусскую дорожную делегацию возглавил заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин.

Первый день работы заседания начался в здании Брестского горисполкома. Со вступительным словом к его участникам обратился председатель МСД, руководитель Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Олег Белозеров. Приветствуя своих коллег, он выразил слова благодарности департаменту «Белавтодор» и руководству УП «СТиМ» за организацию проведения заседания и отметил, что география участников МСД постоянно расширяется — это не только страны СНГ, но и дорожники из Германии, Хорватии, Израиля, других государств, что свидетельствует о значимости рассматриваемых советом вопросов. После утверждения повестки дня и регламента заседания к его участникам обратился мэр Бреста Александр Полышенков, который, отметив преобразования города в части развития улично-дорожной сети и пункта пропуска «Варшавский мост», подчеркнул важность труда дорожников: если в стране не будет хороших дорог — значит, не будет и развитой экономики. Затем с докладом о результатах реализации протокола о международных автомобильных дорогах СНГ и их развитии на подъездах к границам сопредельных государств выступил первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов. По его словам, вопрос о реализации протокола уже рассматривался на XXVI заседании Совета, и, руководствуясь его решениями, рабочая группа совместно с секретариатом МСД продолжила работы по мониторингу хода реализации дорожными администрациями этого документа, обобщила и проанализировала представленные ими материалы. Между тем, информацию представили дорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Украины и частично России. Результаты ее анализа свидетельствуют о том, что протокол действительно работает, и дорожными администрациями проводится большая целенаправленная работа по его реализации.

Известно, что международные автомобильные дороги СНГ являются важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов и пассажиров через территории государств, и для их постоянного поддержания на надлежащем уровне и дальнейшего развития необходимо вкладывать огромные финансовые средства. Общая протяженность проходящих по территории семи государств международных автомобильных дорог СНГ составляет 63.144 км. По своим техническим характеристикам они в основном относятся к I-IV категориям, и их геометрические параметры обеспечивают проходящие по ним транспортные потоки. При этом доля грузовых автомобилей в транспортном потоке составляет в среднем от 20% до 35%, что свидетельствует о весьма высоких нагрузках на дорожные конструкции. Максимальная допустимая нагрузка на одиночную ось на многих транспортных магистралях определена в размере 10 и 11,5 тонн, однако имеется еще достаточно много магистральных дорог, которые реально способны пропускать только транспортные средства с нагрузкой на ось не более 6-8 тонн. Например, в Беларуси только около 40% магистральных республиканских дорог способны пропускать автомобильные транспортные средства с нагрузкой на одиночную ось 10 и 11,5 тонн, а для всей сети республиканских дорог этот показатель составляет порядка 20%. За 1999-2005 годы в семи государствах, представивших информацию, выполнены реконструкция и капитальный ремонт 9434 км международных дорог СНГ, или 15% от их общей протяженности, стоимость выполненных работ составила около $3 млрд. За этот же период на подъездах к границам сопредельных государств на 55 автодорожных пунктах пропуска реконструировано и капитально отремонтировано 1316 км дорог на сумму $668 млн.

Дорожные администрации в национальных программах перспективного развития дорожной сети на период до 2010 года предусматривают осуществить проекты реконструкции и капитального ремонта международных автодорог СНГ общей протяженностью 15.802 км, или 25% от их общей протяженности, направив на эти цели ассигнования в размере около $9,8 млрд. На подъездах к границам сопредельных государств будет усовершенствовано 1062 км дорог, проектная стоимость которых оценивается в $811 млн. Геннадий Чепцов также отметил, что планомерная целенаправленная работа дорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Украины по реализации протокола приносит свои ощутимые результаты. «Обеспечивается не только улучшение технического состояния и рациональное развитие национальных сетей автодорог общего пользования, но и создаются благоприятные условия для их постепенной интеграции в Европейскую и Азиатскую транспортные системы и международные транспортные коридоры», — сказал он. Например, в Беларуси в состав проходящих по ее территории трех трансъевропейских транспортных коридоров входит 1513 км международных дорог СНГ, или 42% от их общей протяженности. Стороны осуществляют обмен опытом и информацией по вопросам создания и освоения прогрессивных технологий, материалов, дорожных машин, оборудования и приборов, совершенствования системы финансирования и управления дорожным хозяйством, создания скоординированной нормативно-правовой базы, подготовки кадров высшей квалификации и инженеров. Важным шагом в улучшении обмена опытом и информацией, по мнению Геннадия Чепцова, может стать создание на базе Секретариата МСД единой унифицированной системы обмена актами законодательства или нормативно-правовыми актами в области дорожного хозяйства. Он также отметил, что практически каждая дорожная администрация в состоянии создать в интернете свой сайт и разместить на нем каталог действующих отраслевых нормативно-правовых актов и научно- технических документов.

Безопасность дорожного движения

Еще одна важная проблема, рассмотренная на заседании совета, — безопасность дорожного движения. О работе в данной сфере, проводимой в Беларуси, сообщил начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор», член рабочей группы МСД по содержанию и безопасности дорожного движения Василий Яковлев. В частности, он отметил, что в нашей стране за 2005 год на автомобильных дорогах общего пользования произошло 3600 ДТП (рост по сравнению с 2004 годом на 2,4%), в которых погибло 1237 человек (снижение на 1,2%) и получили ранения 3689 человек (рост на 2,8%). Анализ причин ДТП на дорогах общего пользования свидетельствует о том, что примерное соотношение нарушителей правил дорожного движения по категориям их участников сохраняется по годам. В частности, в 2005 году по вине водителей транспортных средств совершено около 80% ДТП, по вине пешеходов — порядка 17%, и около 2% — по сопутствующей причине дорожных условий. «В последние годы в Беларуси на государственном уровне предпринят ряд крупных шагов в сфере безопасности дорожного движения — в частности, утверждены новая редакция правил дорожного движения и «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», — сообщил Василий Яковлев. — Целью концепции является создание условий для максимальной защищенности участников дорожного движения, снижение общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25% в 2015 году по сравнению с 2005 годом, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях». Кроме того, департаментом «Белавтодор» разработана программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы, которая предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и уровня обустройства дорог. В частности, планируется улучшение видимости, ровности, доведения продольного профиля и плана дорог до норм при выполнении капремонта на 9921 км; восстановление коэффициента сцепления в течение 5 лет на 100% республиканских и 40% местных автодорог; организация пешеходного движения по обочинам дорог, предусматривая разделение транспортных и пешеходных потоков; устройство наружного освещения участков дорог на 1868 км, проходящих по населенным пунктам, а также на подъездах к ним в целях снижения аварийности в темное время суток; дальнейшее развитие системы многопозиционных дорожных знаков для оперативного информирования участников дорожного движения; использование современных технических средств организации дорожного движения.

Одним из важных направлений обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах страны при дефиците финансовых средств стала разработка мероприятий по совершенствованию условий дорожного движения на участках концентрации ДТП. Дорожными организациями совместно с ГАИ проведено обследование дорог и приняты меры по оптимизации скорости движения транспортных средств. В Беларуси активно устраиваются площадки для остановки автобусов, автопавильоны, тротуары и пешеходные дорожки, переходно-скоростные полосы и др., проводится ремонт дорожных барьерных ограждений, обновляется изношенная горизонтальная разметка покрытий, производится замена вышедших из строя дорожных знаков. Сегодня все республиканские автодороги имеют размеченную осевую линию, а на всех магистральных дорогах устроена и краевая разметка. Между тем, анализ ДТП показывает, что самые тяжкие последствия происшествий наблюдаются в результате лобовых столкновений транспортных средств. Так на автодороге М-1/Е30 в течение 2004 и 2005 годов происходило по 15 происшествий с лобовым столкновением транспортных средств, а в текущем году — уже 16 таких ДТП. В 2006 году было закуплено на тендерной основе и установлено 12 км импортного тросового дорожного ограждения, широко применяемого в скандинавских странах. В первом полугодии было установлено 6 км ограждения на автомобильных дорогах М-1/Е30 и М-6 Минск-Гродно. Василий Яковлев отметил, что оно уже доказало свою эффективность: зафиксировано 7 наездов транспортных средств на данное ограждение, при этом люди в ДТП не пострадали. Большая работа в Беларуси проводится и в части совершенствования нормативно-правовой базы в области безопасности дорожного движения. Однако, несмотря на принимаемые меры ситуация на дорогах остается сложной — ежегодно погибает около 1200 человек и около 3700 человек получают ранения. Особенно напряженная обстановка складывается по ДТП с участием пешеходов и велосипедистов.

Энциклопедия «Автомобильные дороги СНГ»

Как сообщил начальник научно-технического отдела «Белавтодора» Николай Климачев, работа над энциклопедией «Автомобильные дороги СНГ» началась еще в 2002 году. К настоящему времени уже проделана большая работа, и материалы для издания представлены всеми дорожными администрациями за исключением Грузии. Планируется, что энциклопедия будет состоять из трех частей: «Истоки», «Дороги», «Люди», первая часть будет общей, а вторая и третья, соответственно, разделены на главы, в которых представляется информация в разрезе каждой страны Содружества. После выступления Николая Климачева совет принял решение поручить секретариату МСД совместно с редакционной коллегией изучить представленные дорожными администрациями и подготовить их для издания с определением тиража, сроков и потребности в финансовых ресурсах. Издание энциклопедии планируется осуществить накануне II Съезда дорожников СНГ. Об этом мероприятии также шла речь на заседании совета. Планируется, что второй съезд будет приурочен к 15- летию МСД, и его проведут в Москве в декабре будущего года. Тогда же состоится и следующее, XXVIII, заседание совета — отныне коллеги намерены собирать совет как правило раз в год. Не исключено, что к этой юбилейной дате будет изготовлена медаль «Почетный дорожник Содружества Независимых Государств».

Безбарьерная среда для перевозчиков

В ходе заседания рассматривался и такой актуальный вопрос, как вступление в действие «Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территории государств — участников СНГ». Суть данного документа состоит в необходимости устранения барьеров на международном автомобильном транспорте, и он призван унифицировать условия для осуществления перевозок. Проще говоря, МСВТС нужен для облегчения пересечения границ и поможет избежать многократного взвешивания. В ходе заседания совета было озвучено, что данный документ ратифицирован уже в ряде стран и юридически вступил в силу. А с 1 октября текущего года Белорусская транспортная инспекция и РУП «Белдорцентр» начали выдачу МСВТС. В результате обсуждения данного вопроса было принято решение просить дорожные администрации своевременно представлять информацию о сроках введения сертификата на территориях государств Содружества, назначении компетентных органов, перечнях станций взвешивания и др. Кроме того, планируется провести мониторинг использования бланков сертификата, на основе которого будут внесены предложения по повышению уровня его защиты. В ходе брестского форума дорожников СНГ был рассмотрен еще целый ряд актуальных вопросов. В частности, была заслушана информация о программе работ по реализации «Концепции улучшения состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах СНГ на период 2005-2015 гг.»; об участии секретариата МСД в работе Международных организаций и отраслевых органах СНГ; о наружной рекламе на дорогах; о журнале «Дороги Содружества»; о проекте возрождения Великого Шелкового пути и др. На заседании МСД пополнился и новыми ассоциированными членами: в их состав включили постоянное представительство Международного союза автомобильного транспорта в регионах СНГ, хорватскую компанию KANRON-VIADUKT d.o.o., казахскую компанию «Трилис», а также Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации. По итогам заседания был подписан соответствующий протокол.

СТиМулы к прогрессу

В программе XXVII заседания МСД также значилось посещение предприятия СТиМ, которое является ассоциированным членом совета. Это одно из крупнейших предприятий в Беларуси, которое производит разметочную технику и материалы для нанесения дорожной разметки. Изюминка СТиМа заключается в том, что предприятие осуществляет комплексную деятельность в области горизонтальной разметки: здесь не только занимаются производством соответствующих материалов, техники для их нанесения и непосредственно устройством разметки, но и проводят исследования, направленные на повышение качества конечного продукта, активно внедряют собственные разработки, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и не имеющие аналогов в мире. Поэтому отнюдь не случайно рынок сбыта предприятия довольно широк — он охватывает не только бескрайние просторы стран СНГ, но и государства Западной Европы, Америки, Востока. Участники заседания с интересом ознакомились с достижениями «СТиМа», им был продемонстрирован широчайший спектр оборудования, выпускаемого этим предприятием для нанесения разметки, а также непосредственно разметочные материалы: эмали, пластики горячего и холодного нанесения. При этом буквально каждый экземпляр техники был показан в работе: начиная от «малюток» типа «Контур 30» и заканчивая такими современными механизмами, как «Шмель 11А» и «Шмель 77». Особый интерес вызвала демонстрация нанесения горячего и холодного пластика, в том числе структурной разметки, которая отлично «работает» в дождливую погоду. Здесь же была представлена лазерная система «Лис», позволяющая разметочной машине практически идеально повторять линии «старой» разметки. Данная разработка является ноу-хау СТиМа, и, по заверению руководителя предприятия Дмитрия Черненко, даже маститые производители разметочной техники пока не могут сделать подобное. В центре внимания был и пульт управления разметочными пистолетами, который, помимо своей основной функции, позволяет осуществлять детальнейший контроль расхода материалов, времени, в течение которого осуществлялась работа, пройденного пути, открашенной площади и т.д. В числе новых разработок предприятия была продемонстрирована мобильная установка «Дельта 100», которая позволяет производить непрерывный процесс производства холодных битумоминеральных смесей на основе битумной эмульсии путем смешивания в разном соотношении инертных материалов. В целом увиденное на базе СТиМа не оставило равнодушным участников заседания На следующий день работы МСД коллеги побывали на пункте взимания дорожных сборов и весогабаритного контроля «Федьковичи», расположенном на автодороге М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. Здесь руководитель предприятия «Белавтострада» Марик Пильчук и его сотрудники подробно рассказали коллегам о проведенной модернизации дороги и организации работы по взиманию дорожных сборов. Затем заместитель генерального директора РУП «Белдорцентр» Григорий Шарко проинформировал участников заседания о том, как функционирует пункт весогабаритного контроля, а его работники наглядно продемонстрировали саму процедуру взвешивания. После окончания работы XXVII заседания Межправительственного совета дорожников СНГ для его участников была организована экскурсия в Брестскую крепость. Следует отметить, что уже прощаясь зарубежные гости горячо благодарили руководство департамента «Белавтодор», дорожных предприятий страны и УП СТиМ за высокую организацию проведения заседания, за теплый и радушный прием.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость