День профмастерства определил лучших дорожников

Ритмичность производства, качество выполненных работ в настоящее время все больше зависят от эффективности системы управления, разумной организации работы по инженерно-техническому сопровождению реализуемых проектов.

В результате проведенной кропотливой работы по созданию необходимой нормативной базы, разумной расстановки кадров, применения передового зарубежного опыта в дорожной отрасли постепенно повышается роль инженера в качественной реализации своих проектов. Больше года функционирует филиал «Управление технического надзора» («УТН») РУП «Минскавтодор-Центр». Времени на раскачку у него не было. Ведь каждый год у «Минскавтодор- Центра» немало переходящих и новых дорожных объектов. В связи с этим руководство данного автодора в начале года сделало смелый новаторский шаг — для улучшения управления договорами строительного подряда и повышения качества технического надзора было принято решение назначить на важнейшие объекты строительства и капитального ремонта конкретных представителей заказчика — инженеров контрактов. Руководство «УТН» для того, чтобы поднять их профессиональный уровень, придать их работе не примиренческий, а наступательный характер создало Совет инженеров, комиссию по качеству, установило регулярное проведение с инженерами совещаний, учебы. За истекший период деятельность этого подразделения стала приносить все более конкретные результаты. Многие основополагающие вопросы, похоже, разрешены. Конечно же, наиболее ясно выкристаллизовываются проблемы и находятся пути их решения на мероприятиях, при которых уровень работы проверяется на практике. Одним из подобных мероприятий является проведение «Дня профессионального мастерства».

Данное мероприятие проходило на базе филиала «МСУ-2» РУП «Мостострой», расположенного в деревне Вязань Дзержинского района. Оно состояло из двух частей: семинара с посещением ряда дорожных объектов и непосредственно конкурса профмастерства. В «Дне профмастерства» приняли участие руководители РУП «Минскавтодор-Центр», представители департамента «Белавтодор», руководство Специализированной инспекции департамента Государственного строительного надзора, коллеги из РУП «Белстройцентр», БНТУ, РУП «Белгипродор» и подрядных организаций. Говоря о целях проведения «Дня профмастерства», начальник филиала «УТН» Сергей Макаревич подчеркнул, что для достижения более высоких показателей необходимо анализировать результаты своей работы. Показатели проведенной работы за время существования филиала «УТН» можно продемонстрировать на конкретных цифрах: в 76 случаях были внесены предложения о приостановке работ, выполняемых с нарушением требований нормативной документации и с отступлениями от ПСД; выдано 846 предписаний на устранение нарушений и дефектов; внесено 5216 замечаний в общие и специальные журналы работ; с первого предъявления не принято некачественно выполненных работ (с нарушением технологии или завышением объемов) на сумму 7217,9 млн рублей. Участники программы вначале осмотрели ряд дорожных объектов РУП "Минскавтодор-Центр». Так, на примере объекта капитального ремонта автодороги Р- 1 Минск-Дзержинск км 22 — км 24,7 (2-й пусковой комплекс) был представлен опыт организации и обеспечения деятельности представителя заказчика — инженера контракта и технического надзора.

Главный инженер «УТН» Геннадий Лазук подчеркнул, что главным в их деятельности является такая организация работы, чтобы обеспечить на всех ведомых объектах непрерывный технический надзор. Для этого руководство филиала наряду с иными мерами стремится проводить политику по недопущению несоответствий и разрешению конфликтных ситуаций до сдачи-приемки работ. И в этом есть определенные подвижки в лучшую сторону. Геннадий Лазук остановился также на вопросах контроля за содержанием автомобильных дорог. За время работы филиала «УТН», например, базовая оценка качества содержания местных дорог снижена с 3,8 до 3,6, что объясняется объективным характером осмотра по сравнению с ситуацией КУП «Минскоблдорстрой» до реорганизации. О результатах работы свидетельствует и отсутствие претензий к качеству содержания со стороны автопарков и автохозяйств области за осенне-зимний период 2005-2006 годов. Было отмечено, что у нас имеет место методика количественного приема работ, в то время как в методике Международного банка реконструкции и развития заложены принципы приемки работ на основании достижения подрядчиком целевых показателей качества. Правда, Всемирный банк в настоящее время рекомендует внедрять в практику работы комбинированную приемку работ. Но главное — чтобы любая система приемки работала эффективно, с достижением наиболее качественного результата. В настоящее время следует в своей работе более решительно отбрасывать все наносное, мешающее технадзору обеспечивать непрерывный процесс контроля. Ведь ставшая уже прописной истина гласит: подрядчик работает так, как ему позволяет технический надзор. В ходе семинара на примере строительства искусственных сооружений были рассмотрены методы контроля за качеством строительно-монтажных работ. Участники семинара ознакомились с ходом строительства путепровода на автодороге Минск- Дзержинск возле д. Красная Горка. Делается все, чтобы к зиме по нему открыть движение. Вместе с тем у строящегося путепровода еще не оборудованы с обеих сторон подходы, что, по мнению участников семинара, является упущением подрядчика. Состоялся обмен мнениями и намечены пути совершенствования технического надзора.

А после перерыва был проведен непосредственно сам конкурс профессионального мастерства. Он проходил по 4-м темам: знание теоретических вопросов; владение практическими навыками операционного контроля качества СМР; владение практическими навыками при приемочном контроле качества сооружения земляного полотна; выполнение расчетов по круговой кривой. Первый приз по командному зачету получил отдел технадзора по КУП «Минскоблдорстрой». Приз «самого грамотного специалиста» в личном зачете получил представитель отдела общего технадзора филиала «УТН» Иван Афанасик. Призом «самого активного участника» награжден начальник отдела технического надзора по а/д М-1/Е-30 Татьяна Пинюта. «День профмастерства» филиала «УТН» наглядно продемонстрировал, что организация в своем развитии стремится, используя свой кадровый потенциал, как можно быстрее выйти на достижение высоких результатов в своей работе. Как сообщил начальник Специализированной инспекции департамента Госстройнадзора Владимир Мательский, с появлением филиала «УТН» есть с кого спросить за качество работы. «Могу констатировать, что качество работы на дорожных объектах, где присутствуют инженеры контракта, отличается в лучшую сторону», — сказал он. Конечно, работы у филиала «УТН» по совершенствованию его деятельности впереди немало. По передовым зарубежным меркам сделаны еще только первые шаги. Об этом свидетельствует и посещение представителями «УТН» ЗАО «Институт «Стройпроект» в Санкт-Петербурге. Эта организация занимается инженерным сопровождением дорожного и мостового строительства. Благодаря ее статусу в выигрыше остаются все участники инвестиционного процесса. Преобладающую часть своего рабочего времени технадзор отдает непосредственному контролю за качеством работ на объекте.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость