Сотрудничество с Россией

В конце октября этого года директор УП «Белтехосмотр» Анатолий Пашкевич принял участие в работе общероссийской конференции по обмену опытом и гармонизации нормативно-технической документации Республики Беларусь и Российской Федерации при проверке технического состояния автотранспортных средств с использованием средств технического диагностирования.

На конференции он выступил с докладом-презентацией «Организация государственного технического осмотра автотранспортных средств в Республике Беларусь». Также были заслушаны и обсуждены презентации о периодическом техническом осмотре в Германии, Финляндии и Литве. В Российской Федерации в настоящее время порядок организации и проведения гостехосмотра транспортных средств устанавливает МВД РФ. Гостехосмотр проводится подразделениями Госавтоинспекции только по месту регистрации. Применение стендовых испытаний, технических средств диагностирования не обязательно. Имеется неорганизованная сеть станций диагностики и обслуживания, пунктов технического контроля в собственности индивидуальных предпринимателей, частных компаний и ассоциаций, получивших право на проведение инструментального контроля в основном только транспортных средств юридических лиц.

Организация проведения гостехосмотра, плата за проверку технического состояния транспортных средств имеет существенные различия по регионам РФ. Вместе с тем, в этом году внесены изменения в стандарты РФ по требованиям безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств и методам их проверки в целях гармонизации с европейскими стандартами. Подготовлен проект постановления правительства РФ о гостехосмотре автотранспортных средств, которое представляет новое положение об организации и проведении (остается за МВД), устанавливает размер предельно максимальной платы за проведение гостехосмотра. Проект положения предусматривает проведение гостехосмотра только на пунктах технического осмотра (ПТО), аккредитованных в установленном порядке комиссией. Изложены требования к ПТО, установлен порядок и сроки контроля за их деятельностью, а также требования к технологии работ, оборудованию и персоналу. Подготовлен проект норм федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусматривающий проведение гостехосмотра техническими экспертами на аккредитованных ПТО. Техническими экспертами признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций технических экспертов, застраховавших свою ответственность и уплативших взнос в компенсационный фонд. Техэксперт может заниматься частной практикой на условиях договора с ПТО. Саморегулируемая организация технических экспертов — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля деятельности по периодическому техническому осмотру и технической экспертизе автотранспортных средств, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций и объединяющая на условиях членства технических экспертов.

Особый интерес гостехосмотра в Литве представляет информационно-аналитическая база данных на основе интернета и внедрение единой базы данных, наличие четырех критериев заключения исправности транспортного средства (без недостатков, с малыми недостатками, с большими недостатками и запрещение эксплуатировать), техосмотр троллейбусов. В Финляндии техосмотрами занимаются 35 компаний (255 станций осмотров), имеющие лицензии, выданные Администрацией по транспортным средствам АКЕ (государственное учреждение, которое проводит надзор за проведением осмотров, а также регистрацию транспортных средств). Международный комитет по осмотру транспортных средств CITA — всемирная ассоциация содействия организациям, проводящим осмотр транспортных средств — насчитывает более 70 стран. CITA проводит исследования, оказывает помощь по внедрению новых директив, регламентов, дополнений и изменений к действующим, является экспертом и официальным наблюдателем с консультативным статусом по осмотру транспортных средств со стороны Комиссии ЕС и ЕЭК ООН.

Отметим, что в России проведена огромная работа по подготовке нормативно-технической документации в области государственного технического осмотра. Сравнительный анализ СТБ 1641 и стандартов по требованиям к техническому состоянию и методам проверки транспортных средств РФ и других стран показал единообразие по основным нормам, но имеются различия в нормах и методах измерений дымности, СО и СН в отработавших газах. В связи с этим в Беларуси необходимо продолжить работу по гармонизации научно-технической документации. Необходимо более подробно изучить деятельность СIТА с целью целесообразности вступления в нее РБ. Система гостехосмотра в РБ вызвала большой интерес и поступило предложение представителя Комитета рассмотреть вопрос о членстве РБ. Целесообразно изучить опыт Литвы в организации проведения гостехосмотра, системе и методах контроля, функционирования информационно-аналитической системы, подготовки персонала, технологии проверки транспортных средств, в том числе и троллейбусов.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость