Надзор за качеством в отрасли

Согласно указу главы государства в дорожной отрасли с сентября 2005 г. за выполнением дорожных работ осуществляется независимый от их исполнителей технический надзор и приемка выполненных работ. Подобный надзор производится по следующей системе: «Белдорцентр» производит технадзор, принимает все работы, выполняемые собственными силами автодоров. В свою очередь, управления технического надзора автодоров принимают работы, выполняемые подрядными организациями на республиканской сети дорог и собственными силами облдорстроев на местных дорогах. А последние принимают работы у своих подрядчиков.

Анализ работы службы технического надзора в новых условиях показывает, что за прошедший год уже достигнуты определенные положительные результаты. Так, в основном сформирована система взаимодействия технадзора с заказчиком и его филиалами при планировании и приемке работ по текущему ремонту и содержанию. Значительно возросла принципиальность работников технического надзора по выявлению примеров некачественного выполнения работ, дефектов и недостатков, требующих устранения. Налажен учет выданных предписаний и контроль за их выполнением. Отмечены и другие положительные тенденции. Во всей этой системе с прошествием времени более широкая миссия непредвзятого эксперта, похоже, будет отводиться РУП «Белдорцентр». Предусматривается, что эта организация будет наделена полномочиями осуществлять технадзор и за всеми работами, выполняемыми собственными силами облдорстроев. На коллегии департамента «Белавтодор» генеральный директор РУП «Белдорцентр» Николай Чернюк сообщил, что за 9 месяцев 2006 года принято выполненных автодорами собственными силами работ на сумму 146,2 млрд рублей (14,5% от общего объема), а также работ, выполненных непосредственно автодорами — на сумму 313,7 млрд рублей (31%). Балл качества содержания республиканских автомобильных дорог за этот период составил 3,92 и вырос к соответствующему периоду прошлого года 0,05 пункта, для местных дорог составил 3,66 и снизился соответственно почти на 0,02 пункта.

Вместе с тем уровень качества выполнения работ остается в ряде случаев не таким, как этого хотелось. Так, за январь-сентябрь 2006 г. РУП «Белдорцентр» по текущему ремонту и содержанию республиканских дорог не принято предъявленных к приемке работ на сумму 2, 53 млрд рублей, в том числе из-за некачественного выполнения — 1 млрд рублей. При этом доля непринятых работ возросла с 0,6% по 1,7%. За период с начала года работниками технадзора выдано 762 предписания по устранению 8148 нарушений по содержанию и ремонту автодорог. Крайне негативно влияет на качество недостаточная организация входного и операционного контроля исполнителями работ по текущему ремонту и содержанию, где центральное место занимает лабораторный контроль. После решения коллегии департамента в марте текущего года только РУП «Витебскавтодор» создал собственную лабораторию. В РУП «Гродноавтодор» есть одна центральная лаборатория в РУП «Бреставтодор» — одна аккредитованная лаборатория в ДЭУ-25. Лабораторное обеспечение через заключенные договора с аккредитованными сторонними лабораториями организовано крайне плохо и поэтому малоэффективно. Проведенная проверка заготавливаемых противогололедных материалов выявила ряд недостатков. Требует совершенствования организация ведения технического надзора за содержанием автомобильных дорог. В настоящее время 12698,28 км республиканских дорог обслуживается автодорами и только 2701 км — подрядным способом. При этом в филиале, где работы выполняются и подрядным способом, технадзор осуществляется как работниками автодоров, так и РУП «Белдорцентр», что приводит к дополнительным затратам, а также снижению персональной ответственности инженеров технадзора. Целесообразно для обеспечения эффективного использования средств и оптимизации численности кадрового состава все работы по содержанию и контроль состояния дорог общего пользования поручить одной организации. Для обеспечения качества работ, повышения ответственности службы технадзора важно проведение инспекционного контроля. За истекший период проведено 210 проверок.

Так, из проверенных 108 филиалов облдорстроев местных дорог не подтверждено качество содержания дорог в 79, или 73,1%. Н. Чернюк отметил, что такие инспекции надо существенно расширять по основным конструктивным элементам — таким, как прочность, коэффициент сцепления, уплотнения основания — и только по результатам производить окончательную приемку и оплату. При этих проверках выявлены и отдельные нарушения при ограждении мест производства работ, нарушения требований технологических карт, несвоевременное устранение дефектов в период гарантийных сроков. Анализ показывает, что ситуация в этой сфере не изменится, если не будут эффективно использоваться механизмы экономической ответственности. То есть, если подрядчик дал гарантию, например, на год, то он должен ее выполнять, если нет — несет ответственность рублем. Подрядчик должен в гарантийные сроки не декларировать свои обязательства на бумаге, а обеспечивать их залоговой стоимостью, при этом эти средства должны аккумулироваться в казначействе, и при возникновении дефектов они должны устраняться за эти средства самим подрядчиком или в случае невозможности другой организацией. Экономия этих средств по окончанию гарантийных сроков должна направляться на прибыль подрядчика, перерасход — на его убытки. Требует дальнейшего совершенствования и разработка нормативных документов по обеспечению качества работ, особенно по ведению технадзора при текущем ремонте и содержании. Для организационного обеспечения проведения этой работы назрела необходимость разработки технических спецификаций на ведение технического надзора и приемку работ в первую очередь на их основные виды.

Решение поставленной главой государства и правительством задачи по улучшению качества работы и эффективности использования дорожных средств через организацию службы независимого технического надзора позволило избежать коренной ломки сложившейся системы управления дорогами. Однако получение конечного положительного результата возможно только путем постоянной скоординированной работы всех участников производственного процесса, направленной на высокое качество дорожных работ. В свою очередь, заместитель министра директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин отметил, что работа технадзора на дорожных объектах стала более заметной. Вместе с тем, ее следует совершенствовать. В отрасли весь цикл надзора за выполнением всех параметров производства работ должен быть комплексным, завершенным. «Нельзя допустить, чтобы один только работник технадзора следил за качеством работы, — подчеркнул он. — На объекте есть главный инженер треста, есть свои службы, прораб, мастер. Работник технадзора сделал запись о тех или иных недостатках, а все остальные должны как подобает прореагировать. Именно к этому в настоящее время нужно идти». Анатолий Лытин также отметил, что работа технадзора должна быть реальной, реальными должны быть и результаты ее работы — высокое качество белорусских дорог.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость