Развитие автодорожной инфраструктуры в России

В Госдуме Федерального Собрания РФ состоялось выступление министра транспорта Игоря Левитина по вопросам развития и совершенствования автодорожной инфраструктуры. Он отметил, что в настоящее время подготовлена методика распределения субсидий бюджетам субъектов федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования в объеме 35 млрд рублей.

Согласно программе в 2006 году в 1,4 раза по сравнению с 2005 годом увеличен объем финансирования ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог. Это позволило изменить структуру расходов на ремонтные работы. Расходы на капитальный ремонт федеральных дорог и мостов по сравнению с 2005 годом увеличены в 1,7 раза, расходы на ремонт увеличены на 12%. Такое изменение структуры дорожно-эксплуатационных расходов позволит существенно повысить капитальность работ и долговечность отремонтированных дорог, а значит, существенно снизить потребность в расходах на эксплуатацию этих участков в последующие периоды. С учетом средств, выделенных дополнительно в 2005 г. на финансирование дорожного хозяйства по итогам исполнения федерального бюджета, в текущем году объемы ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог будут увеличены по сравнению с 2005 г. в 2,4 раза. «В текущем году уже введены в эксплуатацию внеклассные мосты через Волгу в Ярославле, р. Чулым в Томской области, Дон у Цимлянска, р. Томь в Кемерово, входящие в программу завершения строительства внеклассных мостов», — отметил И. Левитин. Реализация этой программы началась в 2005 г. В нее первоначально было включено 12 мостов, сегодня в ней 17 сооружений, из которых за два года введены в эксплуатацию 7 мостов. Вместе с тем в стране остро не хватает мостовых переходов через крупные реки, и программа требует расширения: в нее необходимо включить мосты через Урал на обходе г. Орска, через Волгу у Костромы и Самары и др. Тормозит недостаток средств.

Несмотря на принятые в последнее время меры, состояние сети автомобильных дорог общего пользования не соответствует задачам повышения конкурентоспособности отечественной продукции, реализации транзитного потенциала транспортной системы, решению задач социально-экономического развития страны. В 2006 г. только 37% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. Если ситуация будет продолжать развиваться в том же направлении, то к 2010 г. на дорожной сети с учетом территориальных дорог в нормативном состоянии останется не более 15% протяженности. Состояние автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, не соответствует задаче активизации участия России в глобальном развитии мировой экономики.

Конкурентоспособность этих маршрутов во многом уступает альтернативным маршрутам, проходящим по территории других государств. Свыше четверти протяженности этих дорог требуют реконструкции с повышением технической категории. Из общей протяженности маршрутов многополосную проезжую часть имеют лишь 9%. Покрытие проезжей части международных маршрутов имеет недостаточную прочность, поэтому обычные для международных перевозок автомобили с нагрузкой на ось 11-13 тонн разрушают дороги. Увеличивается интенсивность перевозок тяжелых крупногабаритных контейнеров. С учетом международных тенденций темпы роста контейнерных перевозок по автодорогам в течение ближайших 5 лет будут составлять 10-15% в год. Сейчас принято решение о повышении прочности дорожных одежд при реконструкции и капитальном ремонте основных федеральных дорог. Однако с учетом бюджетных возможностей темпы обновления дорожных конструкций низки, и лишь 19% протяженности федеральных дорог соответствуют современным нагрузкам. Минтрансом России подготовлен приказ о сезонных ограничениях транспортных нагрузок на автомобильные дороги — это поможет сохранить их в неблагоприятные периоды года. Однако эта вынужденная мера отрицательно скажется на возможности эффективного обслуживания перевозок грузов. В результате активно развиваются альтернативные конкурентные маршруты в обход территории России. Это может обернуться не только потерей доходов от обслуживания международных транзитных потоков, но и ущербом для интересов национальной безопасности Российской Федерации.

Плотность дорожной сети Российской Федерации в расчете на единицу площади территории и на одного жителя от 2 до 25 раз ниже, чем в странах Европейского сообщества, США и ряде быстро развивающихся стран Азии. Уровень финансирования дорожного хозяйства в Российской Федерации существенно ниже, чем в других странах мира: в Беларуси и Монголии доля расходов на дорожное хозяйство в валовом внутреннем продукте выше, чем в Российской Федерации. Это не позволяет ликвидировать указанный разрыв в показателях развития дорожной сети. Сеть дорог общего пользования прирастает в России весьма медленно: в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» к 2010 г. плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2005 г. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза. На один километр дороги или улицы населенного пункта, по которой проходит маршрут общественного транспорта, в 2010 году будет в среднем приходиться 44, а в 2025 г. — 92 автомобиля. Решение проблем улучшения качества и увеличения протяженности автомобильных дорог существенно осложняется влиянием опережающего роста цен на рынке дорожно-строительных материалов, топлива для машин и механизмов. На закупку этих ресурсов идет до 60% стоимости дорожных работ. Анализ показал, что за последние 5 лет цены на материалы для строительства, ремонта и содержания дорог, горючее для дорожных машин выросли в 2,5-3 раза.

Темп роста цен превышал в этот период средний темп инфляции в стране в 1,3-1,5 раза. Потери инвестиционных возможностей дорожного хозяйства из-за несоответствия роста цен на материалы и выделяемых объемов финансирования за прошедшие 5 лет составляют 250 млрд рублей, что сопоставимо с годовым объемом финансирования из бюджетов всех уровней. По расчетам специалистов недостаточные темпы улучшения состояния российской дорожной сети уже сейчас вызывают экономические потери, в сумме превышающие 1,3 трлн руб., что эквивалентно 6% ВВП Российской Федерации. При сохранении существующих тенденций эти потери к 2025 году увеличатся в сопоставимых ценах еще более чем в два раза. Пути решения этой серьезной проблемы, имеющей национальный масштаб, рассматривались на заседании президиума Госсовета РФ 13 октября в Ярославле, которое проходило с участием президента страны. Был одобрен комплекс предложений, направленных на реформирование дорожного хозяйства. Реализация поручений президента Российской Федерации потребует полного напряжения сил. Однако база для их реализации уже создана. Разработан проект федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации», который предусматривает закрепление для использования на автомобильные дороги неналоговых доходов от платных дорог и реализации иных проектов с применением механизма государственно-частного партнерства, поступлений, связанных с компенсацией ущерба, наносимого дорогам тяжелыми автотранспортными средствами, выручки от договоров с владельцами объектов придорожного сервиса на подключение объекта к автомагистрали, других договоров с лицами, заинтересованными в дополнительных услугах дорог. Отдельный раздел посвящен системе контроля и надзора в сфере дорожного хозяйства с участием казначейской системы исполнения расходных обязательств, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ведомственной системы контроля Федерального дорожного агентства. Предусматривается также возможность участия в контроле за уровнем потребительских качеств дорог саморегулируемых организаций пользователей.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость