«Новое дыхание» придорожного сервиса
Белорусский придорожный сервис. Об этом виде услуг для пользователей дорог много говорится, много звучит пожеланий и предложений по его ускоренному развитию. Но дело продвигается довольно медленно. В то же время, основа для создания нового «постоялого двора» уже есть. Функционируют 350 автозаправочных станций, ряд которых уже дотягивают до зарубежных аналогов, 508 пунктов питания, 95 пунктов постоя, 105 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки. В государственной собственности находятся 31,3% объектов придорожного сервиса, в частной собственности — 66,1%, в иностранной — 2,6% (ИП «ЛУКОЙЛ-Белоруссия», ИП «Юнайтед» и т.д.). В количественном выражении с учетом пока не столь высокой интенсивности движения по большинству наших автодорог это уже неплохая основа, но вот с их качеством, которое должно отвечать современным международным стандартам, дела обстоят значительно хуже. Это в первую очередь, по оценкам специалистов, объясняется тем, что в решении многих проблем придорожного сервиса наши столь понятные благие желания далеко не совпадают с незначительными реальными усилиями всех заинтересованных сторон. Как сказал недавно, давая оценку работе по развитию придорожного сервиса, министр транспорта и коммуникаций страны Владимир Сосновский, «разговоров вокруг этого важного дела больше, чем практических действий». Но как же все-таки развитию белорусского придорожного сервиса придать новое дыхание? Решению вопроса призван способствовать и недавно принятый указ главы государства «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», постановления правительства и иные документы.
В постановлении Совета Министров от 29 ноября 2000 г. «Об упорядочении размещения и функционирования объектов сервиса на автодорогах общего пользования» поручено возложить координацию деятельности республиканских органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по размещению объектов сервиса на республиканских автомобильных дорогах на Министерство транспорта и коммуникаций, на местных автодорогах — на облисполкомы. Минтранс активно приступил к исполнению этого постановления, как и других государственных решений, принятых ранее. В рамках развития придорожного сервиса «Белавтодор» вкладывает немалые средства в поддержание в необходимом эстетическом и санитарном порядке придорожных полос, в создание площадок отдыха, строительство автобусных остановок, в рамках своих полномочий оказывает помощь в наиболее рациональном размещении тех или иных сервисных объектов, проводит их контроль по некоторым позициям. В департамент «Белавтодор», непосредственно выполняющий координационные функции, из облисполкомов, Минторговли, Белкоопсоюза, Белнефтехима и, естественно, автодоров стекается информация о выполнении заданий по функционированию действующих и вводу новых придорожных объектов. Эти данные обобщаются и с выводами и предложениями поступают из Минтранса в правительство. В настоящее время данным министерством проводится и координационная работа по размещению объектов сервиса на республиканских дорогах в рамках реализации программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Департамент «Белавтодор» периодически анализирует ход реализации мероприятий по развитию придорожного сервиса, определяет проблемы, предлагает пути их решения. В этих целях стало традицией проведение различного рода опросов пользователей автодорог, владельцев объектов придорожного сервиса.
Недавно был проведен такой социологический опрос, согласно которому 58% водителей не удовлетворены количеством пунктов питания на дорогах, 71% — количеством существующих на дорогах станций технического обслуживания. В стране явно не хватает первоклассных комплексных придорожных сервисных объектов — даже на АЗС не часто можно выпить чашку кофе, туалеты — за семью замками. А ведь по данным опроса более 45% проезжающих по нашим дорогам останавливаются только на АЗС, и в них, по международным стандартам, необходимо наличие кафе, доступного туалета и хотя бы торгового киоска. Да, нельзя не сказать, есть у нас, по отзывам водителей, хорошие придорожные сервисные объекты, АЗС, особенно на М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией, но их не так много и можно пересчитать по пальцам. На ряде же иных объектов отмечается невысокий уровень обслуживания, бедный ассортимент, высокие цены. Да и внешний вид многих из них, отсутствие достойной рекламы, национальной изюминки не способны как следует заинтриговать и удержать проезжающих. Те же иностранные перевозчики в лучшем случае оставляют в нашем придорожном сервисе только 10-15 евро и нередко стремятся провести положенное для отдыха время просто в кабине своего авто. Но по сравнению с иными странами СНГ, по отзывам пользователей, наши дороги в целом лучше, да и на отсутствие сервисных услуг в пути водители из этих стран меньше жалуются.
Большинство опрошенных владельцев придорожных сервисных объектов не удовлетворены сроками, системой оформления и выдачи соответствующих документов на строительство и эксплуатацию объектов. И это говорят те, кто уже открыл свое дело. А те, кто в настоящее время не один год обивает пороги различных инстанций, боясь конкретно кого-либо критиковать, не могут пока и слова проронить. Ведь посмотрите: только для того, чтобы пройти все оформительские процедуры на открытие объекта, необходимо собрать всего 162 подписи. А на получение одной подписи зачастую уходит не меньше месяца. Всего же на оформление необходимых документов на открытие объекта сервиса требуется 3-4 года. Велика плата — например, плата за аренду земли, налог на нее. А сколько иных текущих выплат! Даже за охранную пожарную сигнализацию необходимо выложить 1 миллион 200 тысяч рублей. Да, действительно, разговоров, общей критики в адрес придорожного сервиса много, а вот порой подать руку помощи по ряду позиций стоящему на коленях придорожному сервису просто некому. Владельцы заявляют, что их объекты стали местом «разгула» санитарных и других органов. На дорогах уровень проверок в несколько раз выше. За 2 недели 5 перекрестных проверок для многих владельцев уже стало нормой.
В результате проведенной аналитической работы с учетом предложений, которые поступили по запросу Минтранса в «Белавтодор», планируется придать отечественному сервису новое дыхание. Специалисты считают, что Министерству здравоохранения необходимо пересмотреть разделы «Санитарных правил», касающихся предприятий придорожного сервиса, с целью более взвешенного предъявления требований к их работе. В законодательных актах необходимо четко прописать право предоставления местным исполнительным и распорядительным органам льгот для владельцев придорожного сервиса. В силах облисполкомов упростить процедуру оформления отвода земель и согласование строительства объектов придорожного сервиса, в связи с чем необходимо установить конкретные сроки для соответствующих органов на рассмотрение вопросов, связанных с размещением данных объектов, и установить четкий перечень организаций, у которых необходимо получение согласования (заключения) на размещение объекта сервиса. Для субъектов хозяйствования, строящих новые объекты придорожного сервиса, было бы разумно предоставлять долгосрочные налоговые льготы. Укреплению придорожного сервиса существенно способствовало бы освобождение его от местных налогов и сборов. Для развития комплексных объектов услуг следовало бы ввести единую лицензию на оказание комплекса услуг, упростив порядок ее получения и предоставив облисполкому право ее выдачи.
Также назрело время обязать предприятия концерна «Белнефтехим» на АЗС предоставлять широкий спектр различных услуг. Необходимо также упростить порядок предоставления земельных участков под строительство объектов придорожного сервиса, исключив процедуру предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта придорожного сервиса. И, наконец, не забыть льготное кредитование строительства объектов придорожного сервиса, в том числе под залог строящихся объектов. Только реализация этих и иных вопросов могла бы дать по-настоящему зеленую улицу развитию придорожных сервисных услуг. Это был бы действительно переход от общих разговоров к делу. Но, естественно, подобные задачи на уровне Минтранса страны при всем его желании не решить. Его координирующих функций здесь явно недостаточно. Нужна воля всех заинтересованных сторон.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
В постановлении Совета Министров от 29 ноября 2000 г. «Об упорядочении размещения и функционирования объектов сервиса на автодорогах общего пользования» поручено возложить координацию деятельности республиканских органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по размещению объектов сервиса на республиканских автомобильных дорогах на Министерство транспорта и коммуникаций, на местных автодорогах — на облисполкомы. Минтранс активно приступил к исполнению этого постановления, как и других государственных решений, принятых ранее. В рамках развития придорожного сервиса «Белавтодор» вкладывает немалые средства в поддержание в необходимом эстетическом и санитарном порядке придорожных полос, в создание площадок отдыха, строительство автобусных остановок, в рамках своих полномочий оказывает помощь в наиболее рациональном размещении тех или иных сервисных объектов, проводит их контроль по некоторым позициям. В департамент «Белавтодор», непосредственно выполняющий координационные функции, из облисполкомов, Минторговли, Белкоопсоюза, Белнефтехима и, естественно, автодоров стекается информация о выполнении заданий по функционированию действующих и вводу новых придорожных объектов. Эти данные обобщаются и с выводами и предложениями поступают из Минтранса в правительство. В настоящее время данным министерством проводится и координационная работа по размещению объектов сервиса на республиканских дорогах в рамках реализации программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Департамент «Белавтодор» периодически анализирует ход реализации мероприятий по развитию придорожного сервиса, определяет проблемы, предлагает пути их решения. В этих целях стало традицией проведение различного рода опросов пользователей автодорог, владельцев объектов придорожного сервиса.
Недавно был проведен такой социологический опрос, согласно которому 58% водителей не удовлетворены количеством пунктов питания на дорогах, 71% — количеством существующих на дорогах станций технического обслуживания. В стране явно не хватает первоклассных комплексных придорожных сервисных объектов — даже на АЗС не часто можно выпить чашку кофе, туалеты — за семью замками. А ведь по данным опроса более 45% проезжающих по нашим дорогам останавливаются только на АЗС, и в них, по международным стандартам, необходимо наличие кафе, доступного туалета и хотя бы торгового киоска. Да, нельзя не сказать, есть у нас, по отзывам водителей, хорошие придорожные сервисные объекты, АЗС, особенно на М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией, но их не так много и можно пересчитать по пальцам. На ряде же иных объектов отмечается невысокий уровень обслуживания, бедный ассортимент, высокие цены. Да и внешний вид многих из них, отсутствие достойной рекламы, национальной изюминки не способны как следует заинтриговать и удержать проезжающих. Те же иностранные перевозчики в лучшем случае оставляют в нашем придорожном сервисе только 10-15 евро и нередко стремятся провести положенное для отдыха время просто в кабине своего авто. Но по сравнению с иными странами СНГ, по отзывам пользователей, наши дороги в целом лучше, да и на отсутствие сервисных услуг в пути водители из этих стран меньше жалуются.
Большинство опрошенных владельцев придорожных сервисных объектов не удовлетворены сроками, системой оформления и выдачи соответствующих документов на строительство и эксплуатацию объектов. И это говорят те, кто уже открыл свое дело. А те, кто в настоящее время не один год обивает пороги различных инстанций, боясь конкретно кого-либо критиковать, не могут пока и слова проронить. Ведь посмотрите: только для того, чтобы пройти все оформительские процедуры на открытие объекта, необходимо собрать всего 162 подписи. А на получение одной подписи зачастую уходит не меньше месяца. Всего же на оформление необходимых документов на открытие объекта сервиса требуется 3-4 года. Велика плата — например, плата за аренду земли, налог на нее. А сколько иных текущих выплат! Даже за охранную пожарную сигнализацию необходимо выложить 1 миллион 200 тысяч рублей. Да, действительно, разговоров, общей критики в адрес придорожного сервиса много, а вот порой подать руку помощи по ряду позиций стоящему на коленях придорожному сервису просто некому. Владельцы заявляют, что их объекты стали местом «разгула» санитарных и других органов. На дорогах уровень проверок в несколько раз выше. За 2 недели 5 перекрестных проверок для многих владельцев уже стало нормой.
В результате проведенной аналитической работы с учетом предложений, которые поступили по запросу Минтранса в «Белавтодор», планируется придать отечественному сервису новое дыхание. Специалисты считают, что Министерству здравоохранения необходимо пересмотреть разделы «Санитарных правил», касающихся предприятий придорожного сервиса, с целью более взвешенного предъявления требований к их работе. В законодательных актах необходимо четко прописать право предоставления местным исполнительным и распорядительным органам льгот для владельцев придорожного сервиса. В силах облисполкомов упростить процедуру оформления отвода земель и согласование строительства объектов придорожного сервиса, в связи с чем необходимо установить конкретные сроки для соответствующих органов на рассмотрение вопросов, связанных с размещением данных объектов, и установить четкий перечень организаций, у которых необходимо получение согласования (заключения) на размещение объекта сервиса. Для субъектов хозяйствования, строящих новые объекты придорожного сервиса, было бы разумно предоставлять долгосрочные налоговые льготы. Укреплению придорожного сервиса существенно способствовало бы освобождение его от местных налогов и сборов. Для развития комплексных объектов услуг следовало бы ввести единую лицензию на оказание комплекса услуг, упростив порядок ее получения и предоставив облисполкому право ее выдачи.
Также назрело время обязать предприятия концерна «Белнефтехим» на АЗС предоставлять широкий спектр различных услуг. Необходимо также упростить порядок предоставления земельных участков под строительство объектов придорожного сервиса, исключив процедуру предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта придорожного сервиса. И, наконец, не забыть льготное кредитование строительства объектов придорожного сервиса, в том числе под залог строящихся объектов. Только реализация этих и иных вопросов могла бы дать по-настоящему зеленую улицу развитию придорожных сервисных услуг. Это был бы действительно переход от общих разговоров к делу. Но, естественно, подобные задачи на уровне Минтранса страны при всем его желании не решить. Его координирующих функций здесь явно недостаточно. Нужна воля всех заинтересованных сторон.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2006 год в рубрике дороги