Заседание Межправительственного совета дорожников

В период с 5 по 8 июля 2006 г. первый заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин находился в служебной командировке в г. Чолпон-Ата (Киргизия). В качестве руководителя белорусской делегации он принял участие в XXVI заседании Межправительственного совета дорожников (МСД). В составе делегации находились также заместитель генерального директора РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» Игорь Нестерович и главный инженер РУП «Минскавтодор-Центр» Сергей Исаков.

На заседании МСД присутствовали руководители дорожных администраций и их полномочные представители из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, ассоциированные члены МСД, председатель ревизионной комиссии МСД, представители исполкома СНГ и др. Участники заседания обсудили перспективы дорожной отрасли, заслушали отчет о деятельности Межправительственного совета дорожников в 1992-2005 годах. В качестве ключевого и главного на заседании был рассмотрен вопрос о результатах реализации Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ и об их развитии на подъездах к границам сопредельных государств. Этот документ был подписан главами правительств Содружества еще в 1998 году в г. Москве. В нем сформулированы основные принципы и подходы к формированию и развитию сети международных автомобильных дорог СНГ. Определены меры, направленные на интеграцию автомобильных дорог СНГ в Европейскую и Азиатскую системы автомобильных дорог и транспортные коридоры. Предусмотрено и создание современной сети объектов придорожного сервиса и оказания услуг международным автоперевозчикам.

По результатам анализа пяти дорожных администраций общая протяженность проходящих по их территории международных автомобильных дорог СНГ составляет 27,7 тыс. км. По своим техническим характеристикам международные автомобильные дороги СНГ в основном относятся к I-III категориям, и их геометрические параметры в полной мере обеспечивают проходящие по ним транспортные потоки. Принимая во внимание, что в транспортном потоке доля грузовых автомобилей составляет в среднем от 20% до 35%, можно однозначно сделать вывод о весьма высоких нагрузках на дорожные конструкции. Максимально допустимая нагрузка на одиночную ось на многих транспортных магистралях определена в размере 10 и 11,5 тонн. Однако в настоящее время имеется еще достаточно много магистральных дорог, которые реально способны пропускать только транспортные средства с нагрузкой на ось не более 6-8 тонн. Например, в Беларуси только около 40% магистральных республиканских дорог способны пропускать автомобильные транспортные средства с нагрузкой на одиночную ось 10 и 11,5 тонн, а для всей сети республиканских дорог этот показатель составляет немногим более 19%. Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние автомобильных дорог, является международный показатель ровности (IRI), который в определенной мере свидетельствует о комфортности движения автотранспорта по дороге. Он находится в довольно широких пределах: от 2,9 до 7,9 метров на километр. За 1999-2005 годы в пяти государствах, представивших информацию, выполнены реконструкция и капитальный ремонт 6896 км международных автомобильных дорог СНГ, стоимость выполненных работ составила $1,75 млрд. За этот же период на подъездах к границам сопредельных государств на 43 автодорожных пунктах пропуска реконструирован и капитально отремонтирован 651 километр дорог на сумму $226 млн. В национальных программах перспективного развития дорожной сети на период до 2010 года предусматривается осуществить проекты реконструкции и капитального ремонта международных автомобильных дорог СНГ общей протяженностью 10.430 км, или 38% от их общей протяженности, направив на эти цели ассигнования в размере около $7,4 млрд. На подъездах к границам сопредельных государств будет усовершенствовано 368 км дорог, проектная стоимость которых оценивается в $356 млн.

Для справки приведем следующие данные по белорусским дорогам: общая протяженность проходящих по территории Беларуси международных автомобильных дорог СНГ составляет 3574 км. Это дороги I-IV категорий, максимальная допустимая нагрузка на одиночную ось составляет 10,0-11,5 тонн, международный показатель ровности — в пределах от 2,9 до 5,1 метров на километр. За 1999-2005 гг. у нас выполнены реконструкция и капитальный ремонт 567 км международных автомобильных дорог СНГ, стоимость выполненных работ составила $254 млн. В период до 2010 года планируется осуществить реконструкцию и ремонт 1522 км международных автомобильных дорог СНГ, или 43% от их общей протяженности, и направить на эти цели $653 млн. На подъездах к границам с сопредельными государствами на 8 автодорожных пунктах пропуска практически полностью обеспечены нормальные условия для пропуска транспортных потоков. Поэтому намечено усовершенствовать только 3 км дорог и направить на эти цели порядка $3 млн. Реализация принятых решений по дальнейшему развитию международных автомобильных дорог СНГ будет обеспечена в рамках программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. Предусматривается направить на эти цели средства в размере 1814 млрд рублей. Намечено выполнить реконструкцию по нормативам I категории 79 км автомобильной дороги Е271/М-5 Минск — Гомель на участке Пуховичи — Бобруйск (промежуточный маршрут граница с Литвой — Минск — Гомель) и капитальный ремонт 1332 км автомобильных дорог. Будут реконструированы наиболее грузонапряженные участки республиканских дорог по нормативам I категории общей протяженностью 314 км. В результате все автомобильные дороги на направлениях международных транспортных коридоров и связывающие Минск с областными центрами обеспечат пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн. На заседании МСД было внесено предложение о необходимости разработки требований к битумам, применяемым при строительстве автодорог в странах СНГ. Вопрос улучшения качества битумов, применяемых в дорожном строительстве, является весьма актуальным и представляет несомненный практический интерес для дорожных администраций всех стран — участниц МСД. Секретариату МСД поручено включить эту тему в План научно-исследовательских работ МСД. Дорожная администрация Казахстана возглавит и выполнит эту работу с участием дорожных администраций России и Беларуси. Рабочей группе по технической политике поручено до очередного заседания МСД представить план мероприятий по привлечению заинтересованных сторон (дорожников, нефтяников) к проведению совместных разработок по улучшению качества битума, используемого при строительстве автодорог в странах СНГ.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость