Новые технологии на практике

Как уже сообщалось ранее, в департаменте «Белавтодор» состоялась международная научно-практическая конференция «Новые технологии ремонта автомобильных дорог». В ее работе приняли участие более 100 представителей научной и производственной сфер дорожной отрасли Беларуси, России, Украины, Литвы, Франции, Германии. Столь большое количество специалистов собралось обсудить целый спектр вопросов, где главенствующую роль занимают проблемы повышения долговечности конструкций за счет внедрения новых технологий ремонта дорог.

В первой части конференции было проведено пленарное и два секционных заседания: технологии и материалы для ремонта автомобильных дорог; диагностика и управление состоянием автомобильных дорог. Со вступительным словом выступил первый заместитель генерального директора РУП «Белдорцентр» Виктор Улитин. Он отметил, что в связи с нехваткой финансирования отраслевая наука призвана решать задачи по выработке оптимальных решений ремонта и содержания дорожно- мостового хозяйства. При этом важно сбалансировать финансовые возможности отрасли с необходимостью поддерживать и улучшать эксплуатационные характеристики автомобильных дорог. Сейчас отраслевая наука ежегодно предоставляет до 50 разработок, и экономический эффект от их внедрения достаточен для строительства не одного десятка километров новых дорог. В то же время, недостаток финансирования, увеличение нагрузок и интенсивности движения приводит к ускоренному разрушению дорожного полотна, создавая препятствия к комфортному и безопасному перемещению пользователей по нашим дорогам. Все это приводит к необходимости поиска новых технических и технологических решений, разработке и внедрению новых дорожно-строительных материалов.

Далее с сообщением на тему «Новые технологии ремонта автомобильных дорог» выступил заместитель генерального директора РУП «Белдорцентр», доктор технических наук Алексей Бусел. По его словам, с принятием государственной программы «Дороги Беларуси» наша страна вступила на инновационный путь развития, который в первую очередь начинается с подготовки кадров и широкого применения индустриальных методов производства работ, в том числе и ремонтных. Одним из примеров такого метода является технология «Сларри Сил», освоенная ОАО «Автомагистраль». Здесь в «одних руках» сосредоточен целый комплекс мероприятий: существует база по приготовлению минеральных материалов, завод по изготовлению эмульсий, комплект асфальтоукладчиков, а главное — в этой технологии задействованы высококвалифицированные специалисты. Ежегодно около 100-150 км ремонта производится по технологии «Сларри Сил», что позволяет экономить порядка 1,9 млрд рублей. Как отметил докладчик, в настоящее время разрабатываются новые направления применения битумных эмульсий. На сегодняшний день в Республике Беларусь уже действуют 9 заводов, которые выпускают этот материал. В сфере ямочного ремонта отраслевой наукой разработан новый состав на основе алкидно- битумных вяжущих с использованием асфальтогранулята. В целом же, как подчеркнул Алексей Бусел, наработок у наших ученых довольно много, и их применение, что немаловажно, приносит отрасли существенный экономический эффект, который только в прошлом году превысил 10 млрд рублей. Следующим выступил доктор технических наук Вячеслав Яромко с докладом на тему «Ремонт цементобетонных покрытий». В выступлении были обозначены такие аспекты, как диагностика и классификация существующих цементобетонных покрытий по их состоянию, классификация видов ремонтных работ, а также непосредственно ремонт покрытия, который включает в себя ремонт швов, трещин, выбоин, замену плит, ремонт обочин, дренаж, устройство защитных слоев.

Также были затронуты вопросы, касающиеся борьбы с отраженными трещинами, были показаны некоторые расчетные зависимости: определение толщины защитных слоев и слоев усиления, определение расчетного срока службы защитного слоя по условиям образования отраженных трещин. Затем с сообщением на тему «Оценка состояния дорог и диагностическое оборудование» выступил заместитель генерального директора РУП «Белдорцентр» Игорь Нестерович. Докладчик проинформировал аудиторию о различных видах диагностического оборудования, которое используется на наших дорогах. Эта техника предназначена для оценки качества производства работ и диагностики: измерения продольной ровности и макротекстуры покрытий, определения прочности, определения коэффициента сцепления колес автомобилей с поверхностью покрытия, измерения профиля дорог. Также в сообщении были приведены данные по результатам диагностики белорусских дорог. Сергей Кравченко, директор филиала «Институт дорожных исследований», в своем выступлении проинформировал о научно-исследовательской деятельности института. Докладчик вкратце ознакомил аудиторию с задачами, поставленными в рамках государственной программы «Дороги Беларуси», сделав особый акцент на улучшении транспортно-эксплуатационного состояния республиканских дорог с доведением показателя ровности до 3,6 м/км к 2016 году. Говоря о работе института, С. Кравченко сообщил, что в настоящее время здесь активно занимаются разработками новых мастик, совершенствуют составы и технологии применения битумов и битумных эмульсий. Большая работа выполнена в области химической активации минеральных материалов для повышения коррозионной стойкости асфальтобетонных покрытий. Получены положительные результаты по технологии реабилитации асфальтобетонных покрытий методом пропитки, позволяющей локализовать процесс старения и улучшить их физико-механические характеристики, а также по технологии стабилизации гравийных покрытий. Наряду с собственными разработками ведется работа в направлении адаптации мировых передовых технологий к нашим условиям. Интересным и полезным для белорусских дорожников было выступление Ришар Сташира, представителя французской фирмы «Сека», который проинформировал аудиторию о новой технологии создания слоев дорожного покрытия на основе эмульсионно-минеральных смесей. Перед участниками конференции также выступили представители из Украины и России. Всего же на конференции было заслушано более 30 докладов и сообщений. Вниманию участников были представлены новые разработки РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» по тематике конференции и нормативно-техническая литература.

На следующий день состоялось выездное заседание на объекты с целью ознакомления с участками дорог, отремонтированных с использованием новых технологий, продемонстрирована техника для ремонта автомобильных дорог и средства диагностики. Маршрут движения участников выездного заседания предусматривал 6 основных остановок. Так, на участке автодороги Р-65 Минск-Микашевичи были рассмотрены вопросы ремонта дороги с виброрезонансным разрушением старого бетонного покрытия. Здесь же представилась возможность увидеть технику для диагностики дорог — например, профилограф, предназначенный для измерения продольной ровности и макротекстуры дорожного покрытия, испытательную измерительную систему — дефлектометр падающего груза, которая предназначена для измерения упругих прогибов жестких и нежестких дорожных одежд от воздействия динамической нагрузки. На главной дороге страны М-1 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией были продемонстрированы ямочный ремонт горячими и холодными смесями, а также технологии герметизации трещин с разделкой и без разделки. На участке автодороги М-5 Минск — Гомель представителями РУП «Автомагистраль» была показаны технология «Сларри Сил» и устройство горизонтальной разметки термопластиком. В дальнейшем на одном из участков дороги М1 была изучена практика ремонта путепровода, а на автодороге Н-9534 участники конференции ознакомились с технологией строительства мостов из монолитного бетона.

И в завершение на дороге М-3 был продемонстрирован участок полотна, отремонтированный по мембранной технологии, в основе которой заложено использование полимербитумного вяжущего. В результате обсуждения докладов, выступлений и обмена мнениями участниками конференции было принято решение, в котором было отмечено, что в Республике Беларусь создана теоретическая база и широко проводятся прикладные исследования для внедрения новых технологий ремонта и содержания дорог и мостов на высоком научно-техническом уровне. Благодаря совместным усилиям департамента «Белавтодор», ученых и специалистов дорожной отрасли в нашей стране получили широкое развитие экологически безопасные, ресурсо- и энергосберегающие холодные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог.
Участники конференции считают необходимым создать единое информационное поле между дорожными организациями стран СНГ и другими заинтересованными зарубежными партнерами путем использования интернет-ресурсов. В документе отмечается, что для повышения качества автомобильных дорог и искусственных сооружений на них необходимо продолжить работы по разработке эффективных экспресс-методов контроля и оценки физико-механических свойств материалов и конструкций, приближенных к реальным условиям работы дорожных одежд.

Также было рекомендовано разработать перспективный план гармонизации нормативной базы Беларуси с европейскими нормами и нормами других стран, имеющих развитую дорожную инфраструктуру. Было отмечено, что наиболее перспективной технологией ремонта и строительства автомобильных дорог, отвечающей современным требованиям, является устройство защитных слоев с использованием литых холодных асфальтобетонных смесей, щебеночно-мастичных асфальтобетонов и композиционных материалов на полимербитумных вяжущих. В решении было предложено активизировать работу по изучению передовых мировых технологий строительства, ремонта и содержания дорог и мостов с адаптацией их к белорусским условиям. В качестве одной из основных задач было определено создание современной опытно-технологической базы с целью ускорения внедрения наукоемких материалов и технологий в практику работы организаций дорожного хозяйства. Также было предложено регулярно проводить научно-практические конференции по актуальным вопросам дорожной отрасли с привлечением заинтересованных организаций и зарубежных партнеров.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость