Дорожники обеспокоены снижением финансирования дорожной отрасли
На базе департамента «Белавтодор» состоялось выездное заседание постоянной комиссии Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно- энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству во главе с ее председателем Анатолием Павловичем. В этот день народные избранники посетили департамент, а также ознакомились с работой отрасли непосредственно на близлежащих к столице дорогах. С представителями нижней палаты парламента встретились первый заместитель директора «Белавтодора» Геннадий Чепцов, заместитель директора Михаил Пихутин, а также руководители «Белдорцентра», «Минскавтодор-Центра» и «Мостостроя».
В первую очередь депутатов проинформировали о положении дел в дорожном хозяйстве страны: о сети автодорог, ее структуре и состоянии, о системе управления отраслью и ее потребностях. Была отображена и динамика одновременного роста количества транспортных средств и протяженности дорожной сети вкупе с нагрузками на нее на фоне снижения финансирования дорожного хозяйства за последние годы. Центральным моментом в обсуждении стала финансовая обеспеченность отрасли на фоне состояния автомобильных дорог, а также экономическая эффективность вложения инвестиций в дорожное хозяйство. Как отметил первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов, значительная часть как республиканских, так и местных дорог эксплуатируется с превышением межремонтных сроков. К примеру, около половины республиканской сети было построено более 50 лет назад, а ведь срок службы дороги по нормативам составляет 30 лет! Анализ состояния дорожной сети красноречиво свидетельствует о том, что дороги работают на износ.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что финансирование отрасли, несколько выросшее в последние годы, сейчас уменьшается. По прогнозам, бюджет отрасли в 2007 г. составит лишь около 90% от уровня 2005 г. в сопоставимых ценах, а в 2008 г. — и того меньше. Естественно, это беспокоит руководство дорожного хозяйства, особенно учитывая те масштабные задачи, которые необходимо решать в рамках реализации программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. Ведь предварительные расчеты показывают, что уже в следующем году здесь может возникнуть дефицит, и это не может не тревожить. По словам Г. Чепцова, на ситуацию с финансовым обеспечением отрасли во многом повлияла отмена налога с продаж на автомобильное топливо.
Его замена акцизами привела к тому, что объем средств, поступающих в дорожный фонд от реализации топлива, уменьшился. В то же время, расчеты, проведенные с помощью специальной методики, показывают довольно высокую эффективность инвестиций в дорожное хозяйство за счет сокращения транспортно-эксплуатационных и других затрат после проведения тех или иных дорожных работ. Так, в 2004 году 1 рубль, вложенный в республиканские дороги, дал отдачу в 2 рубля 58 копеек! Тем самым можно с уверенностью утверждать, что инвестирование средств в дорожные работы является высокоэффективным, а значит, увеличение средств дорожных фондов обернется как для государства, так и для его граждан еще большим эффектом. Это принесет значительную выгоду экономике и бюджету страны и позволит более полно реализовать социальную политику государства в области транспортной доступности.
Депутаты с интересом выслушали выступление Геннадия Чепцова и попросили передать в парламент изложенные факты, которые будут им полезны для законотворческой деятельности, в частности, при работе над бюджетом. В адрес руководства департамента также прозвучал ряд вопросов, касающихся регламента проведения ремонтов дорог и применения различных технологий, дальнейшего развития республиканской и местной сети, качества дорожных работ и пр.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
В первую очередь депутатов проинформировали о положении дел в дорожном хозяйстве страны: о сети автодорог, ее структуре и состоянии, о системе управления отраслью и ее потребностях. Была отображена и динамика одновременного роста количества транспортных средств и протяженности дорожной сети вкупе с нагрузками на нее на фоне снижения финансирования дорожного хозяйства за последние годы. Центральным моментом в обсуждении стала финансовая обеспеченность отрасли на фоне состояния автомобильных дорог, а также экономическая эффективность вложения инвестиций в дорожное хозяйство. Как отметил первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов, значительная часть как республиканских, так и местных дорог эксплуатируется с превышением межремонтных сроков. К примеру, около половины республиканской сети было построено более 50 лет назад, а ведь срок службы дороги по нормативам составляет 30 лет! Анализ состояния дорожной сети красноречиво свидетельствует о том, что дороги работают на износ.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что финансирование отрасли, несколько выросшее в последние годы, сейчас уменьшается. По прогнозам, бюджет отрасли в 2007 г. составит лишь около 90% от уровня 2005 г. в сопоставимых ценах, а в 2008 г. — и того меньше. Естественно, это беспокоит руководство дорожного хозяйства, особенно учитывая те масштабные задачи, которые необходимо решать в рамках реализации программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. Ведь предварительные расчеты показывают, что уже в следующем году здесь может возникнуть дефицит, и это не может не тревожить. По словам Г. Чепцова, на ситуацию с финансовым обеспечением отрасли во многом повлияла отмена налога с продаж на автомобильное топливо.
Его замена акцизами привела к тому, что объем средств, поступающих в дорожный фонд от реализации топлива, уменьшился. В то же время, расчеты, проведенные с помощью специальной методики, показывают довольно высокую эффективность инвестиций в дорожное хозяйство за счет сокращения транспортно-эксплуатационных и других затрат после проведения тех или иных дорожных работ. Так, в 2004 году 1 рубль, вложенный в республиканские дороги, дал отдачу в 2 рубля 58 копеек! Тем самым можно с уверенностью утверждать, что инвестирование средств в дорожные работы является высокоэффективным, а значит, увеличение средств дорожных фондов обернется как для государства, так и для его граждан еще большим эффектом. Это принесет значительную выгоду экономике и бюджету страны и позволит более полно реализовать социальную политику государства в области транспортной доступности.
Депутаты с интересом выслушали выступление Геннадия Чепцова и попросили передать в парламент изложенные факты, которые будут им полезны для законотворческой деятельности, в частности, при работе над бюджетом. В адрес руководства департамента также прозвучал ряд вопросов, касающихся регламента проведения ремонтов дорог и применения различных технологий, дальнейшего развития республиканской и местной сети, качества дорожных работ и пр.
Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2006 год в рубрике дороги