Научные разработки не должны пылиться на полке

В ходе майской коллегии департамента «Белавтодор» был рассмотрен вопрос об эффективности отраслевых научных разработок за 2005 год. С основным докладом выступил начальник научно-технического отдела Николай Климачев. По его словам, в соответствии с Тематическим планом научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2005 году велась разработка по 76 темам, направленным на решение наиболее важных проблем дорожного хозяйства. При этом исследования проводились по таким основным направлениям, как повышение безопасности дорожного движения, охрана окружающей среды и улучшение условий охраны труда; экономические исследования, прогнозирование, техническое нормирование; разработка и совершенствование нормативно-технического обеспечения дорожной деятельности; повышение качества дорожно-строительных материалов, разработка альтернативных вяжущих и бетонов; разработка и применение технологий, конструкций, материалов и оборудования для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов. Большая часть этой работы выполнялась РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр», а всего в ней участвовало 11 организаций-генподрядчиков.

По итогам года в соответствии с тематическим планом были закончены работы по 53 темам. 38 из них дают технический эффект (разработка нормативно-технических, вспомогательных и методических документов), 11 обеспечат экономический эффект при их внедрении; 2 — социальный эффект (улучшение экологической обстановки в зоне действующих производств); 2 — способствуют проведению процесса научных исследований. В своем выступлении докладчик привел целый ряд наиболее значимых разработок в различных областях. Так, технология производства битумной ленты для сопряжения смежных полос асфальтобетонных покрытий позволяет снизить количество технологических швов в покрытии, улучшить его ровность и эксплуатационные свойства, а также увеличить срок его службы и повысить производительность асфальтоукладочных комплексов на 15-20%. В 2006 году РУП «Мадикор» планирует приступить к выпуску данной продукции. По расчетам, экономическая эффективность от внедрения новой технологии устройства швов сопряжения составит 100 тыс. руб. на 1 тыс. пог. м. В минувшем году также была завершена разработка технологии производства битумно-полимерных эмульсий, которая уже внедрена в ОАО «Автомагисталь» и КУП «Минскоблдорстрой». Как показывает практика, применение таких эмульсий позволяет на 25-35% увеличить долговечность тонкослойных защитных слоев покрытий автодорог, а также устраивать их и на цементобетонных покрытиях и участках с высокой интенсивностью движения. Эти слои имеют высокий коэффициент сцепления с колесом автомобиля, что повышает безопасность движения транспортных средств, а экономический эффект от применения данного новшества составляет около $850 на 1 км устроенного слоя. По данной разработке получен патент РБ. Высокую эффективность показала и технология получения и применения двухкомпонентных холодных мастик с повышенной морозо- и теплостойкостью для герметизации швов: обработка 500 пог. м швов на дорогах Российской Федерации дала эффект в 160 тыс. российских рублей. В будущем году планируется организовать выпуск данной продукции на базе РУП «Мадикор». Благодаря труду ученых в области гранулированного асфальтовяжущего появилась возможность продлить строительный сезон по использованию горячих литых смесей для ямочного ремонта и снизить стоимость хранения ряда исходных материалов. Экономический эффект по данной технологии составляет около 20 тыс. руб. на тонну продукции. Что касается повышения безопасности дорожного движения, то отраслевой наукой разработана технология приготовления разметочных пластиков с улучшенными эксплуатационными показателями, которая сейчас внедряется в ОАО «Автомагистраль». В свою очередь, введение в действие Руководства по организации производственного контроля качества установки дорожных знаков и мониторинга качества эксплуатируемых дорожных знаков позволит на 15-20% повысить уровень безопасности дорожного движения. Своеобразным белорусским ноу-хау стала разработка, а затем изготовление макета прибора для измерения толщины материалов горизонтальной разметки (ГРАД). Ожидается, что уже летом он пройдет сертификацию, а его применение позволит оптимизировать затраты материально-технических ресурсов при устройстве разметки. Большая работа была проделана в части охраны окружающей среды и улучшения условий охраны труда: разработан дорожный методический документ по обращению с отходами производства в организациях отрасли, который направлен на улучшение экологической обстановки в районах АБЗ и песчано-соляных баз; переработаны и утверждены Госстандартом 4 методики по определению концентрации загрязняющих веществ в дымовых газах. Кроме того, разработано руководство по организации и проведению ведомственного контроля состояния условий и охраны труда на предприятиях дорожного хозяйства.

Как далее отметил Николай Климачев, в области строительства, ремонта и содержания мостов в минувшем году была успешно разработана и внедрена технология усиления пролетных строений мостов с использованием накладной монолитной плиты. Анализ ее использования при капитальном ремонте моста через р. Проня на а/д Р-3 показал уменьшение стоимости на 1 м2 опытного объекта более чем на 20% по сравнению с другими проектными решениями. Еще одним новшеством в данной сфере стали конструктивные и технологические решения элементов мостового полотна с использованием композитных материалов. Планируется, что они будут применены при капитальном ремонте моста через р. Свислочь на а/д М-5, а экономическая выгода с учетом коэффициента дисконтирования (временной промежуток 10 лет) составит более 20 млн руб. По данной разработке получен патент РБ. В области экономических исследований, прогнозирования и технического нормирования были разработаны 11 технологических карт на основные виды дорожно-строительных работ, выполняемые с применением передовых и новых технологий и механизмов, и 31 технический норматив расхода трудовых и материальных ресурсов. Кроме того, было обеспечено совершенствование программного обеспечения системы ценообразования в государственном дорожном хозяйстве; разработаны Методические рекомендации по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог; для Минэкономики была подготовлена аналитическая информация о проблемных вопросах ценообразования в дорожной отрасли и путях их решения. Эффект от внедрения разработок в области совершенствования ценообразования по отрасли составил около 200 млн руб., а в результате контроля стоимости материалов в 2005 г. было сэкономлено 1,1 млрд руб. средств республиканского дорожного фонда. Помимо этого, было разработано программное обеспечение по автоматизации комплекса задач инженерно-экономических расчетов, которое внедрено на 230 предприятиях отрасли. В минувшем году также был усовершенствован программный комплекс и обеспечена работоспособность пакета программ автоматизированной обработки статистической и бухгалтерской отчетности; разработано программное обеспечение по оптимизации маршрутов пропуска тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

В целом, как подчеркнул Н. Климачев, в 2005 году организации дорожного хозяйства широко внедряли в практику дорожного строительства научные разработки, в результате чего получили экономический эффект в размере 10,9 млрд рублей. В частности, устройство покрытия автомобильных дорог из асфальтобетонных щебеночно-мастичных смесей с использованием целлюлозного волокна (234,6 тыс. тонн) дало эффект свыше 700 млн рублей; переработка и использование шлаков БМЗ в дорожном строительстве (2240 тонн) — почти 10,7 млн рублей; ремонт покрытий автомобильных дорог с устройством защитных слоев по мембранной технологии (58700 м2) — около 50 млн рублей; строительство конструктивных слоев дорожных одежд из гравийно-эмульсионных смесей (7 км) — более 80 млн рублей. В свою очередь, экономический эффект от устройства поверхностной обработки повышенной устойчивости на более чем 2040 км дорог составил свыше 3 млрд рублей, а от применения холодных литых асфальтобетонных смесей («Сларри-Сил») на 143 км — почти 2 млрд рублей.

Кроме указанных технологий, значительный экономический эффект получен от внедрения новых оптимальных конструкций дорожных одежд, обеспечивающих снижение расхода вяжущих и минеральных материалов (около 1 млрд рублей); ямочного ремонта покрытий автомобильных дорог способом пропитки минеральных материалов битумной эмульсией (около 300 млн рублей); улучшения структурообразования гравийного покрытия отходами производств (свыше 200 млн рублей); реабилитации изношенных асфальтобетонных покрытий пропиточными эмульсиями (более 180 млн рублей). Между тем, из анализа прогнозных показателей на 2006 год следует, что тенденция роста объемов применения новой техники и технологий должна сохраниться и в текущем году, а ожидаемый экономический эффект превысит, по расчетам, 9 млрд рублей, что необходимо считать
минимальным уровнем. В то же время, как подчеркнул докладчик, начиная с 2006 года финансирование затрат, предназначенных на научно- техническое сопровождение работ в дорожном хозяйстве, будет осуществляться раздельно по трем направлениям: НИОКР, типовое проектирование, прочие расходы. В связи с этим руководителям организаций — разработчиков научно-технической продукции необходимо проводить расчеты экономической эффективности всех разработок, внедряемых в производство по всем трем направлениям. Касаясь материально-технической базы отраслевой науки, Николай Климачев отметил, что РУП «Белдорцентр» располагает рядом уникальных приборов для проведения научно-практических исследований. В их числе, к примеру, хроматограф, предназначенный для проведения экспресс-анализа битумов с определением их группового состава, ретрорефлектометр для определения светотехнических характеристик дорожной разметки. Однако этот прибор в РБ существует в единичном экземпляре, и для оперативного и успешного контроля качества всей устроенной дорожной разметки необходимо дополнительное приобретение этих приборов за счет РДФ. С другой стороны, износ лабораторного оборудования филиала «Институт дорожных исследований» превышает 55%, что красноречиво свидетельствует о том, что большая его часть морально и технически устарела и не соответствует современным мировым требованиям.

Естественно, для решения поставленных перед отраслевой наукой задач необходимо обновление лабораторной приборной базы современными приборами, с использованием которых будут разработаны новые материалы и технологии для дорожного и мостового строительства. В свою очередь, для успешного внедрения эффективных научных разработок необходимо усовершенствовать меры по экономическому стимулированию внедрения новшеств с доработкой соответствующих методик. Предельно важен и следующий момент. Для успешного и оперативного внедрения научно-исследовательских разработок необходимо осуществление цикла «исследование — опытно-технологические работы — проектирование — внедрение», причем на каждом этапе должна быть полная заинтересованность сторон в результатах той или иной разработки или технического решения. Если в филиале «Институт дорожных исследований» первые два этапа осуществляются без особых проблем, т.е. собственно исследования и опытно-технологические работы проводятся с обязательным участием ученых, то на стадии проектирования наметился разрыв, обусловленный передачей проектного подразделения из Института дорожных исследований в РУП «Белгипродор». Для эффективного использования научных разработок и их успешного внедрения в производство этот разрыв необходимо ликвидировать. Именно на этом аспекте и сконцентрировал далее внимание коллегии директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. По его словам, следует четко регламентировать вопросы внедрения новых технологий и технических решений, обеспечить в этом деле тесный контакт ученых, проектировщиков, заказчиков и подрядчиков. Разумеется, что на первый план выходит и оперативность внедрения научных разработок: они должны не пылится на полке, а давать результаты и приносить экономический эффект в максимально сжатые сроки.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость