Дорожники подвели итоги за 2005 года

По состоянию на 1 января 2006 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 82.958 км, в том числе 15.406 км республиканских и 67.552 км местных. За 2005 год сеть автомобильных дорог возросла на 1487 км за счет принятия в сеть дорог общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий (1458) км и нового строительства (29 км). Восстановительная стоимость основных фондов организаций дорожной отрасли составляет 19,4 трлн рублей, или 8,0% всех основных фондов Республики Беларусь. Плотность автомобильных дорог на 1 км2 территории составляет 0,4 км (в России в целом — 0,06 км, в Европейской части России — 0,15 км, в Украине — 0,28 км, в Литве — 0,33 км, Польше и Германии — по 1,1 км, Франции — 1,77 км) и на 1000 жителей — 8,5 км (в России — 5,1 км, Украине — 3,5 км, Литве — 6,2 км, Польше — 9,4 км, Германии — 4,8 км, Франции — 16,3 км). На автомобильных дорогах общего пользования имеется 5286 мостов и путепроводов протяженностью 173.058 пог. м и 91.005 штук труб длиной 1.314.319 пог. м. Рост сети автомобильных дорог общего пользования за четыре последних года характеризуется следующими данными:

Показатели2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.
Сеть автомобильных дорог общего пользования по состоянию:01.01.2003
79990 км
01.01.2004
81216 км
01.01.2005
81471 км
01.01.2006
82958 км
в том числе: республиканских15371 км15396 км15377 км15406 км
местных64619 км65820 км66094 км67552 км
дорог с твердым покрытием69348 км70194 км70981 км72192 км
грунтовых10642 км11022 км10490 км10766 км


Как и в предыдущие годы, особое значение уделялось работе по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния дорог общего пользования на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией РУП «Белдорцентр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль за эксплуатационным состоянием и качеством содержания автомобильных дорог общего пользования. В настоящее время с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту эксплуатируется 46.710 км (56,3%) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, в т.ч. республиканских дорог — 11.970 км (77,7%), местных дорог — 34.740 км (51,4%). Кроме того, имеется 10.766 км местных грунтовых дорог (15,9% от наличия протяженности местных дорог). Не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габариту 2294 моста (43%), в т.ч. на республиканских дорогах — 860 мостов (38%), на местных дорогах — 1434 моста (47 %).

Основными факторами, влияющими на снижение транспортно- эксплуатационного состояния дорог, являются:
— рост протяженности сети автомобильных дорог в 1,72 раза по сравнению с 1991 годом;
— рост количества транспортных средств в стране в 3,2 раза по сравнению с 1991 годом;
— недостаточное обеспечение финансовыми ресурсами (40% от потребности).

Бюджет республиканского дорожного фонда в 2005 г.

Доходы дорожных фондов в 2005 г. формировались в основном за счет источников, определенных законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» и «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год». В ходе исполнения бюджета по основным фондообразующим источникам (налогу с пользователей автомобильных дорог и налогу с продаж автомобильного топлива) поступление средств составило больше прогнозного. Указом главы государства было произведено уточнение показателей бюджета республиканского дорожного фонда в сторону увеличения по доходам на 149,9 млрд рублей и расходам на 212,9 млрд рублей с учетом использования свободных остатков средств фонда, образовавшихся на 1 января 2005 г. в сумме 63 млрд рублей. В итоге уточненные доходы республиканского дорожного фонда в 2005 году по источникам формирования составили (млрд рублей):

Источники формированияУточ-
ненный план,
2005 г.
Факти-
чески
поступило,
2005 г.
Откло-
нение
% выпол-
нения
Республиканский дорожный фонд: всего1052,41083,0+30,6102,9
в том числе: налог с пользователей автомобильных дорог345,9339,0-6,998,0
налог с продаж автомобильного топлива604,7632,0+27,3104,5
налог на приобретение автотранспортных средств25,324,9-0,498,7
сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования РБ5,57,31,8132,0
плата за выдачу разрешений на проезд по территориям иностранных государств и РБ10,711,60,9108,0
плата за проезд ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования (кроме М-I/Е30)4,35,81,5133,8
плата за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам М-I/Е3055,259,94,7108,5
плата за проезд ТКТС по автомобильным дорогам М-I/Е300,51,51,0в 3 раза
прочие поступления0,30,50,2153,6
проценты банка-0,50,5-


Использование средств республиканского дорожного фонда

Средства республиканского дорожного фонда с учетом уточнений расходов на 212,9 млрд рублей в сторону увеличения позволили обеспечить финансирование основных мероприятий, вошедших в план социально-экономического развития дорожного хозяйства, относящегося к республиканской собственности за прошедший отчетный год, и направлены на следующие цели (млрд рублей):

Статьи расходовПредус-
мотрено
по уточнен-
ному
плану
расходов
Профинан-
сировано
Минфином
(кассовое
исполнение)
Откло-
нение
(эконо-
мия "-"
пере-
расход "+")
% выпол-
нения
Расходы: всего1115,41050,72-64,6894,2
в том числе: содержание автомобильных дорог189,9189,9-100,0
из них: погашение кредиторской задолженности за выполненные работы 2004 г.4,54,5-100,0
Текущий ремонт автомобильных дорог145,3124,4-20,985,6
из них: погашение кредиторской задолженности за выполненные работы 2004 г.8,68,6-100,0
капитальный ремонт автомобильных дорог262,9251,0-11,995,5
из них: погашение кредиторской задолженности за выполненные работы 2004 г.2,12,1-100,0
строительство и реконструкция автомобильных дорог158,7158,6-0,199,9
из них: погашение кредиторской задолженности за выполненные работы 2004 г.1,21,2-100,0
приобретение оборудования и предметов длительного пользования (машин, механизмов) для содержания, ремонта и развития республиканских автомобильных дорог36,736,6-0,199,7
погашение основного долга по кредиту АСБ "Беларусбанк", полученному в 2003 г.56,956,9-100,0
выплата процентов по кредиту АСБ "Беларусбанк", полученному в 2003 г.8,88,5-0,396,6
погашение кредита Европейского банка реконструкции и развития и процентов по нему14,314,05-0,2598,3
создание резерва для погашения кредита Европейского банка реконструкции и развития13,88*--13,88*-
финансирование работ по типовому проектированию9,57,5-2,078,9
содержание службы по контролю за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств6,46,4-100,0
содержание структурного подразделения РУП "Белавтострада", осуществляющего взимание платы по а/д М-I/Е30 Брест — Минск — граница с РФ8,47,9-0,594,0
долевое участие в финансировании содержания секретариата Межправительственного Совета дорожников0,020,02-100,0
содержание аппарата Управления республиканского дорожного хозяйства1,11,1-100,0
Финансовый резерв: всего**114,6101,05-13,5588,2
в том числе: капитальные расходы56,744,6-12,178,6
капитальный ремонт43,231,1-12,172,0
строительство13,513,5--
текущие расходы57,9-1,45
трансферты Минскому городскому Совету депутатов44,444,4-100,0
средства, представляемые областным Советам депутатов43,642,4-1,297,5
из них: погашение кредиторской задолженности, образовавшейся за выполненные работы на местных автомобильных дорогах за счет средств республиканского дорожного фонда0,30,3-100,0

* В составе остатка средств на едином казначейском счете Минфина РБ на 01.01.2006 г.
** Направления указанных средств определяются президентом РБ.


Уточнение показателей бюджета республиканского дорожного фонда по доходам и расходам в сторону увеличения позволило выполнить объем дорожных работ на республиканских автомобильных дорогах на 100,2% и обеспечить круглогодичное бесперебойное движение по ним транспортных средств. Из-за ограниченности финансовых ресурсов приоритетным направлением в использовании средств республиканского дорожного фонда является поддержание технического состояния существующей сети автомобильных дорог, обеспечивающего безопасное движение на них. Основная масса финансовых ресурсов фонда — 59,5% — использовано на содержание и ремонт существующей сети дорог. Расходы на содержание сети республиканских дорог составили 189,9 млрд рублей. При подготовке республиканских дорог к летнему сезону было ликвидировано 172,3 тыс. м2 ямочности, произведена окраска 1099 км барьерных и 167 км перильных ограждений, 162,7 тыс. стоек дорожных знаков, 98,4 тыс. сигнальных столбиков, отремонтировано 52,5 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4459 автопавильонов. Спрофилированы обочины, приведено в порядок 17,8 тыс. км полос отвода дорог. В зимний период (январь-март, ноябрь-декабрь) 2005 года для обеспечения непрерывного безопасного движения на республиканских дорогах для ликвидации гололедицы и очистки от снега было израсходовано 850 тыс. т песчано-соляной смеси и 61,7 тыс. т технической соли в чистом виде. Затраты на зимнее содержание республиканских дорог составили 84,9 млрд рублей. Текущим ремонтом отремонтировано 1372 км республиканских дорог и 1624 пог. м мостов на этих дорогах, устроено 139 площадок для остановок автобусов, 205 автопавильонов, 86,6 км тротуаров и пешеходных дорожек.

Заасфальтировано 17,1 км обочин на участках передвижения пешеходов и велосипедистов. Выполнена реконструкция существующих и устроены 62 новые площадки для отдыха, приведено в соответствие с требованиями стандартов и отремонтировано 43.965 пог. м дорожных барьерных ограждений, произведена замена вышедших из строя 27,3 тыс. штук дорожных знаков, обновлена горизонтальная разметка покрытий всех республиканских дорог. Затраты на текущий ремонт профинансированы в объеме 124,4 млрд рублей. Восстановлены первоначальные технические параметры капитальным ремонтом 332 км республиканских дорог и 2597 пог. м мостов на этих дорогах. Затраты на капитальный ремонт профинансированы в сумме 251,0 млрд рублей. В соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2005 год, утвержденной указом президента Республики Беларусь от 20 января 2005 г. №43, на реконструкцию и строительство республиканских автомобильных дорог направлялось 158,7 млрд рублей с вводом в эксплуатацию участков республиканских дорог общей протяженностью 45,3 км. Государственная инвестиционная программа на 2005 год выполнена и профинансирована в полном объеме.

Реконструировано и построено 50,5 км республиканских дорог (10 объектов). Введены в эксплуатацию следующие участки дорог: М-4 Минск — Могилев (км 48,7 — км 53,5) — 4,7 км; М-4 Минск — Могилев (км 53,5 — км 58) — 4,5 км; Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь (км 10,3 — км 15,3) — 5,0 км; обход г. Слонима (км 0 — км 8,7) — 8,6 км; обход г. Могилева (участок Присно — Тишовка) — 8,1 км; Р-66 Калачи — Логойск (км 27,8 — км 28,6) — 0,8 км; Р-91 Осиповичи — Барановичи (км 0 — км 4) — 3,4 км; транспортные развязки на автодорогах: Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно (км 201) — 1,0 км; Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно (км 81,8 — км 82,8) — 1,8 км; подъезд к границе с Литовской Республикой (Видзы) от автомобильной дороги Р-27 Браслав — Поставы — Мядель (км 0 — км 7,47) — 7,4 км. Досрочно введены в эксплуатацию 2 объекта: обход г. Мозыря от автомобильной дороги Р-31 Бобруйск– Мозырь– граница с Украиной (Новая Рудня) до автомобильной дороги Р-36 Мозырь — Лельчицы — Милошевичи — граница с Украиной (Глушкевичи), — 4,2 км; автомобильная дорога М-I/Е30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с Российской Федерацией (Редьки) (км 581, 2 — км 582,2) — 1 км. За счет средств, представляемых из республиканского дорожного фонда областным Советам депутатов для выравнивания уровня развития сети местных автомобильных дорог в сумме 43,6 млрд руб., выполнены следующие объемы работ на местных автомобильных дорогах: текущим ремонтом отремонтировано 531,7 км дорог и 62 пог. м мостов, на что использовано 18,3 млрд руб.; капитально отремонтировано 93,4 км и 648,4 пог. м мостов (17,0 млрд руб.); реконструировано и построено 39 км дорог и 50,2 пог. м мостов (8,0 млрд руб.); погашена кредиторская задолженность за выполненные объемы дорожных работ на местных дорогах в 2004 году (0,3 млрд руб.). В 2005 году отремонтировано 252 км наиболее грузонапряженных участков магистральных дорог страны при задании 250,3 км, в том числе на выходах из г. Минска в направлении на Витебск (26,5 км), Гродно (13,6 км), Дзержинск (14,9 км), Могилев (46 км), Молодечно (5 км), Слуцк (28,5 км), участки автомобильной дороги М-1/ЕЗО Брест — Минск — граница с Российской Федерацией общей протяженностью 104,7 км; завершены начатые строительством обходы городов Бобруйска, Гомеля, Гродно, Климович, Могилева (на участке Присно — Тишовка), Слонима (первая очередь) общей протяженностью 70,5 км; приведены в порядок автомобильные дороги на подходах к г. Минску (в 50-километровой зоне). На 828 километрах дорог выполнен необходимый ремонт проезжей части, устроена разметка, обновлены элементы обстановки дорог, приведена в порядок полоса отвода; выполнены задания по созданию компьютерных систем управления содержанием республиканских дорог. Вдоль дорог созданы 34 дорожно-измерительные станции при задании 33, с использованием которых прогнозируются погодные условия и состояние покрытий автомобильных дорог, что дает возможность заблаговременно до наступления гололеда обрабатывать покрытие противогололедными материалами. За это время создано 702 объекта придорожного сервиса, построено 36 автозаправочных станций (задание 20), открыто 62 новых пункта питания на магистральных дорогах (задание 54), установлено 273 телефона-автомата (задание 84), построено и реконструировано 150 площадок отдыха (задание 73), реконструировано 147 существующих пунктов питания (задание 115); завершены работы по устройству освещения на всем протяжении кольцевой дороги вокруг города Минска. Перевыполнение доходной части республиканского дорожного фонда в 2005 году и уточнение его показателей позволило дополнительно направить на частичное досрочное погашение основного долга по кредиту АСБ «Беларусбанку», привлеченному в 2003 году. Погашено долга 56,9 млрд рублей при первоначальном плане 14,4 млрд рублей, что позволило сэкономить около 35 млрд рублей расходов республиканского дорожного фонда в последующие годы в виде уплаты процентов за пользование кредитом по сроку погашения долга, предусмотренного договором 31 декабря 2009 г. В 2005 году для технического перевооружения дорожных предприятий, относящихся к республиканской собственности, приобретено 265 единиц техники для содержания, ремонта и строительства республиканских автомобильных дорог, на эти цели использовано 36,6 млрд рублей, что составляет 3,5% от общих расходов.

Департаментом «Белавтодор» проводится плановая работа, направленная на рациональное и экономное использование средств республиканского дорожного фонда. Важным звеном в этом деле является деятельность департамента, дорожных организаций в области ценообразования в дорожном хозяйстве, а именно рассмотрение и согласование цен на основные дорожно-строительные материалы, ограничение применения дорогостоящих импортных материалов, проверка отпускных цен производителей дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, сопоставление их с ценами на аналогичные материалы в сопредельных государствах. Мониторинг цен осуществлялся ежемесячно по более чем 400 видам и типам строительных материалов на 47 предприятиях-производителях. Создан отраслевой банк данных по всем производителям и поставщикам дорожно-строительных материалов. На основании исходных данных организаций отрасли ежемесячно рассчитывались предельные цены на асфальтобетонные смеси по 180 асфальтобетонным заводам. В результате проводимых мероприятий по контролю стоимости материалов в 2005 году сэкономлено 1,1 млрд рублей средств дорожных фондов. По основным дорожным материалам снижение стоимости составило: по нерудным материалам (щебень, гравий, песок) — от 2,16 до 21%; по железобетонным изделиям — от 0,4% до 19%; по четному барьерному ограждению — от 0,6% до 25%; по катионным эмульсиям — от 0,01% до 5,5%. Особое внимание департаментом «Белавтодор» уделялось проверкам правильности формирования стоимости выполненных дорожных работ в текущих ценах, что позволило снизить их стоимость на величину от 2% до 10%. В результате принятых мер рост индекса изменения стоимости дорожных работ, связанный с инфляционными процессами, за 2005 год составил 14,2% (по стране в капитальном строительстве — 15%). Введение службы технического надзора производства работ по содержанию сети дорог общего пользования позволило повысить качество этого вида работ и в определенной степени сократить расходы на эти цели.

Подготовили по материалам «Отчета об использовании средств республиканского дорожного фонда за 2005 г.» Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость