На старте строительного сезона

Казалось, еще совсем недавно усилия дорожных организаций были сосредоточены на борьбе со снегом и гололедом, но вот уже апрель подходит к своему логическому завершению, автомобильные дороги полным ходом готовят к летней эксплуатации, а подрядчики вот-вот начнут масштабные работы по покрытиям. И от того, как предприятия отрасли, да и сами дороги, войдут в сезон, во многом зависит его успешное завершение. О том, что уже сделано и что необходимо предпринять, дабы достигнуть положительных результатов, шла речь на коллегии департамента «Белавтодор», в ходе которой были подведены итоги первого квартала текущего года.

С основным докладом по этому вопросу выступил заместитель директора департамента Михаил Пихутин. По его словам, в первом квартале план по поступлению платежей в доход республиканского дорожного фонда выполнен в полном объеме и по всем источникам. При этом фактические затраты по дорожному хозяйству с учетом выполнения Государственной программы возрождения и развития села профинансированы на 108,6%. Как отметил Михаил Пихутин, за отчетный период программа работ на республиканских дорогах выполнена в целом (105,3%) и по всем их видам в отдельности. Так, несмотря на сложные погодные условия, было обеспечено непрерывное и безопасное движение транспортных средств по республиканским дорогам. Кроме того, в первом квартале было ликвидировано 57,2 тыс. м2 ямочности. На местной сети автодорог выполнение программы работ составило 102,9%. Здесь текущим ремонтом было отремонтировано 54,6 км дорог. Выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся местных автодорог, составило 103,5%. За эти средства отремонтировано 44,6 км дорог.

Так или иначе, но при общем выполнении программ дорожных работ на ряде объектов в течение отчетного периода были зафиксированы отставания. Следует отметить, что в основном они незначительные, и упущенное будет наверстано в ближайшее время за исключением моста через Западную Двину на юго-западном обходе Витебска — здесь мостостроители смогут войти в график только по итогам первого полугодия. Как далее отметил докладчик, в первом квартале службами технического надзора на республиканской сети не принято работ на сумму около 560 млн рублей, на местной — порядка 2,6 млрд. Среди причин в основном фигурируют некачественное выполнение работ (в том числе ямочного ремонта), завышение их объемов, нарушение правильности определения их стоимости. Что касается работы подрядных организаций департамента, то в первом квартале они сработали неплохо: общий объем работ выполнен на 105,8% к плану, в том числе по дорожной отрасли — на 110,7%. Однако по сравнению с прошлым годом объем работ, выполненных собственными силами, несколько снизился. Если говорить о централизованной поставке материалов, то в отчетный период годовая потребность в щебне была обеспечена на 38,5%, битуме — на 15,4%, мазуте — на 43%. Во втором квартале перед «Белдорресурсом» стоит задача поставить нефтебитум и щебень в объеме потребности девяти месяцев текущего года, чтобы организации могли ритмично работать во время всего строительного сезона.

Как известно, для выполнения доведенных показателей прогноза социально-экономического развития департаментом утверждена программа действий, состоящая из 10 разделов и 81 конкретного мероприятия. В первом квартале в отрасли приступили к исполнению 60 мероприятий. Кроме того, в этом году организациями «Белавтодора» были разработаны бизнес-планы развития, и большинство предприятий выполнили показатели, заложенные в этих документах. Как подчеркнул заместитель директора департамента, в целом успешная дорожная деятельность в прошедший период года способствовала выполнению параметров прогноза социально-экономического развития департамента. Так, инвестиции в основной капитал составили 46,7 млрд рублей, рост производства товарной продукции промышленности — 126,8% (задание — 108%), производства потребительских товаров — 146,4% (задание — 109%), поступления валютных средств от платы за проезд по М1/Е30 — 107,1% (106,5% соответственно). Среднемесячная заработная плата составила 595,6 тыс. рублей, а запасы готовой промышленной продукции — 59% при нормативе не более 95%. В первом квартале организациями департамента получена чистая прибыль в размере 4 млрд рублей, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг достигла 7,5%.

К сожалению, за январь-март текущего года был допущен рост потребления топливно-энергетических ресурсов, неадекватный росту объемов строительно-монтажных работ. Это вкупе с рекордно низкими температурами прошедшей зимы не позволило выполнить доведенный показатель по энергосбережению: он составил минус 2% при задании минус 5%, хотя все запланированные мероприятия, направленные на экономию ТЭР, были реализованы. Ряд объективных причин стал преградой на пути к достижению 8-процентного роста инвестиций в основной капитал. С одной стороны, на ситуацию повлияло снижение темпов роста инвестиций за счет РДФ (такой сложилась структура дорожных работ в первом квартале в соответствии с программой). С другой стороны, указ президента о направлениях и использовании средств республиканского дорожного фонда в 2006 году был подписан только в марте, Минфин открыл финансирование по статье «Приобретение оборудования за счет РДФ» почти в конце квартала, и, естественно, организации не смогли наверстать упущенное в столь краткие сроки. В докладе Михаила Пихутина также прозвучали данные об оценке качества зимнего содержания в разрезе автодоров и облдорстроев, об обеспеченности объектов необходимой документацией, подрядных торгах, плановой дисциплине в организациях департамента и ревизионной деятельности.

По традиции после основного доклада коллегия заслушала руководителей ряда предприятий, допустивших те или иные недостатки в своей работе. В частности, генеральный директор «Мостостроя» Леонид Максименко объяснил коллегии причины возникших отставаний на своих объектах и появления убыточных филиалов, а также обозначил сроки устранения этих недостатков. В свою очередь, руководитель «Дорстройиндустрии» Владимир Дервенков проинформировал о сложностях, возникающих при работе щебеночного завода: здесь и неполная загрузка мощностей, и трудности с отпуском продукции потребителям: у предприятия нет складов, и переработанный щебень должен идти «с колес», что не всегда получается. Заместитель директора департамента Григорий Шульга обратил внимание руководителей на необходимость строго целевого использования материалов, закупаемых за счет средств дорожного фонда на объекты программы дорожных работ. Учитывая напряженность в данном вопросе (поставки щебня в текущем году жестко лимитированы, а с битумом полной ясности пока нет), этот вопрос актуален как никогда. Завершая работу коллегии по рассмотрению итогов первого квартала, исполняющий обязанности директора департамента Геннадий Чепцов отметил, что первая четверть года выдалась в целом удовлетворительной, но не совсем удачной: многие предприятия допустили те или иные недоработки. Поэтому сейчас на первый план выходит устранение имеющихся недостатков в самое ближайшее время, и на будущих заседаниях коллегии эта работа будет проанализирована. Коснулся он также и вопроса не принятых службами технического надзора работ. Позиция департамента здесь такова, что по каждому факту, особенно в случаях допущения брака, должны предприниматься конкретные и действенные меры. Лозунг «качество прежде всего» с повестки дня не снимается, и все некачественно выполненные работы должны переделываться за счет виновных с привлечением последних к ответственности.

Подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость