Патентованные технологии и технопарки

Из анализа мировой экономики следует, что на долю новых и усовершенствованных технологий, видов продукции и оборудования в развитых странах приходится 70-80% прироста внутреннего валового продукта. Наукоемкость ВВП является индикатором научно-технического развития любой страны. В Беларуси этот показатель за последние 10 лет составлял в среднем 0,7-1,0%. Это третье место среди стран СНГ (Россия – 1,4%, Украина – 1,1%). К примеру, в Китае – 6%. Из этого следует, что реальный сектор экономики еще не достиг состояния «инновационной восприимчивости». Можно возразить, что сегодня инвестиции в основной капитал занимают важнейшее место в деятельности предприятий дорожного хозяйства. Но вопрос состоит в том, куда вкладываются средства.

Вложение инвестиций в устаревшие образцы техники и технологии увеличивает отставание от развитых стран, этому же способствует и закупка у них серийного оборудования и распространенных технологий. Покупка новых технических решений и проектов перспективных машин и механизмов за рубежом у нас не практикуется, поскольку имеет принципиально рискованный характер. Между тем только венчурный рискованный бизнес является эффективной формой промышленного освоения инвестиций, о чем свидетельствует динамика роста венчурного капитала в европейских и американских фондах – в 10 раз за 5-7 лет. Но не обязательно покупать за рубежом перспективные разработки, их немало и у нас. Нужно только по- хозяйски использовать наши изобретения и новые технические решения. В дорожной отрасли имеется более 150 невостребованных изобретений, полезных моделей, других разработок, которые могут послужить развитию новых технологий и созданию эффективных предприятий. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Больной темой для дорожников является получение кубовидного щебня узких фракций, который был впервые разработан в Беларуси и занормирован в СТБ 1311. Согласно данным Института дорожных исследований, применение этого щебня для устройства поверхностных обработок и защитных слоев позволяет увеличить их долговечность в 1,5 раза и сэкономить до 30% минеральных материалов, т.е. получить эффект более 1,9 млн рублей на каждом километре дороги. Использование кубовидного щебня позволяет на 30% повысить устойчивость асфальтобетонных покрытий к возникновению пластических деформаций от прохождения тяжелого колесного транспорта. В целом ожидаемый эффект от применения кубовидного щебня в асфальтобетоне в расчете на 10 лет составит более 11 млрд рублей (данные, согласованные с Минэкономики Республики Беларусь). Такой щебень уже получают в УП «Минскоблдорстрой» и в РУПП «Гранит» с использованием отечественного оборудования НПО «Центр». Пока осваивали этот этап производства кубовидного щебня, ученые ушли дальше и предлагают активированный щебень и отсев дробления, которые позволяют отказаться от применения адгезионных присадок в асфальтобетоне и увеличивают на 15-20% прочность цементобетона. Аналогов данной продукции в мире еще нет. Имея крупнейшее в Европе предприятие по производству нерудных строительных материалов РУПП «Гранит» как сырьевую базу, можно создавать сеть предприятий по получению указанных материалов как для дорожного строительства, так и для стройиндустрии, экспорта за рубеж.

Имеются у нас конкретные разработки по получению новых противогололедных материалов, которые могут служить основой для налаживания их выпуска на сырьевой базе ПО «Беларуськалий». В этом случае можно получить неслеживающиеся соли, обладающие эффектом пониженной коррозийной активности и хорошими показателями экологической безопасности. Востребованность в таких материалах у нас и за рубежом огромная (более 1 млн тонн в год). Экономисты США подсчитали, что ущерб из-за россыпи соли на дорогах составляет $3 млрд в год. Из них $2 млрд включают потери из-за коррозии автомобильной стали, $200-250 млн – ущерб от разрушений металлических и железобетонных мостов и путепроводов, остальные – потери в сельском хозяйстве в результате загрязнения почв. Новые противогололедные материалы, предлагаемые белорусскими учеными, могут решить указанные проблемы как в США, так и в Москве, где до сих пор неудачно экспериментируют с дорогими антиобледенителями. Целый ряд изобретений БелдорНИИ и Института общей и неорганической химии НАНБ защищает холодные технологии ремонта дорог. Дорожники Беларуси первыми в странах СНГ научились из наших битумов получать качественные эмульсии и применять их для устройства поверхностных обработок, защитных слоев «Сларри Сил», ямочного ремонта, выпускать гравийно-эмульсионные смеси для строительства местных дорог, складируемые эмульсионно-минеральные смеси для ремонта и др. Приоритет этих разработок признан многими странами, которые заинтересованы развивать их у себя. В их перечень входят Китай, Индия, Казахстан, а Россия и Украина по нашим проектам уже построили ряд эмульсионных заводов, с помощью наших технологов освоили новые материалы и способы строительства и ремонта дорог.

Есть в запасе у изобретателей предложения по сварке асфальтобетона, по электронно-ионной обработке минеральных материалов, нереагентной активации битумов, новые конструкции шумозащитных экранов вдоль дорог и многое другое. Но где взять деньги для старта новых производств и технологий? Россия уже приступила к созданию венчурного фонда, и в первом полугодии этого года он начнет действовать под контролем президента. А что у нас? Пока разработки практически бесплатно уходят за рубеж. Пример – фирма «Ирмаст», которая с помощью наших ученых и специалистов превратилась в крупный российский холдинг «Строительные системы». Эффект этой фирмы заключается в том, что к нашим техническим решениям они приложили возможности бизнеса, современную систему принятия управленческих решений, закупили перспективную технику и машины, обучили специалистов. Такой комплекс работ является эффективной формой управления инновационным циклом и в соответствии с современной терминологией определяется как «технопарк». Какие возможности есть у нас по созданию технопарков? Можно привести в пример запатентованную у нас, в России и Казахстане разработку - мембранную технологию ремонта дорог и мостов.

У нас уже есть база для производства полимербитумного концентрата в РУП «Мадикор», фрезы для удаления старого покрытия в ДСТ-5 и Мостострое, гудронаторы для розлива полимербитумного вяжущего и щебнераспределители в ОАО «Автомагистраль», пропиточный состав для защиты бетона в фирме «Полихим» НАНБ, есть и заводы для производства асфальтобетона на полимербитумном вяжущем. Таким образом, практически все есть, а выполнять эту работу у нас и за рубежом в больших объемах некому. Нужны грамотные управленческие решения в рамках инвестиционного цикла. А их пока нет. Пока будем ждать, эту технологию освоят соседи и - в лучшем случае -, скажут нам спасибо. Создадим еще один холдинг-технопарк за рубежом за наш счет. Поэтому необходимо запланировать конкретные средства на создание технопарков по меньшей мере по одному в каждой области на базе существующих дорожных организаций, имеющих соответствующий задел, предусмотреть объемы работ для таких специализированных подразделений, а не выполнять их кустарным способом, подготовить специалистов для выполнения работ по новым технологиям путем обучения у нас и за рубежом, а главное – разработать систему стимулирования инновационной деятельности на базе новых отечественных технических решений.

Материалы подготовили Алексей ПЕКУН, Алексей БУСЕЛ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость