Грузоперевозчик выбирает белорусские дороги
На коллегии департамента «Белавтодор» состоялось обсуждение вопроса «Об обеспечении сохранности автомобильных дорог в весенний период и организация контроля за проездом ТКТС в 2006 году». С основным докладом по этому вопросу выступил генеральный директор РУП «Белдорцентр» Николай Чернюк. Он отметил, что, по данным диагностики республиканских автомобильных дорог, 7484 км (48,7%) не могут обеспечить проезд транспортных средств с расчетными нагрузками на одиночную ось 10 тонн, в том числе 1832 км – более 6 тонн. Протяженность республиканских автомобильных дорог, имеющих дефектность покрытия по материалам диагностики 2005 года и требующих проведения неотложного капитального ремонта, составляет 2244 км (13,8%), текущего ремонта — 6102 км (39,6%). По сравнению с 2005 годом общая потребность в проведении ремонтных мероприятий увеличилась на 288 км (3,6%), 546 (24%) мостовых сооружений не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и находятся в неудовлетворительном состоянии (требуют реконструкции и капитального ремонта). Основное влияние на ухудшение состояния автомобильных дорог страны оказывают грузовые транспортные средства, осевые нагрузки которых превышают установленные допустимые параметры.
За последние 5 лет транспортная нагрузка на дороги существенно возросла. В первую очередь это касается основных и дополнительных транспортных маршрутов движения тяжеловесных транспортных средств, на которые приходится около 69% от общего объема грузовых перевозок. Средневзвешенная интенсивность движения на дорогах, входящих в состав основных и дополнительных транспортных маршрутов общей протяженностью 4240 км, составляет 3850 авт./сут. Прирост тяжелых транспортных средств в 2005 году по сравнению с 2000 г. составил 74%, по магистральным дорогам интенсивность движения автопоездов выросла в 2,8 раза. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества грузовых автотранспортных средств, следующих в международном сообщении, в том числе иностранных транспортных средств. В 2005 г. через автодорожные пункты пропуска проследовало на 20% больше транспортных средств, чем в 2004 г., в том числе иностранных — на 18%, при этом доля иностранных транспортных средств составила около 60%. По данным весогабаритного контроля, за 2005 г. в общей структуре превышающих параметров 17% транспортных средств имели превышение по общей массе, почти 58% - по осевым нагрузкам, около 14% - и по осевым нагрузкам, и по массе.
И - как следствие - ухудшение ровности дорожных покрытий, основного показателя, влияющего на скорость транспортного потока, а также стоимость эксплуатации подвижного состава. Если за счет объектов строительства и капитального ремонта в 2005 году этот показатель доведен до среднего европейского уровня, то количество участков дорог по международному показателю ровности свыше 6 м/км увеличился почти в 1,7 раза, то есть на этих участках стоимость эксплуатации транспортных средств в 1,5 раза выше оптимальной. В весенний период из-за переувлажнения грунтов земляного полотна происходит снижение несущей способности конструкций дорожных одежд. В это время фактическая прочность дорожных одежд оказывается ниже прочности в другие периоды года. В результате воздействия нагрузок, превышающих допустимые для весеннего сезона, дорожные одежды разрушаются: происходит образование трещин, сетки трещин, которые, развиваясь, превращаются в выбоины, просадки, участки сплошной ямочности. В Беларуси положение осложняется рядом факторов. Большинство дорожных одежд являются тонкими для современных тяжеловесных транспортных средств, кроме того, многие дорожные конструкции возведены из местных дорожно-строительных материалов, не обеспечивающих в ряде случаев долговременную прочность. Негативное влияние на работу дорожных одежд в весенний период оказывает также погодно-климатическая зона расположения, являющаяся крайне неблагоприятной.
По данным диагностики 2005 года, объем дефектов, влияющих на прочность дорожных одежд, по сравнению с 2004 г. возрос на 15%. Обследование дорог, выполненное в феврале текущего года, показало наличие раскрытых трещин шириной 1 см и более на 1774 км, вертикальное смещение цементобетонных плит на 45 км, сетку трещин, ямочность выбоин на протяжении свыше 3 тыс. км. Это вызывает необходимость контроля и ограничения движения, особенно в весенний период, определение маршрутов пропуска с наименьшими потерями. Для недопущения значительных разрушений по сети республиканских автомобильных дорог необходимо введение сезонных ограничений с учетом фактического состояния и сроков службы конструкции дорожной одежды.
Для приведения дорог только по основным маршрутам движения ТКТС к техническому состоянию, позволяющему отказаться от введения сезонных ограничений, требуется реконструировать свыше 3,8 тыс. км дорог. Общая сумма денежных средств, необходимая для доведения параметров на этих дорогах, составляет $58,4 млрд. В целях недопущения разрушения дорожных конструкций республиканских автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и в соответствии с законом «О дорожном движении» департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси разработан проект постановления «О сезонных ограничениях массы и нагрузок на оси транспортных средств при их движении по республиканским автомобильным дорогам». Данным проектом постановления предусмотрено введение ограничений на республиканских автомобильных дорогах в пределах от 6 до 9 тонн на одиночную ось, а также максимальные суммы смежных осевых масс автотранспортных средств в периоды с 25 марта по 1 мая 2006 г. и с 1 июня по 31 августа 2006 г. Предполагается, что в текущем году для перевозчиков в весенний период будут более благоприятные условия: расширится перечень дорог, где временные ограничения вводиться не будут.
Показатели выполнены
На коллегии департамента «Белавтодор» дорожники также рассмотрели итоги выполнения основных параметров социально-экономического развития, программы дорожных работ, других доведенных заданий и показателей за январь 2006 г. Как сообщила начальник экономического отдела департамента «Белавтодор» Тамара Камера, за январь 2006 г. выполнена программа работ на республиканских автомобильных дорогах в сумме 33,6 млрд рублей (100,3%), а на местных - в сумме 22,6 млрд рублей (99,9%). Выполнена также и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы в части, касающейся местных автомобильных дорог, в сумме 20,3 млрд рублей (100,1%). Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах 118,4% (задание - 108%), рост производства потребительских товаров 114,3% (задание 109%), запасы готовой промышленной продукции составили 58,8% (задание - не более 108%), рост объема экспорта услуг - 109,3% (задание - 109%). Получено $1млн.
Материалы подготовили Алексей ПЕКУН, Алексей БУСЕЛ, Александр ПАНИЧ
За последние 5 лет транспортная нагрузка на дороги существенно возросла. В первую очередь это касается основных и дополнительных транспортных маршрутов движения тяжеловесных транспортных средств, на которые приходится около 69% от общего объема грузовых перевозок. Средневзвешенная интенсивность движения на дорогах, входящих в состав основных и дополнительных транспортных маршрутов общей протяженностью 4240 км, составляет 3850 авт./сут. Прирост тяжелых транспортных средств в 2005 году по сравнению с 2000 г. составил 74%, по магистральным дорогам интенсивность движения автопоездов выросла в 2,8 раза. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества грузовых автотранспортных средств, следующих в международном сообщении, в том числе иностранных транспортных средств. В 2005 г. через автодорожные пункты пропуска проследовало на 20% больше транспортных средств, чем в 2004 г., в том числе иностранных — на 18%, при этом доля иностранных транспортных средств составила около 60%. По данным весогабаритного контроля, за 2005 г. в общей структуре превышающих параметров 17% транспортных средств имели превышение по общей массе, почти 58% - по осевым нагрузкам, около 14% - и по осевым нагрузкам, и по массе.
И - как следствие - ухудшение ровности дорожных покрытий, основного показателя, влияющего на скорость транспортного потока, а также стоимость эксплуатации подвижного состава. Если за счет объектов строительства и капитального ремонта в 2005 году этот показатель доведен до среднего европейского уровня, то количество участков дорог по международному показателю ровности свыше 6 м/км увеличился почти в 1,7 раза, то есть на этих участках стоимость эксплуатации транспортных средств в 1,5 раза выше оптимальной. В весенний период из-за переувлажнения грунтов земляного полотна происходит снижение несущей способности конструкций дорожных одежд. В это время фактическая прочность дорожных одежд оказывается ниже прочности в другие периоды года. В результате воздействия нагрузок, превышающих допустимые для весеннего сезона, дорожные одежды разрушаются: происходит образование трещин, сетки трещин, которые, развиваясь, превращаются в выбоины, просадки, участки сплошной ямочности. В Беларуси положение осложняется рядом факторов. Большинство дорожных одежд являются тонкими для современных тяжеловесных транспортных средств, кроме того, многие дорожные конструкции возведены из местных дорожно-строительных материалов, не обеспечивающих в ряде случаев долговременную прочность. Негативное влияние на работу дорожных одежд в весенний период оказывает также погодно-климатическая зона расположения, являющаяся крайне неблагоприятной.
По данным диагностики 2005 года, объем дефектов, влияющих на прочность дорожных одежд, по сравнению с 2004 г. возрос на 15%. Обследование дорог, выполненное в феврале текущего года, показало наличие раскрытых трещин шириной 1 см и более на 1774 км, вертикальное смещение цементобетонных плит на 45 км, сетку трещин, ямочность выбоин на протяжении свыше 3 тыс. км. Это вызывает необходимость контроля и ограничения движения, особенно в весенний период, определение маршрутов пропуска с наименьшими потерями. Для недопущения значительных разрушений по сети республиканских автомобильных дорог необходимо введение сезонных ограничений с учетом фактического состояния и сроков службы конструкции дорожной одежды.
Для приведения дорог только по основным маршрутам движения ТКТС к техническому состоянию, позволяющему отказаться от введения сезонных ограничений, требуется реконструировать свыше 3,8 тыс. км дорог. Общая сумма денежных средств, необходимая для доведения параметров на этих дорогах, составляет $58,4 млрд. В целях недопущения разрушения дорожных конструкций республиканских автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и в соответствии с законом «О дорожном движении» департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси разработан проект постановления «О сезонных ограничениях массы и нагрузок на оси транспортных средств при их движении по республиканским автомобильным дорогам». Данным проектом постановления предусмотрено введение ограничений на республиканских автомобильных дорогах в пределах от 6 до 9 тонн на одиночную ось, а также максимальные суммы смежных осевых масс автотранспортных средств в периоды с 25 марта по 1 мая 2006 г. и с 1 июня по 31 августа 2006 г. Предполагается, что в текущем году для перевозчиков в весенний период будут более благоприятные условия: расширится перечень дорог, где временные ограничения вводиться не будут.
Показатели выполнены
На коллегии департамента «Белавтодор» дорожники также рассмотрели итоги выполнения основных параметров социально-экономического развития, программы дорожных работ, других доведенных заданий и показателей за январь 2006 г. Как сообщила начальник экономического отдела департамента «Белавтодор» Тамара Камера, за январь 2006 г. выполнена программа работ на республиканских автомобильных дорогах в сумме 33,6 млрд рублей (100,3%), а на местных - в сумме 22,6 млрд рублей (99,9%). Выполнена также и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы в части, касающейся местных автомобильных дорог, в сумме 20,3 млрд рублей (100,1%). Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах 118,4% (задание - 108%), рост производства потребительских товаров 114,3% (задание 109%), запасы готовой промышленной продукции составили 58,8% (задание - не более 108%), рост объема экспорта услуг - 109,3% (задание - 109%). Получено $1млн.
Материалы подготовили Алексей ПЕКУН, Алексей БУСЕЛ, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2006 год в рубрике дороги