Программа «Дороги Беларуси»

Реализация Государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997-2005 гг. завершена. За это время в сеть дорог общего пользования принято 28,5 тыс. км внутрихозяйственных дорог сельхозпредприятий, что дополнительно обеспечило транспортными связями по автомобильным дорогам общего пользования 4,4 тыс. сельских населенных пункта.

Сложившаяся сеть автомобильных дорог общего пользования не требует их строительства по новым направлениям. Сложной и серьезной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов и путепроводов. Всего на дорогах общего пользования страны имеется 5223 моста и путепровода. Не отвечают нормативным требованиям по грузоподъемности и габаритам 2238 сооружений, или 42%. Создавшаяся ситуация усугубляется постоянным ростом нагрузок на дороги, что обусловлено быстрым ростом в стране числа транспортных средств. С 1991 года их количество возросло в 3,1 раза и в настоящее время составляет около 2,9 млн транспортных средств. По прогнозным оценкам, к 2015 году в стране их будет около 4 млн.

Постоянно увеличивается доля тяжелых и крупногабаритных автомобильных транспортных средств (ТКТС) с нагрузкой на одиночную ось более 10 тонн. Если в 1999 году по сети автомобильных дорог общего пользования проходило 44,4 тыс. ТКТС, то в 2004 году их количество возросло до 80,1 тыс., или в 1,8 раза. Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы разработана согласно поручениям главы государства. Цель программы — создание условий для дальнейшего динамичного развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства и дальнейшего повышения деловой активности населения за счет обеспечения надлежащего содержания, своевременного ремонта и комплексного развития сети автомобильных дорог общего пользования, позволяющих удовлетворить общегосударственные и региональные нужды в перевозках грузов и пассажиров. Проект программы разработан с учетом объемов реального финансирования и макроэкономических показателей на 2006-2010 годы, разработанных Минэкономики для Концепции программы социально-экономического развития Республики Беларусь на этот период, а также прогноза темпа роста ВВП (6-8% в год). Общий объем финансирования программы составляет 17973 млрд рублей, из них республиканских дорог — 11485 млрд рублей, местных — 6488 млрд рублей.

Справочно: Потребность в финансовых ресурсах на период реализации программы для приведения всей дорожной сети в состояние, удовлетворяющее нормативным требованиям, составляет 30.500 млрд рублей. В условиях ограниченного финансирования реализация программы позволит не допустить ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния дорог. Для этого финансирование дорожных работ предусмотрено осуществлять в порядке приоритетности: содержание и текущий ремонт, а затем — капитальный ремонт, реконструкция и строительство. Программой предусмотрено развитие и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния важнейших республиканских дорог. Намечена реконструкция по нормативам I категории с уширением проезжей части до 4 полос движения участков Минск — Червень и Белыничи — Могилев дороги М-4 Минск — Могилев, Минск — Бобруйск дороги М-5 Минск — Гомель, Щучин — Гродно дороги М-6 Минск — Гродно, Ратомка — Молодечно дороги Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь. В программе предусмотрено развитие автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров. Всего для этого планируется направить 1403 млрд рублей. Намечено выполнить реконструкцию 78 км и капитальный ремонт 1360 км дорог. В результате пропуск автотранспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн будет обеспечен на всем протяжении дорог М-1/Е 30 Брест — Минск — граница с Россией и М-7/Е 28 Минск — Ошмяны — граница с Литвой (Каменный Лог), а также на участке Минск — Бобруйск дороги М-5 Минск — Гомель. На всех остальных участках автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, будет восстановлена прочность дорожных одежд, обеспечивающая пропуск автотранспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 10 тонн. Исходя из анализа интенсивности движения транспортных потоков, будут построены обходы следующих городов: Баранович, Верхнедвинска, Витебска, Калинкович, Волковыска, Гродна, Лиды, Слонима, Могилева, Молодечна, а также поселка Пограничный. По местным автомобильным дорогам на 2006-2015 годы намечено осуществить ремонт, реконструкцию и строительство 30.152 км дорог. В общем объеме работ предусмотрены мероприятия, определенные Государственной программой возрождения и развития села на 2005- 2010 годы. В результате подъезды от райцентров к агрогородкам и от агрогородков к центральным усадьбам сельхозпредприятий будут иметь твердое покрытие.

В программе определены основные направления деятельности в области повышения безопасности дорожного движения, развития научно-технического прогресса, кадрового обеспечения, развития придорожного сервиса. На местных дорогах к 2016 году будет устроено гравийное покрытие на 6005 км грунтовых дорог. В связи с низкой интенсивностью движения автотранспорта (до 15 авт./сутки) на 4485 км грунтовых дорог будет устроено улучшенное грунтовое покрытие, что обеспечит круглогодичный проезд автомобильных транспортных средств ко всем населенным пунктам.

Механизм реализации программы базируется на положениях Законов Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О дорожных фондах в Республике Беларусь», а также других законов и иных нормативных актов, действующих применительно к дорожному хозяйству. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность намечаемых мероприятий. Выполнение программы позволит обеспечить ежегодный прирост ВВП в размере 1,1 трлн рублей, или на 2,2%.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость