Итоги работы дорожной отрасли за 2005 год
25 января текущего года состоялась коллегия департамента «Белавтодор», в ходе которой были подведены итоги работы дорожной отрасли в 2005 году и определены задачи на 2006 год. В работе коллегии приняли участие министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский, заместитель министра экономики Андрей Тур, заместитель министра финансов Иван Шунько, начальник УГАИ МВД Александр Менделев, начальник управления транспорта и связи аппарата Совмина Иван Щербо, руководство и представители департамента «Белавтодор», дорожных организаций, облсиполкомов, Госстройнадзора, отраслевого профсоюза и др. С основным докладом на коллегии выступил ее председатель — первый заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин.
Предваряя свое выступление, докладчик отметил, что коллегия рассматривает работу дорожной отрасли за 2005 год, который венчает итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2001-2005 годах. За период прошедшего пятилетия дорожная отрасль динамично
развивалась, стабилизировалась сеть дорог общего пользования, которая позволила обеспечить устойчивую транспортную связь всех городов, городских поселков, а также практически всех агрогородков с населенными пунктами по автомобильным дорогам с твердым покрытием. По состоянию на 1 января 2006 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 81,5 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км республиканских дорог и 66,1 тыс. км — местных. В 2005 году завершилась реализация Государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997-2005 годов. Как и предусматривалось решением президиума Совета Министров, программа «Дороги Беларуси» выполнена в объемах финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в бюджетах страны, которые составляют около 50% от потребностей согласно программе. За 1997-2005 годы реконструировано и построено 1306 км дорог общего пользования, в том числе 317 км республиканских. Выполнен капитальный ремонт 4341 км дорог, в том числе 1715 км республиканских. В ходе реализации Государственной программы выполнены поручения президента Республики Беларусь: реконструирована в сжатые сроки кольцевая дорога вокруг г. Минска на всем протяжении, построен мост через р. Западный Буг на границе с Республикой Польша, построены участки обходов Гомеля, Бобруйска, Гродна, Климович.
Показатели выполнены
За 2005 год программа работ на республиканских автомобильных дорогах выполнена на 100,2%. Обеспечено бесперебойное движение автотранспорта по автомобильным дорогам. Капитальным ремонтом отремонтировано 332 км дорог и 2597 пог. м мостов, текущим — 1372 км дорог и 1624 пог. м мостов. После реконструкции и строительства введены в эксплуатацию участки автомобильных дорог общей протяженностью 50,5 км. В соответствии с поручением главы государства и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2003 г. №335 «О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог» в 2005 году выполнены реконструкция и ремонт наиболее грузонапряженных участков автомобильных дорог Минск — Могилев, Минск — Витебск, Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, Минск — Молодечно — Нарочь, Минск — Дзержинск, Минск — Микашевичи и других. Построены участки обходов Могилева и Слонима. Завершены работы по устройству освещения на всем протяжении кольцевой дороги вокруг г. Минска. Приведены в порядок автомобильные дороги на подходах к г. Минску в 50-километровой зоне. На 828 км республиканских дорог выполнен необходимый ремонт проезжей части, устроена разметка, обновлены элементы обстановки дорог, приведена в порядок полоса отвода. За 2005 год введено в эксплуатацию 23 объекта общественного питания (Минторг), 6 АЗС, 6 АГЗС, 2 кафе, 1 мойка (концерн «Белнефтехим»), установлено 38 универсальных телефонов-автоматов (Минсвязи), выполнен ремонт и реконструкция 44 объектов торговли и общественного питания (Белкоопсоюз), построено и реконструировано 65 площадок отдыха (Минтранс). Кроме этого, предприятиями дорожного хозяйства в 2005 году выдано 205 технических условий и согласований на размещение объектов придорожного сервиса.
Для справки: В настоящее время на автомобильных дорогах функционирует 1116 платных объектов придорожного сервиса (505 пунктов питания, 348 АЗС, 95 пунктов постоя, 105 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки). Владельцами этих объектов являются концерн
«Белнефтехим», Белкоопсоюз, частные и совместные предприятия, индивидуальные предприниматели.
Экономика дорог
Подрядными организациями департамента «Белавтодор» в 2005 году выполнен общий объем работ на сумму 485,9 млрд рублей (107,2%). Из общего объема 31,6%, или 133,9 млрд рублей, составляют работы по заказам сторонних организаций. Выполнена программа подрядных работ на республиканских автодорогах на 103,8% (374,6 млрд рублей). Программа работ на местной сети дорог за счет средств местных дорожных фондов в 2005 году также выполнена в полном объеме. Текущим ремонтом отремонтировано 2751 км местных дорог и 1043 пог. м мостов, капитальным ремонтом — 106 км местных дорог и 603 пог. м мостов. Введено в эксплуатацию после строительства (реконструкции) 18 км местных дорог и 270 пог. м мостов. За счет субвенций из средств республиканского дорожного фонда на местных автомобильных дорогах выполнены работы в сумме 42,5 млрд рублей (103,7%). Отремонтировано 625,1 км местных дорог и 137,2 пог. м метров мостов, введено в эксплуатацию законченных реконструкцией и строительством 39,0 км местных дорог и 50,2 пог. м мостов. Выполнение заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005- 2010 годы в части, касающейся местных автомобильных дорог, составило 264,8 млрд рублей (115,1%). Отремонтировано и реконструировано 3000,7 км (118,4%).
По всем областям в полном объеме освоены средства, выделенные в объеме 54 млрд рублей из финансового резерва республиканского дорожного фонда на ремонт дорог, площадок для хранения и сушки зерна и подъездов к ним, а также подъездов к машинным дворам и животноводческим фермам. В 2005 году выполнены все параметры прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор». Так, инвестиции в основной капитал составили 245,6 млрд рублей (102% к заданию); объем экспорта услуг — $19,7 млн (111% к заданию); энергосбережение — -8,5% при задании -8%; рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах — 128% (задание — 108%). Рост производства потребительских товаров составил 129% (задание — 109,5%); запасы готовой продукции — 37,4% при нормативе не более 100%; рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах — 114% (задание — 113%). За счет средств организаций построено 1317 м2 жилья (задание на год — 1086 м2). Среднемесячная заработная плата достигла 571,3 тыс. рублей, реальная зарплата возросла на 13%.
Перспективы
Как было отмечено на коллегии, базовым документом, определяющим задачи отрасли на ближайшую перспективу, должна стать программа «Дороги Беларуси» на период 2006-2015 гг., проект которой в настоящее время дорабатывается. Главной целью программы является создание условий для дальнейшего развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства и дальнейшего повышения деловой активности населения за счет обеспечения надлежащего содержания, своевременного ремонта и комплексного развития сети автомобильных дорог общего пользования. В числе основных задач на 2006 год коллегия отметила следующее:
— выполнить Программу работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству в целях обеспечения непрерывного и безопасного движения транспортных средств по республиканским автомобильным дорогам, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния и повышения качества содержания;
— обеспечить выполнение доведенных показателей прогноза социально-экономического развития;
— организовать в течение года выполнение комплекса мер по осуществлению действенного контроля за эффективным использованием средств республиканского дорожного фонда.
В 2006 году, в частности, будут продолжены работы по реконструкции участков дорог Минск — Молодечно — Нарочь, Минск — Могилев, Минск — Витебск, строительству обходов городов Витебск, Могилев, Слоним. Всего после реконструкции и строительства планируется ввести в эксплуатацию 61 км республиканских дорог. Капитальным ремонтом планируется отремонтировать 454 км республиканских дорог, текущим — 2014 км. Кроме этого, к 1 мая 2006 г. предусмотрено устроить освещение автомобильной дороги М-2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Что касается финансирования отрасли, то Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» утверждены расходы республиканского дорожного фонда в сумме 1,7 трлн рублей. В текущем году, в отличие от предыдущих, финансирование работ, выполняемых на местных дорогах, и управление местным дорожным хозяйством будет осуществляться за счет средств республиканского дорожного фонда.
Конкретные направления и размеры использования средств республиканского дорожного фонда устанавливаются указом президента. Проект данного указа направлен на рассмотрение в Совет Министров.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Предваряя свое выступление, докладчик отметил, что коллегия рассматривает работу дорожной отрасли за 2005 год, который венчает итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2001-2005 годах. За период прошедшего пятилетия дорожная отрасль динамично
развивалась, стабилизировалась сеть дорог общего пользования, которая позволила обеспечить устойчивую транспортную связь всех городов, городских поселков, а также практически всех агрогородков с населенными пунктами по автомобильным дорогам с твердым покрытием. По состоянию на 1 января 2006 г. сеть автомобильных дорог общего пользования составила 81,5 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км республиканских дорог и 66,1 тыс. км — местных. В 2005 году завершилась реализация Государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997-2005 годов. Как и предусматривалось решением президиума Совета Министров, программа «Дороги Беларуси» выполнена в объемах финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в бюджетах страны, которые составляют около 50% от потребностей согласно программе. За 1997-2005 годы реконструировано и построено 1306 км дорог общего пользования, в том числе 317 км республиканских. Выполнен капитальный ремонт 4341 км дорог, в том числе 1715 км республиканских. В ходе реализации Государственной программы выполнены поручения президента Республики Беларусь: реконструирована в сжатые сроки кольцевая дорога вокруг г. Минска на всем протяжении, построен мост через р. Западный Буг на границе с Республикой Польша, построены участки обходов Гомеля, Бобруйска, Гродна, Климович.
Показатели выполнены
За 2005 год программа работ на республиканских автомобильных дорогах выполнена на 100,2%. Обеспечено бесперебойное движение автотранспорта по автомобильным дорогам. Капитальным ремонтом отремонтировано 332 км дорог и 2597 пог. м мостов, текущим — 1372 км дорог и 1624 пог. м мостов. После реконструкции и строительства введены в эксплуатацию участки автомобильных дорог общей протяженностью 50,5 км. В соответствии с поручением главы государства и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2003 г. №335 «О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог» в 2005 году выполнены реконструкция и ремонт наиболее грузонапряженных участков автомобильных дорог Минск — Могилев, Минск — Витебск, Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, Минск — Молодечно — Нарочь, Минск — Дзержинск, Минск — Микашевичи и других. Построены участки обходов Могилева и Слонима. Завершены работы по устройству освещения на всем протяжении кольцевой дороги вокруг г. Минска. Приведены в порядок автомобильные дороги на подходах к г. Минску в 50-километровой зоне. На 828 км республиканских дорог выполнен необходимый ремонт проезжей части, устроена разметка, обновлены элементы обстановки дорог, приведена в порядок полоса отвода. За 2005 год введено в эксплуатацию 23 объекта общественного питания (Минторг), 6 АЗС, 6 АГЗС, 2 кафе, 1 мойка (концерн «Белнефтехим»), установлено 38 универсальных телефонов-автоматов (Минсвязи), выполнен ремонт и реконструкция 44 объектов торговли и общественного питания (Белкоопсоюз), построено и реконструировано 65 площадок отдыха (Минтранс). Кроме этого, предприятиями дорожного хозяйства в 2005 году выдано 205 технических условий и согласований на размещение объектов придорожного сервиса.
Для справки: В настоящее время на автомобильных дорогах функционирует 1116 платных объектов придорожного сервиса (505 пунктов питания, 348 АЗС, 95 пунктов постоя, 105 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки). Владельцами этих объектов являются концерн
«Белнефтехим», Белкоопсоюз, частные и совместные предприятия, индивидуальные предприниматели.
Экономика дорог
Подрядными организациями департамента «Белавтодор» в 2005 году выполнен общий объем работ на сумму 485,9 млрд рублей (107,2%). Из общего объема 31,6%, или 133,9 млрд рублей, составляют работы по заказам сторонних организаций. Выполнена программа подрядных работ на республиканских автодорогах на 103,8% (374,6 млрд рублей). Программа работ на местной сети дорог за счет средств местных дорожных фондов в 2005 году также выполнена в полном объеме. Текущим ремонтом отремонтировано 2751 км местных дорог и 1043 пог. м мостов, капитальным ремонтом — 106 км местных дорог и 603 пог. м мостов. Введено в эксплуатацию после строительства (реконструкции) 18 км местных дорог и 270 пог. м мостов. За счет субвенций из средств республиканского дорожного фонда на местных автомобильных дорогах выполнены работы в сумме 42,5 млрд рублей (103,7%). Отремонтировано 625,1 км местных дорог и 137,2 пог. м метров мостов, введено в эксплуатацию законченных реконструкцией и строительством 39,0 км местных дорог и 50,2 пог. м мостов. Выполнение заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005- 2010 годы в части, касающейся местных автомобильных дорог, составило 264,8 млрд рублей (115,1%). Отремонтировано и реконструировано 3000,7 км (118,4%).
По всем областям в полном объеме освоены средства, выделенные в объеме 54 млрд рублей из финансового резерва республиканского дорожного фонда на ремонт дорог, площадок для хранения и сушки зерна и подъездов к ним, а также подъездов к машинным дворам и животноводческим фермам. В 2005 году выполнены все параметры прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор». Так, инвестиции в основной капитал составили 245,6 млрд рублей (102% к заданию); объем экспорта услуг — $19,7 млн (111% к заданию); энергосбережение — -8,5% при задании -8%; рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах — 128% (задание — 108%). Рост производства потребительских товаров составил 129% (задание — 109,5%); запасы готовой продукции — 37,4% при нормативе не более 100%; рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах — 114% (задание — 113%). За счет средств организаций построено 1317 м2 жилья (задание на год — 1086 м2). Среднемесячная заработная плата достигла 571,3 тыс. рублей, реальная зарплата возросла на 13%.
Перспективы
Как было отмечено на коллегии, базовым документом, определяющим задачи отрасли на ближайшую перспективу, должна стать программа «Дороги Беларуси» на период 2006-2015 гг., проект которой в настоящее время дорабатывается. Главной целью программы является создание условий для дальнейшего развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства и дальнейшего повышения деловой активности населения за счет обеспечения надлежащего содержания, своевременного ремонта и комплексного развития сети автомобильных дорог общего пользования. В числе основных задач на 2006 год коллегия отметила следующее:
— выполнить Программу работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству в целях обеспечения непрерывного и безопасного движения транспортных средств по республиканским автомобильным дорогам, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния и повышения качества содержания;
— обеспечить выполнение доведенных показателей прогноза социально-экономического развития;
— организовать в течение года выполнение комплекса мер по осуществлению действенного контроля за эффективным использованием средств республиканского дорожного фонда.
В 2006 году, в частности, будут продолжены работы по реконструкции участков дорог Минск — Молодечно — Нарочь, Минск — Могилев, Минск — Витебск, строительству обходов городов Витебск, Могилев, Слоним. Всего после реконструкции и строительства планируется ввести в эксплуатацию 61 км республиканских дорог. Капитальным ремонтом планируется отремонтировать 454 км республиканских дорог, текущим — 2014 км. Кроме этого, к 1 мая 2006 г. предусмотрено устроить освещение автомобильной дороги М-2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Что касается финансирования отрасли, то Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» утверждены расходы республиканского дорожного фонда в сумме 1,7 трлн рублей. В текущем году, в отличие от предыдущих, финансирование работ, выполняемых на местных дорогах, и управление местным дорожным хозяйством будет осуществляться за счет средств республиканского дорожного фонда.
Конкретные направления и размеры использования средств республиканского дорожного фонда устанавливаются указом президента. Проект данного указа направлен на рассмотрение в Совет Министров.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2006 год в рубрике дороги