Белорусские дороги остаются бесплатными
Коллегия департамента «Белавтодор» посчитала преждевременным вводить плату за проезд автотранспортных средств по дорогам Беларуси. Как сообщил директор РУП «Белгипродор» Алексей Федоров, решение принималось исходя из интенсивности движения транспорта на дорогах, объемов инвестиций, необходимых для улучшения эксплуатации дорог и строительства пунктов взимания дорожных сборов.
Напомним, что в стране действует только одна платная автомагистраль — М-1/Е-30 (Брест — Минск — граница с РФ), и в департаменте долгое время обсуждался вопрос пополнения дорожного фонда за счет взимания прямой платы за проезд по автомобильным дорогам. Так, в 2004 году дорога М1/Е30 пополнила бюджет на $24,4 млн. Ее эксплуатация в платном режиме позволяет обеспечивать погашение кредита Европейского банка реконструкции и развития, а также направлять около 50% средств на содержание и ремонт.
Чтобы вводить плату за проезд, считает Алексей Федоров, дорога должна быть первой категории, иметь покрытие в отличном состоянии и хорошие условия для безопасного движения. Допустимая скорость движения, исходя из зарубежного опыта, — предпочтительно не менее 100 км в час. Интенсивность движения на платной автодороге — не менее 12 тысяч автомобилей в сутки. «Это позволяет возместить расходы на ремонт и содержание дороги. При этом уровень платы не должен превышать 0,05 доллара США за 1 километр с легкового автомобиля и 0,20 доллара США — с грузового», — пояснил он. А. Федоров также отметил, что пока этим требованиям соответствуют участки автодорог М-6 Минск-Гродно (от Минска до д. Першаи, от Скиделя до Гродно, от Лиды до Гродно), М-3 Минск-Витебск (от Минска до Логойска), М-8/Е-95 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной (от Орши до обхода Могилева), Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвией (от Витебска до Полоцка).
Для изучения возможности взимания платы за проезд по этим участкам автодорог проводились соответствующие экономические обоснования. В частности, учитывались дополнительные расходы на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, строительство и эксплуатацию пунктов взимания дорожных сборов. Так, расчеты на 20-летнюю перспективу при ежегодном темпе роста интенсивности движения для грузовых автомобилей и автобусов 3%, легковых — 5% показывают, что строительство одного пункта взимания дорожных сборов составляет $0,64 млн, а расходы на его содержание — $0,3 млн (по данным РУП «Белавтострада»). Например, на участке автодороги М-6 Минск — Гродно Минск — д. Першаи существующая интенсивность движения составляет 5210 автомашин в сутки.
Для ее приведения в соответствие необходимым требованиям понадобится около $23 млн, а вот среднегодовая сумма сборов за проезд составит лишь $1,76 млн. Приблизительно такая ситуация и с другими участками рассматриваемых автодорог. Конечно, вопрос взимания платы с пользователей автодорог не снят с повестки окончательно — это европейская практика содержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
К тому же, за счет платных дорог можно пополнить республиканский дорожный фонд, из которого также осуществляется развитие придорожной инфраструктуры, модернизация и строительство новых участков дорог.
Александр ПАНИЧ
Напомним, что в стране действует только одна платная автомагистраль — М-1/Е-30 (Брест — Минск — граница с РФ), и в департаменте долгое время обсуждался вопрос пополнения дорожного фонда за счет взимания прямой платы за проезд по автомобильным дорогам. Так, в 2004 году дорога М1/Е30 пополнила бюджет на $24,4 млн. Ее эксплуатация в платном режиме позволяет обеспечивать погашение кредита Европейского банка реконструкции и развития, а также направлять около 50% средств на содержание и ремонт.
Чтобы вводить плату за проезд, считает Алексей Федоров, дорога должна быть первой категории, иметь покрытие в отличном состоянии и хорошие условия для безопасного движения. Допустимая скорость движения, исходя из зарубежного опыта, — предпочтительно не менее 100 км в час. Интенсивность движения на платной автодороге — не менее 12 тысяч автомобилей в сутки. «Это позволяет возместить расходы на ремонт и содержание дороги. При этом уровень платы не должен превышать 0,05 доллара США за 1 километр с легкового автомобиля и 0,20 доллара США — с грузового», — пояснил он. А. Федоров также отметил, что пока этим требованиям соответствуют участки автодорог М-6 Минск-Гродно (от Минска до д. Першаи, от Скиделя до Гродно, от Лиды до Гродно), М-3 Минск-Витебск (от Минска до Логойска), М-8/Е-95 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной (от Орши до обхода Могилева), Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвией (от Витебска до Полоцка).
Для изучения возможности взимания платы за проезд по этим участкам автодорог проводились соответствующие экономические обоснования. В частности, учитывались дополнительные расходы на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, строительство и эксплуатацию пунктов взимания дорожных сборов. Так, расчеты на 20-летнюю перспективу при ежегодном темпе роста интенсивности движения для грузовых автомобилей и автобусов 3%, легковых — 5% показывают, что строительство одного пункта взимания дорожных сборов составляет $0,64 млн, а расходы на его содержание — $0,3 млн (по данным РУП «Белавтострада»). Например, на участке автодороги М-6 Минск — Гродно Минск — д. Першаи существующая интенсивность движения составляет 5210 автомашин в сутки.
Для ее приведения в соответствие необходимым требованиям понадобится около $23 млн, а вот среднегодовая сумма сборов за проезд составит лишь $1,76 млн. Приблизительно такая ситуация и с другими участками рассматриваемых автодорог. Конечно, вопрос взимания платы с пользователей автодорог не снят с повестки окончательно — это европейская практика содержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
К тому же, за счет платных дорог можно пополнить республиканский дорожный фонд, из которого также осуществляется развитие придорожной инфраструктуры, модернизация и строительство новых участков дорог.
Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике дороги