Дорожники завершают год достойно

20 декабря коллегия департамента «Белавтодор» рассмотрела итоги работы дорожной отрасли за 11 месяцев нынешнего года, а также ожидаемое выполнение основных параметров социально-экономического развития, Программы дорожных работ и Программы действий департамента на 2005 год. Кроме этого, в повестке дня работы коллегии значились вопросы, касающиеся результатов по исполнению Директивы президента №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», ведомственного контроля, взимания платы за проезд по М1/Е30 и платным дорогам страны, содействия работе Совета ветеранов дорожного хозяйства. Предваряя рассмотрение вышеназванных вопросов, исполняющий обязанности директора «Белавтодора» Анатолий Лытин зачитал приказ министра, согласно которому несколько изменился состав коллегии департамента: он сам является председателем коллегии, а в список ее членов включены Геннадий Чепцов, Михаил Пихутин, Сергей Кучинский, Владимир Мардилович, Василий Яковлев, Николай Чернюк, Валерий Кириченко и Валерий Кокаш. С основным докладом об итогах работы отрасли за январь-ноябрь и ожидаемых результатах за год выступила начальник экономического отдела департамента Тамара Камера.

Дорожные работы


За истекшие 11 месяцев доходная часть республиканского дорожного фонда выполнена на 110,4%, местных дорожных фондов — на 121,3%. При этом фактические затраты на республиканское дорожное хозяйство с учетом субвенций областям составили 747,2 млрд рублей. Программа дорожных работ на республиканской сети выполнена в целом (104,7%) и по всем их видам в отдельности. Так, было обеспечено бесперебойное движение транспорта, текущим ремонтом отремонтировано 1351,6 км дорог и 1221,2 пог. м мостов, капитальным — 303,2 км и 1892,1 пог. м соответственно. Задание по капитальному ремонту наиболее грузонапряженных участков дорог по постановлению Совмина №335 также выполнено в полном объеме. После реконструкции и строительства введены в эксплуатацию 45,5 км дорог (в ноябре был введен обход Мозыря, со дня на день будет сдан участок дороги Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь). На местных автодорогах программа работ за счет местного дорожного фонда также выполнена в полном объеме. В частности, выполнен ремонт 2604,9 км дорог и 1376,6 пог. метров мостов. Введено в эксплуатацию законченных реконструкцией и строительством 16,7 км дорог и 156,2 пог. м мостов. За счет субвенций из средств республиканского дорожного фонда отремонтировано 511,9 км дорог и 137,2 пог. м мостов, реконструировано и построено 32,8 км дорог и 50,2 пог. м мостов.

Выполнение Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в части, касающейся местных автомобильных дорог, потребовало 244,4 млрд рублей (106,2% к годовой программе). За эти средства было отремонтировано и реконструировано 2771,8 км дорог. Кроме этого, для реализации указанной программы из финансового резерва республиканского дорожного фонда было выделено 54 млрд рублей (за 11 месяцев освоено 47,9 млрд). За счет этих средств финансируются работы по ремонту автодорог, проходящих по территориям агрогородков и на подъездах к ним, а также площадок для хранения и сушки зерна, подъездов к ним и машинным дворам и животноводческим фермам.

Технический надзор

Как известно, с 1 сентября нынешнего года введен независимый технический надзор за всеми работами, выполняемыми собственными силами на республиканских и местных автомобильных дорогах. На эту службу возлагаются ответственные задачи, а от результативности ее работы зависит многое. Однако итоги сентября-ноября пока неутешительны. С одной стороны, как отметила Тамара Камера, результаты есть: не принято работ на сумму порядка 2,2 млрд рублей, в том числе на республиканских дорогах — почти на 0,8 млрд рублей, на местных — около 1,4 млрд. Но работа служб технического надзора автодоров и «Белорусского дорожного инженерно-технического центра» зачастую ограничивалась лишь констатацией факта непринятых работ. Позиция департамента здесь такова: нужно по каждому такому случаю проводить служебное расследование, определять причины, находить виновных и принимать соответствующие конкретные меры.

Социально-экономическое развитие

Выполнение программы дорожных работ и мероприятий программы действий обеспечило выполнение за 11 месяцев 2005 года основных параметров прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор». Так, инвестиции в основной капитал составили 218,9 млрд рублей (102,5% к заданию, доведенному организациям), показатель по энергосбережению — минус 8% при задании минус 8%. За январь-ноябрь среднемесячная заработная плата составила 565,9 тыс. рублей (109,9% к заданию). За 11 месяцев за счет средств организаций департамента построено и введено в эксплуатацию 1229,14 м2 жилья. Выполнены с опережением и такие показатели, как производство товарной продукции промышленности и потребительских товаров, снижение запасов готовой продукции, объем экспорта услуг, выполнение работ и производство продукции по заказам организаций, не подчиненных Минтрансу. Рентабельность за отчетный период составила 7,7%, а чистая прибыль — 25,2 млрд рублей. Единственным невыполненным показателем прогноза является рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах. За 11 месяцев он составил 111,2% при задании 113%.

Ожидаемые итоги

Все идет к тому, что и этот год дорожники завершат с достойными результатами. Так, ожидается, что программа дорожных работ будет выполнена в полном объеме: текущим ремонтом будет отремонтировано 1367 км дорог и 1479 пог. м мостов, капитальным — 329,2 км и 2564,9 пог. м соответственно. После реконструкции и строительства будут введены в эксплуатацию участки автодорог общей протяженностью 50,5 км. Что касается параметров прогноза социально-экономического развития департамента и программы действий, то они также будут выполнены в полном объеме. Предполагается, что инвестиции в основной капитал составят 237,5 млрд руб., среднемесячная заработная плата — 567,4 тыс. руб., экспорт услуг — $18,8 млн. Ожидается, что будут выполнены и такие показатели, как энергосбережение, рост производства товарной продукции промышленности и потребительских товаров, снижение запасов готовой продукции, строительство жилья, объем платных услуг населению.

Рентабельность реализованной продукции составит 7,5%, а чистая прибыль — 23,8 млрд рублей.
После выступления Тамары Камеры и отчетов руководителей организаций, допустивших отставания, первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов отметил, что в последнее время на коллегиях «Белавтодора» не раз говорилось о значимости планирования, однако кардинального улучшения в этом плане так и не произошло — во всех недостатках просматривается недоработка именно с этой точки зрения. Между тем, четкое планирование деятельности каждого предприятия позволило бы избежать многих недоработок. В этом же ключе он заострил внимание коллегии на необходимости строгого соблюдения рамок финансовых лимитов — по его словам, в следующем году предложений по корректировке бюджета от департамента исходить не будет. Предприятия отрасли должны научиться работать в рамках лимитов бюджетного финансирования. Резюмируя рассмотрение итогов работы отрасли за отчетный период, и.о. директора департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин еще раз поднял проблему организации работы технического надзора. Да, выстроенная по указу главы государства система для нас новая, отношения только начинают притираться, однако недостатков в ее работе пока многовато. Подчеркнув значимость технического надзора, Анатолий Лытин потребовал навести порядок в работе этой службы начиная от ведения документации и заканчивая конечным результатом, эффективностью ее деятельности. Планируется, что данный вопрос будет рассмотрен на одной из ближайших коллегий департамента. Отдельно Анатолий Лытин остановился на ожидаемых итогах года. По словам и.о. директора «Белавтодора», сейчас необходимо детальным образом проанализировать каждый показатель по каждому предприятию, принять исчерпывающие меры, чтобы дорожники успешно завершили нынешний год и с хорошим заделом вошли в будущий.

Платная автомагистраль М1/Е30

Вопросы совершенствования работы взимания платы за проезд по автомобильной дороге М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией постоянно находятся в центре внимания департамента «Белавтодор». Для того, чтобы квалифицированно взимать плату за проезд по пока единственной платной автодороге в стране, приходится в ряде случаев идти по непроторенному пути. Ведь введение платы за проезд по М1/Е30 было новым видом деятельности на всем постсоветском пространстве. Пристальность внимания к совершенствованию всех систем, функционирующих на главной автодороге нашей страны, объясняется и тем, что эта магистраль в свете недавно принятых в Брюсселе созданной Европейской Комиссией Группой высокого уровня решений становится важным связующим звеном на пути из Западной Европы на Дальний Восток. 20 декабря 2005 г. вопрос состояния работы по взиманию платы за проезд по автомобильной дороге М1/Е30 был рассмотрен на очередном заседании коллегии Штаба дорожной отрасли. Основной докладчик по этому вопросу -- генеральный директор «Белавтострады» Марик Пильчук.

Он отметил, что взимание платы за проезд по этой дороге было начато в ноябре 1996 г. согласно кредитному соглашению между Министерством строительства и эксплуатации автодорог Беларуси и Европейского банка реконструкции и развития на привлечение инвестиционного кредита с целью модернизации автодороги М1/Е30. За период с начала взимания платы до настоящего времени обеспечен сбор платы за проезд в объеме средств, позволившем погасить 95% долга по полученному ЕБРР кредиту и достичь уровня финансирования работ, выполняемых на дороге до 35% от всех затрат и от 75% до 98% от всех затрат на ее текущий ремонт и содержание. Работа проводится немалая. Так, например, за весь период 8 раз производилось изменение ставок за проезд, введение которых требовало разработки различных документов и обоснований. На предприятии 11 раз независимой международной фирмой производился аудит выполнения Соглашения и ни разу не было установлено отступление от него со стороны «Белавтострады». С целью увеличения охвата транспорта оплатой за его проезд по нашей дороге предприятием с 1999 по 2002 годы дополнительно построено два пункта взимания платы в районе населенных пунктов Колосово и Крупки. Характерно, что для оснащения пунктов взимания платы было выбрано отечественное оборудование, так как оно по своим функциональным возможностям превосходит французское фирмы СЕА, установленное ранее на первых двух пунктах. Была внедрена и безналичная форма расчета. С этой целью все пункты взимания платы за проезд были дооборудованы необходимыми терминальными устройствами для использования расчетных систем различных фирм, а также внедрена система расчетов с использованием собственных электронных карточек.

Ответственным моментом являлась и является подготовка специалистов. Работа требует от них глубоких знаний по вопросам программного обеспечения, устройства высоконасыщенного электроникой наукоемкого оборудования, знания различных видов валют, применяемых при расчетах, разновидности транспортных средств и, наконец, большого количества законодательных и нормативных актов, механизм реализации которых довольно сложный, а иногда и не до конца доработанный. Плата за проезд по М1/Е30 является доходом республиканского дорожного фонда, т.е. приравнена к источнику образования доходной части бюджета. Это требует от предприятия делать все максимально возможное по обеспечению полноты сбора платы за проезд, налаживанию эффективного контроля за действиями работников с целью недопущения с их стороны различного рода нарушений, в том числе и хищений. Конечно же, действенным средством предупреждения разного рода злоупотреблений, нарушений является разработка ведомственных инструкций, нормативных актов. Для этого внедряется с целью выполнения контрольных функций и новое оборудование. Так, например, в пунктах Федьковичи и Редки было установлено оборудование, которое предусматривало частично автоматический контроль ряда действий инспектора. Здесь имеется в виду в первую очередь повторная уже автоматическая компьютерная классификация транспортных средств. Досконально проанализированы причины основных нарушений, и сделан вывод, что причинами этого является наличие бесплатных и льготных категорий транспорта, разность тарифов одной и той же категории транспорта в зависимости от государственной принадлежности, отсутствие автоматической классификации транспортных средств по государственной принадлежности. Проектом программы развития системы взимания платы за проезд, разработанной на 2006 год, в числе других мероприятий планируется внедрение специальной компьютерно-кассовой системы, предусматривающей наличие системы видеорегистрации, что позволяет вызвать из банка данных сведения о проезде любого транспортного средства с видеокадром и на основании этого проверить правильность взимания платы инспектором.

Конечно же, многое еще предстоит сделать, чтобы минимизировать возникновение ряда негативных моментов. В частности, требует доработки механизм реализации ряда законодательных актов. Некоторые из них указаны прокуратурой страны, Министерством юстиции. Следует определиться по вопросу необходимости выполнения Программы мероприятий по обеспечению взимания платы за проезд со всех владельцев (пользователей) транспортных средств, утвержденной департаментом еще в 2004 году. Ведь этот документ предусматривал внедрение ряда мероприятий по совершенствованию системы взимания платы. Это предусматривает и замену специальной компьютерно-кассовой системы СЕА, разрешенной для эксплуатации Постановлением правительства и Нацбанка до 01.01.2007 г. С целью максимального сокращения очередей во время пиковых нагрузок, которые неминуемо будут вызваны увеличением в 1,7 раза количества платных автомобилей, необходимо дооборудовать пункты взимания платы реверсивными полосами. Председатель коллегии департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин, заслушав доклад Марика Пильчука, настоятельно подчеркнул необходимость совершенствования развития платной магистрали страны. Следует еще более наступательно продолжать эту работу. В числе решения ряда иных вопросов предприятию «Белавтострада» необходимо внести предложения по доработке конкретных нормативных документов, а отделу правовой работы и правовых вопросов департамента принять их к исполнению. Требуется продолжить и техническое переоснащение
функционирующих на М1/Е30 систем.

Алексей ПЕКУН, Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость