Зимнее содержание автомобильных дорог

При зимнем содержании автодорог во главу угла ставится рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов, повышение качества содержания дорог и безопасности движения автотранспорта. Согласно этим целям первостепенное внимание уделяется республиканским дорогам, что обусловлено их спецификой (они связывают областные и районные центры, города и крупные поселки и принимают на себя около 80% грузопотока), а также дорогам с постоянным автобусным движением.

При этом работа дорожных организаций четко регламентирована соответствующими документами. Если говорить более конкретно, то все автомобильные дороги разделены на пять уровней содержания. В основе такой градации лежит народнохозяйственное и административное значение дорог и интенсивность движения по ним. Так, к автотрассам 1-го уровня содержания (интенсивность свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят важнейшие республиканские дороги страны: включенные в сеть международных, соединяющие Минск с Национальным аэропортом и областными центрами, а также последние между собой. А, к примеру, последний, пятый, уровень содержания — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки.

Исходя из этого, для обработки покрытия противогололедными материалами (ПГМ) и снегоочистки установлены директивные сроки, которые определяются с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. В свою очередь, для дорог, соединяющих центральные усадьбы колхозов с ближайшими железнодорожными станциями, этот временной отрезок может составить 9 часов, причем на опасных участках. К очистке проезжей части во время снегопадов и метелей дорожники должны приступить в зависимости от интенсивности осадков: по первым двум категориям содержания в том случае, если толщина рыхлого снега составляет 3-6 см, а на дорогах 5-го уровня — 10 см либо после прекращения снегопада. Правда, здесь есть одна существенная оговорка: в экстремальных условиях (снегопад интенсивностью более 5 см/ч. продолжается более 6 ч., метель со скоростью ветра более 9 м/с. или среднесуточная температура воздуха ниже минус 10°С наблюдаются более двух суток) эти сроки соответственно увеличиваются. В случае, если гололедица не ликвидирована в установленные сроки, скорость движения автотранспорта может быть ограничена до 30 км/ч. И еще: за ДТП, произошедшие по причине зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период директивного времени, отводимого для ее ликвидации, дорожные организации ответственности не несут.

Практика показывает, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительном протяжении автомобильных дорог. Естественно, ее устранение связано со значительными затратами времени, технических и трудовых ресурсов, что обусловлено выполнением большого объема работ в сложных условиях. Заметим, что зимнее содержание автодорог требует и немалых финансовых средств, в которых дорожники ограничены. Но какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а пользователи дорог — получить возможность комфортного проезда. Именно на эти задачи ориентирует сегодня департамент «Белавтодор» отраслевые предприятия.

Требования к зимнему содержанию автомобильных дорог (выдержка из отраслевого нормативного документа)

5.1. Вся сеть автомобильных дорог общего пользования разделена на пять уровней содержания, в т.ч. зимнего, в соответствии с таблицей 1.

Уровни содержания дорогНароднохозяйственное и административное значение автомобильных дорог общего пользования данного уровня содержанияИнтенсивность движения в транспортных единицах, авт./сут.
1Республиканские автомобильные дороги, включенные в сеть международных автомобильных дорог; важнейшие республиканские дороги, соединяющие г. Минск с административными центрами областей и Национальным аэропортом Минск и административные центры областей между собойболее 3000
2Республиканские дороги, соединяющие административные центры областей с административными центрами районов; подъезды к пограничным пунктам таможенного оформления; местные автомобильные дороги, имеющие важное народнохозяйственное значение1000-3000
3Республиканские дороги, не отнесенные к уровням содержания 1 и 2, соединяющие, как правило, административные центры районов между собой по одному из направлений; местные автомобильные дороги, соединяющие города районного подчинения, поселки городского типа с административными центрами районов, а также с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами500-1000
4Прочие республиканские дороги, не отнесенные к уровням содержания 1, 2 и 3, местные дороги, не отнесенные к уровням содержания 2 и 3, а также автомобильные дороги, соединяющие центральные усадьбы совхозов и колхозов, административные центры сельсоветов, больницы, культурно-исторические памятники с административными центрами областей и районов и с ближайшими железнодорожными станциями и республиканскими автомобильными дорогами100-500
5Местные дороги, не отнесенные к уровням содержания 2, 3 и 4менее 100


Примечания
1. Уровни содержания республиканских автомобильных дорог утверждаются департаментом «Белавтодор».
2. Уровни содержания местных автомобильных дорог утверждаются облисполкомами.
3. При установлении уровней содержания определяющим фактором является народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог.
4. Уровни содержания автомобильных дорог утверждаются на срок до 5 лет.

Директивные сроки обработки покрытия ПГМ и выполнения работ по очистке покрытия и обочин от снега при обычных и экстремальных погодных условиях в зависимости от уровней содержания приведены в таблице 2.

Уровни содер-
жания
дорог
Директивные сроки, ч.Директивные сроки очистки остановочных площадок и обочин, дни
Обработки покрытия ПГМочистки покрытия от снега
в обыч-
ных условиях
в экстре-
мальных условиях
в обычных условияхв экстре-
мальных условиях
в обычных условияхв экстре-
мальных условиях
134481,53,0
2466112,55,0
3688154,07,0
491212188,011,0
51216162212,017,0


Примечания
1. Директивные сроки определяются с момента прекращения снегопада или метели или образования (обнаружения) гололеда до завершения работ по обеспечению требований, указанных в таблицах 3 и 4.
2. На местных дорогах 4 и 5 уровней содержания директивные сроки обработки покрытия ПГМ указаны для опасных участков.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость