«Белавтодор» и Группа высокого уровня

Дороги, как известно, границ в широком понимании этого слова не имеют. Штаб дорожной отрасли Минтранса Беларуси уже многие годы активно участвует в работе ряда международных организаций и формирований, вырабатывающих межгосударственные проекты и решения, касающиеся проблем развития и улучшения транспортного сообщения с сопредельными странами. В конце октября этого года заместитель начальника отдела развития дорожной сети Александр Чернышевич находился в служебной командировке в Брюсселе (Королевство Бельгия), где проходило заседание европейской Группы высокого уровня. Она создана с целью организации работы по продлению главных трансъевропейских транспортных осей в сопредельные страны и регионы. И вот что он рассказал по возвращении в Беларусь:

«Данное европейское формирование было создано в сентябре 2004 года для решения комплекса вопросов, связанных с установлением наилучших связей Евросоюза с сопредельными странами и регионами, определением на перспективу главных транспортных осей и приоритетных проектов их развития. Европейский Союз в прошлом году одобрил общий план строительства и завершения к 2020 году трансъевропейской транспортной сети на его территории. В новом плане инвестиционные приоритеты сконцентрированы на 30 главных транспортных осях, которые в основном обеспечивают дальние и международные связи ЕС. Но не только интересы Евросоюза, но и будущее развитие мировой экономики во многом зависит от принятия правильных решений при прогнозировании транспортной ситуации. И не случайно по поручению директора отдела транспорта Европейской Экономической Комиссии ООН г-на Жозе Капела Феррера региональный советник г-н Мичалис Адамантидис на данном заседании Группы высокого уровня проинформировал собравшихся о ходе разработки проекта Генерального плана трансъевропейских автомагистралей (ТЕМ) и железных дорог (ТЕЖ). Для участия в данном проекте приглашена 21 страна Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, в том числе 5 стран СНГ (Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Грузия, Греция, Венгрия, Италия, Литва, Польша, Молдова, Румыния, Российская Федерация, Сербия и Черногория, Бывшая Югославская Республика — Македония, Турция и Украина), а также Европейская Комиссия, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский банк инвестиций и другие международные организации.

Главная задача проекта ООН — помочь странам-участницам и международным организациям определить долгосрочную стратегию развития европейской транспортной инфраструктуры, а также разработать соответствующую инвестиционную политику. Создаваемый Генеральный план трансъевропейских автомагистралей и железных дорог призван способствовать интеграции и гармонизации транспортной системы Европы и сопредельных государств. При этом очень важно обеспечить баланс внутренних приоритетов государств в развитии инфраструктуры в пределах их собственных границ и созданием эффективной международной сети. Первостепенное значение придается вопросам ликвидации узких мест, установлению недостающих связей, развитию и продлению трансъевропейских транспортных коридоров. Приоритеты, где это возможно, должны отдаваться развитию уже существующей инфраструктуры. В этом направлении уже проделана большая работа. В частности, Группой экспертов отобран 491 проект, в том числе и 318 автодорожных. Стоимость их реализации оценивается в сумму порядка 101 млрд евро, из них автодорожные — 49,5 млрд, железнодорожные — 51,5 млрд евро. В странах — не членах ЕС (Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Грузия, Молдова, Россия, Сербия и Черногория, Украина) планируется реализовать 114 проектов на общую стоимость 22,4 млрд евро. Беларусь представлена 4 проектами: 3 проекта по развитию проходящих по территории страны участков трансъевропейских транспортных коридоров 2, 9 и 9Б, а также проектом развития участка железной дорогой Брест — Минск — Красное.

В настоящее время уже известны предварительные результаты работы Группы высокого уровня. Удалось рассмотреть и одобрить откорректированную с учетом высказанных замечаний и предложений карту 5 главных транспортных осей, связывающих страны ЕС с сопредельными странам и регионами. Главные оси включают в том числе северные оси, связывающие север ЕС с одной стороны с Норвегией, а с другой — через Беларусь с Россией и далее с другими странами. На длительную перспективу предусматривается связь региона Баренцева моря с Норвегией, а также Швеции и Финляндии с Россией. В состав этой оси включена мультимодальная связь Берлин — Варшава — Минск — Москва, мультимодальная связь из портов Балтики в направлении Минск/Москва по маршруту Клайпеда/Калининград — Вильнюс — Минск — Москва. В состав центральной оси включены внутренний водный путь Беларусь — Киев — Одесса (Днепр) и связь на длительную перспективу Минск — Киев. Рекомендовано, чтобы в 2010 году были проведены пересмотр и обновление основных транспортных осей, а также проанализирован ход реализации приоритетных проектов. Подчеркнута важность разработки национальных генеральных планов развития транспортной сети.

Для обеспечения нормального транснационального движения автотранспорта Группа высокого уровня считает важным улучшение состояния дорожной сети для пропуска автотранспортных средств с максимальной нагрузкой на ось 11,5 тонн и максимальной высотой 4 метра. Приоритет должен быть отдан определенным Группой высокого уровня главным транспортным осям. На заседании представитель Генеральной дирекции по вопросам окружающей среды Европейской Комиссии г-н Клод Руам сделал сообщение по вопросам пересекающихся приоритетов при обеспечении охраны окружающей среды. Он отметил, что отрицательное воздействие транспорта на состояние окружающей среды можно оценить в размере 7% ВВП. Выбросы в атмосферу парниковых газов от автомобильного транспорта составляют 84% от их общего количества. Поэтому при выборе главных транспортных осей и приоритетных проектов их развития должна проводиться всесторонняя экологическая оценка воздействия транспорта на окружающую среду. В директиве ЕС «Природа-2000» определена стратегия в части оценки и сокращения негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Надо стремиться к обеспечению принятых в ЕС требований по охране окружающей среды и на территориях сопредельных государств. При подготовке заключительного отчета Группы в рекомендации будет включен раздел по экологической оценке транспортных проектов. На рассмотрение Группы было представлено более 100 проектных предложений для рассмотрения в качестве приоритетных на главных осях. В короткий список из 17 проектов по Северной и Центральной главным трансъевропейским транспортным осям включены и 4 белорусских проекта:

1) железная дорога на участке Брест — Осиновка;
2) железная дорога на участке Гомель — Гудогай;
3) автомобильная дорога Брест — Минск — граница с Россией;
4) автомобильные дороги на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной.

Необходимо отметить, что все белорусские проекты получили поддержку со стороны представителей Германии, России и Литвы. Участие в заседании обеспечило получение достоверной информации о перспективных направлениях развития транспортной сети стран ЕС и укрепление сотрудничества с сопредельными государствами в области транспорта и транспортной инфраструктуры. Обеспечена защита интересов Республики Беларусь в части упрочнения позиций транзитного государства. Представленные белорусские проекты развития проходящих по ее территории участков международных транспортных коридоров одобрены и включены в список приоритетных проектов, что в дальнейшем будет способствовать интеграции транспортной сети нашего государства в Европейскую транспортную систему.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость