Будущее дорог села

В разрабатываемом в настоящее время проекте Государственной программы «Дороги Беларуси» на период 2006-2015 гг. предусматривается
существенно улучшить качество местных дорог. Их протяженность в стране в настоящее время составляет более 66.000 км. Эти дороги имеют огромное значение для социально-экономического развития страны, являются жизненно важными для сельского населения. Но как наиболее эффективно и качественно выполнить поставленную задачу?


Темпы автомобилизации и развитие сельскохозяйственной техники требуют соответствующих технических решений для повышения несущей способности дорог. Нагрузка на ось современного комбайна или трактора способна создать глубокую колею в грунтовой дороге и практически ее уничтожить, а таких дорог более 10 тыс. км только на балансе организаций дорожного хозяйства. Укрепление дорог гравийным покрытием частично решает эту проблему, но создает целый шлейф работ по их содержанию. Ежегодно от прохождения транспорта вместе с пылью и вылетающими из-под колес частицами теряется с покрытия около 1 см его толщины, т.е. требуется периодически досыпать на каждый километр более 120 тонн гравия. Пыль создает дополнительные проблемы местным жителям, особенно на радиоактивно загрязненных территориях. Таких пылящих дорог у нас насчитывается около 30 тыс. км. Кроме того, гравийные дороги имеют такие дефекты, как колейность, гребенка, выбоины и просадки, многие из этих дорог выполнены с дефектами водоотвода и искажениями поперечного профиля.

Эффективным способом улучшения гравийных покрытий является обработка их специальными реагентами, обеспечивающими уменьшение износа, сохранение первоначальной ровности и улучшение санитарно-гигиенического состояния воздушной среды в прилегающих к дорогам населенных пунктах. Учеными Белорусского дорожного инженерно-технического центра, находящегося непосредственно в ведении департамента «Белавтодор» Минтранса Беларуси, совместно со специалистами Минского облдорстроя предложены новые стабилизаторы для гравийных материалов, включающие битумные эмульсии и отходы различных предприятий. Смешение этих материалов производится непосредственно на дороге. Укрепленные таким образом гравийные материалы формируют коагуляционную структуру и характеризуются достаточно высокой водостойкостью. Используя опыт дорожников Франции, в наших условиях апробированы для покрытий местных дорог и плотные холодные асфальтобетонные смеси. Они представляют собой эмульсионно-минеральные композиты со структурой, аналогичной асфальтобетону. Для удаления из уплотненного слоя воды, имеющейся в эмульсии, минеральные материалы предварительно обрабатываются специальными поверхностноактивными веществами. Это ноу-хау французы передали нам на безвозмездной основе как результат многолетней совместной работы по ряду направлений. Такие покрытия на 15-20% дешевле традиционных гравийно- эмульсионных слоев с поверхностной обработкой. В настоящее время широко распространенным кардинальным способом улучшения местной сети дорог является устройство на них асфальтобетонных покрытий. Однако в связи с ростом цен на нефть растет и стоимость битума — основного составляющего асфальтобетона. Каким может быть выход из этой ситуации?

Сама собой напрашивается мысль о целесообразности вернуться к строительству бетонных дорог. Экономика сегодняшнего дня показывает, что стоимость 1 тонны материалов у подрядчика (франко-объект) в Минской области (данные филиала «Информавтодор» нашего инженерно-технического центра) составляет: асфальтобетон тип Б плотный — 63-65 тыс. руб., тип В пористый — 50-54 тыс. руб., цементобетон — В25, F300, W6 — 39,2 тыс. руб. Если из этих материалов устроить 1 мІ дорожного покрытия, то для цементобетона толщиной 15 см его стоимость составит 14,42 тыс. руб., а для двух слоев асфальтобетона (4 см типа Б и 6 см типа В) — 14,11 тыс. руб. Принимая во внимание то, что срок службы цементобетонных покрытий почти в 2 раза превосходит срок службы асфальтобетонных, а затраты на ремонт и содержание ощутимо ниже, строительство бетонных дорог становится выгодным. Опыт строительства сельских бетонных дорог организации дорожного хозяйства имеют довольно богатый. Кое-где сохранились укладчики фирмы «Гомако», которые позволили построить прекрасные дороги. Пример — автодорога Радивонишки — Конюшаны — Ходоровцы (ДРСУ-157, г. Лида). Построенная в 1986 году, она ни разу не ремонтировалась, хотя каждый год подвергалась воздействию противогололедных солей. Участок асфальтобетонного покрытия на этой дороге, устроенный одновременно с цементобетонным, уже полностью разрушился. Учитывая наличие в Республике Беларусь мощных предприятий по выпуску цемента, в том числе пригодного для дорожных работ, было бы целесообразным для строительства дорог на селе предусмотреть в Программе «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы конкретные мероприятия по техническому перевооружению дорожных организаций и определить объемы работ на местных дорогах.

Обеспечивая наибольшую долговечность сельских дорог, не следует забывать и об их эстетической привлекательности на фоне неповторимой белорусской природы. Содержание их в чистоте и порядке, обустройство гармоничными элементами озеленения, обеспечение площадками для туристического осмотра окрестностей и отдыха является составной частью развития местных дорог. А у нас есть на что посмотреть, есть что показать. Взять те же прекрасные исторические места на дорогах Беларуси. Но не все знают, как их отыскать на местности. Поэтому совместно с Министерством спорта и туризма было бы целесообразным составить подробные карты и организовать маршрутное ориентирование на дорогах. Это, на наш взгляд, тоже должно стать составляющей частью программы «Дороги Беларуси». В последнее время в моду входит и экологический туризм. Беларусь в Европе — это не просто зеленое пространство, а участок самобытной природы с редким сочетанием животного и растительного мира. Местные дороги ведут к во многом первозданным лесам, озерам и рекам, дубравам и лугам. Экологи филиала «Институт дорожных исследований» инженерно-технического центра изучили влияние транспорта на экологию заповедных территорий. Ведь без соответствующего обустройства местных дорог можно нанести непоправимый вред живой природе, ее биоразнообразию. Так, предохранительные мероприятия в местах миграции животных должны стать обязательным условием эксплуатации таких дорог. Проведение в ближайшие годы в жизнь всего перечисленного позволило бы дать новое дыхание мероприятиям, направленным на возрождение и развитие богатых историей и самобытной культурой небольших белорусских городов и сел, на перспективу сэкономило бы средства, вкладываемые в местную сеть дорог.

Подготовили Алексей БУСЕЛ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость