Дороги Беларуси: взгляд в будущее

Последняя неделя сентября выдалась у дорожников весьма плодотворной и событийной — в департаменте «Белавтодор» состоялось открытие Музея истории дорожного хозяйства, представлена новая книга «Золотые пояса Беларуси». Прошли также коллегия и пресс-конференция по развитию дорожной отрасли в ближайшие годы.

Перспективы белорусских дорог


Беларусь по праву можно назвать дорожной державой. Государственная стратегия ее социально-экономического развития, как и других динамично развивающихся стран, зиждется на понимании того, что эффективное функционирование экономики государства жестко зависит от надежно функционирующей широко разветвленной и как можно более качественной сети автомобильных дорог. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2005 составила 81.471 км, из которых 15.377 км республиканские дороги и 66.094 км — местные. Только за 1997-2004 гг. (за период реализации государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997-2005 гг.) реконструировано и построено 1188 км дорог общего пользования, в том числе 272 км республиканских и 916 км местных. Выполнен капитальный ремонт 3811 км дорог общего пользования, в том числе 1404 км республиканских и 2407 км местных. В целом же намечалось сделать значительно больше, но, как известно, не хватало средств. Руководствуясь поручениями президента Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2003 №1682, в настоящее время под объемы реального финансирования разработан проект государственной программы «Дороги Беларуси на 2006-2015 годы». Этот документ сейчас готовится для внесения в Совмин. Общий объем финансирования программы составляет 17.686 млрд руб., из них для республиканских дорог — 12.289 млрд руб., для местных — 5397 млрд руб. При формировании перечней объектов капитального ремонта республиканских дорог в первую очередь учитывалось состояние дорог в соответствии с данными диагностики. При формировании перечней объектов реконструкции и строительства учитывались перспективная интенсивность движения, а также срок окупаемости инвестиций, который определен по каждому вновь начинаемому объекту и составляет от 2,8 до 9 лет.

Важнейшие объекты

Будет продолжено развитие важнейших республиканских дорог: М-3 Минск — Витебск, М-4 Минск — Могилев, М-5 Минск — Гомель, М-6 Минск — Гродно. М- 11/Е85 граница с Литвой — Лида — Слоним — Бытень, Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь и др. За период 2006-2015 гг. намечено выполнить следующие объемы работ: текущий ремонт — 47.446 км, в т.ч. республиканских — 24.541 км, местных — 22.905 км; капитальный ремонт 18.025 км, в т.ч. республиканских — 5515 км, местных — 12.510 км; реконструкцию и строительство 1158 км, в т.ч. республиканских — 708 км, местных — 450 км. По мостам: капитальный ремонт — 25.523 пог. м, в т.ч. на республиканских дорогах — 18.221 пог. м, на местных — 7302 пог. м, реконструкцию и строительство — 3787 пог. м, в т.ч. на республиканских дорогах — 2613 пог. м, на местных — 1174 пог. м. На местных автомобильных дорогах предусмотрены мероприятия, определенные государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Всего за 2006-2010 годы намечено осуществить ремонт, реконструкцию и строительство 16.656 км дорог. В результате подъезды от райцентров к агрогородкам и от агрогородков к центральным усадьбам сельхозпредприятий будут иметь асфальтобетонное покрытие.

Результаты работ

В программе определены основные направления деятельности в области повышения безопасности дорожного движения, развития научно-технического прогресса, кадрового обеспечения, развития придорожного сервиса. В результате реализации программы к 2016 году будет улучшено транспортно- эксплуатационное состояние республиканских дорог, уменьшится с 10.729 км до 4557 км протяженность участков дорог с превышенными межремонтными сроками по капитальному ремонту. Протяженность республиканских дорог, находящихся в хорошем состоянии, увеличится с 4975 км до 8607 км. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность намечаемых мероприятий, среднегодовой эффект на 1 рубль затрат оценивается в размере 1,57 рубля. Выполнение программы позволит обеспечить ежегодный прирост ВВП в размере 1,1 трлн рублей, или на 2,2%.

Международные коридоры

Дороги не имеют границ. Одним из основных приоритетов государственной транспортной политики Республики Беларусь является интеграция главных магистральных дорог в европейскую транспортную систему. Результаты исследований ученых ЕС в области развития транспортных потоков свидетельствуют о том, что в перспективный период будут быстро развиваться торговля и грузовые перевозки. К 2020 году ожидается рост объема межрегиональных наземных перевозок между ЕС и сопредельными странами более чем на 100%. Хорошие транспортные связи являются основой для обеспечения роста торговли и устойчивого экономического и социального развития как стран ЕС, так и сопредельных стран. Важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов через территорию Беларуси являются два трансъевропейских транспортных коридора, определенные по международной классификации под номером II (Запад — Восток) и под номером IX (Север — Юг) с ответвлением 1ХБ, по которым ежегодно транзитом проезжает более 330 тысяч грузовых и около 1 миллиона легковых иностранных автотранспортных средств. В проекте государственной программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. предусмотрено развитие автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров. На основании анализа существующей и расчета перспективной интенсивности движения транспортных потоков определена экономическая эффективность вложения инвестиций в развитие международных транспортных коридоров, а на ее основе — этапы их развития. Всего на развитие транспортных коридоров в 2006-2015 гг. планируется направить 1426 млрд рублей, в том числе в 2006-2010 гг. — 822 млрд рублей, в 2011-2016 гг. — 604 млрд рублей. Намечено выполнить реконструкцию 76 км и капитальный ремонт 1330 км дорог.

По транспортному коридору №2 на автомобильной дороге М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией намечено выполнить ремонт 546 км и направить на эти цели 606 млрд рублей. На всем протяжении дорога обеспечит пропуск автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн. По транспортному коридору №9 на автомобильной дороге М-8/Е95 граница с Россией — Витебск — Гомель — граница с Украиной в связи с невысокой интенсивностью движения автотранспорта реконструкция дороги экономически нецелесообразна, т.к. срок окупаемости капитальных вложений составит 28 лет при нормативном сроке 8 лет. К 2010 году предусмотрено выполнение капитального ремонта участков дороги общей протяженностью 445 км, направив на это 316 млрд рублей. Будет полностью восстановлена несущая способность этого транспортного коридора и доведена до норматива 10 тонн на ось на всем протяжении.

Решением Европейской комиссии от 29 сентября 2004 г. создана группа высокого уровня по продлению главных трансъевропейских транспортных осей в сопредельные страны и регионы. Она должна подготовить предложения Европейской комиссии по вопросам, связанным с установлением наилучших связей ЕС с сопредельными странами и регионами, определить ограниченное количество главных транспортных осей и приоритетные проекты их развития. Ее основная политическая задача — не создать новой линии разграничения в Европе и обеспечить решение проблемы узких мест на главных транспортных осях. В состав группы высокого уровня входят и представители нашей страны. На основании анализа существующих и перспективных на период до 2020 года транспортных потоков предложены и одобрены 5 главных осей, связывающих страны ЕС с сопредельными странами. Среди них имеются и участки важнейших белорусских транспортных магистралей. На рассмотрение группе было представлено пять белорусских проектов. Среди них — модернизация автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией и автомобильных дорог на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной. Оценка проектов производится с точки зрения общеевропейского интереса, существующих и перспективных транспортных потоков, расположения на приоритетных транспортных осях. По предварительным результатам рассмотрения белорусских проектов было отмечено следующее:

. Проект модернизации автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией поддержан представителями Польши, Германии и России и рассматривается как перспективный для включения в перечень приоритетных проектов.
. Проект модернизации автомобильных дорог на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной поддержан представителем Литвы.
Беларусь, находящаяся в центре Европы, с оптимизмом смотрит в будущее. Цивилизованно осознавая, что добротные автомобильные дороги являются надежной основой поступательного социально-экономического развития страны, наша страна проводит целенаправленную работу по их совершенствованию.

Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость