Дороги Беларуси: взгляд в будущее
Последняя неделя сентября выдалась у дорожников весьма плодотворной и событийной — в департаменте «Белавтодор» состоялось открытие Музея истории дорожного хозяйства, представлена новая книга «Золотые пояса Беларуси». Прошли также коллегия и пресс-конференция по развитию дорожной отрасли в ближайшие годы.
Перспективы белорусских дорог
Беларусь по праву можно назвать дорожной державой. Государственная стратегия ее социально-экономического развития, как и других динамично развивающихся стран, зиждется на понимании того, что эффективное функционирование экономики государства жестко зависит от надежно функционирующей широко разветвленной и как можно более качественной сети автомобильных дорог. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2005 составила 81.471 км, из которых 15.377 км республиканские дороги и 66.094 км — местные. Только за 1997-2004 гг. (за период реализации государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997-2005 гг.) реконструировано и построено 1188 км дорог общего пользования, в том числе 272 км республиканских и 916 км местных. Выполнен капитальный ремонт 3811 км дорог общего пользования, в том числе 1404 км республиканских и 2407 км местных. В целом же намечалось сделать значительно больше, но, как известно, не хватало средств. Руководствуясь поручениями президента Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2003 №1682, в настоящее время под объемы реального финансирования разработан проект государственной программы «Дороги Беларуси на 2006-2015 годы». Этот документ сейчас готовится для внесения в Совмин. Общий объем финансирования программы составляет 17.686 млрд руб., из них для республиканских дорог — 12.289 млрд руб., для местных — 5397 млрд руб. При формировании перечней объектов капитального ремонта республиканских дорог в первую очередь учитывалось состояние дорог в соответствии с данными диагностики. При формировании перечней объектов реконструкции и строительства учитывались перспективная интенсивность движения, а также срок окупаемости инвестиций, который определен по каждому вновь начинаемому объекту и составляет от 2,8 до 9 лет.
Важнейшие объекты
Будет продолжено развитие важнейших республиканских дорог: М-3 Минск — Витебск, М-4 Минск — Могилев, М-5 Минск — Гомель, М-6 Минск — Гродно. М- 11/Е85 граница с Литвой — Лида — Слоним — Бытень, Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь и др. За период 2006-2015 гг. намечено выполнить следующие объемы работ: текущий ремонт — 47.446 км, в т.ч. республиканских — 24.541 км, местных — 22.905 км; капитальный ремонт 18.025 км, в т.ч. республиканских — 5515 км, местных — 12.510 км; реконструкцию и строительство 1158 км, в т.ч. республиканских — 708 км, местных — 450 км. По мостам: капитальный ремонт — 25.523 пог. м, в т.ч. на республиканских дорогах — 18.221 пог. м, на местных — 7302 пог. м, реконструкцию и строительство — 3787 пог. м, в т.ч. на республиканских дорогах — 2613 пог. м, на местных — 1174 пог. м. На местных автомобильных дорогах предусмотрены мероприятия, определенные государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Всего за 2006-2010 годы намечено осуществить ремонт, реконструкцию и строительство 16.656 км дорог. В результате подъезды от райцентров к агрогородкам и от агрогородков к центральным усадьбам сельхозпредприятий будут иметь асфальтобетонное покрытие.
Результаты работ
В программе определены основные направления деятельности в области повышения безопасности дорожного движения, развития научно-технического прогресса, кадрового обеспечения, развития придорожного сервиса. В результате реализации программы к 2016 году будет улучшено транспортно- эксплуатационное состояние республиканских дорог, уменьшится с 10.729 км до 4557 км протяженность участков дорог с превышенными межремонтными сроками по капитальному ремонту. Протяженность республиканских дорог, находящихся в хорошем состоянии, увеличится с 4975 км до 8607 км. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность намечаемых мероприятий, среднегодовой эффект на 1 рубль затрат оценивается в размере 1,57 рубля. Выполнение программы позволит обеспечить ежегодный прирост ВВП в размере 1,1 трлн рублей, или на 2,2%.
Международные коридоры
Дороги не имеют границ. Одним из основных приоритетов государственной транспортной политики Республики Беларусь является интеграция главных магистральных дорог в европейскую транспортную систему. Результаты исследований ученых ЕС в области развития транспортных потоков свидетельствуют о том, что в перспективный период будут быстро развиваться торговля и грузовые перевозки. К 2020 году ожидается рост объема межрегиональных наземных перевозок между ЕС и сопредельными странами более чем на 100%. Хорошие транспортные связи являются основой для обеспечения роста торговли и устойчивого экономического и социального развития как стран ЕС, так и сопредельных стран. Важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов через территорию Беларуси являются два трансъевропейских транспортных коридора, определенные по международной классификации под номером II (Запад — Восток) и под номером IX (Север — Юг) с ответвлением 1ХБ, по которым ежегодно транзитом проезжает более 330 тысяч грузовых и около 1 миллиона легковых иностранных автотранспортных средств. В проекте государственной программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. предусмотрено развитие автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров. На основании анализа существующей и расчета перспективной интенсивности движения транспортных потоков определена экономическая эффективность вложения инвестиций в развитие международных транспортных коридоров, а на ее основе — этапы их развития. Всего на развитие транспортных коридоров в 2006-2015 гг. планируется направить 1426 млрд рублей, в том числе в 2006-2010 гг. — 822 млрд рублей, в 2011-2016 гг. — 604 млрд рублей. Намечено выполнить реконструкцию 76 км и капитальный ремонт 1330 км дорог.
По транспортному коридору №2 на автомобильной дороге М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией намечено выполнить ремонт 546 км и направить на эти цели 606 млрд рублей. На всем протяжении дорога обеспечит пропуск автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн. По транспортному коридору №9 на автомобильной дороге М-8/Е95 граница с Россией — Витебск — Гомель — граница с Украиной в связи с невысокой интенсивностью движения автотранспорта реконструкция дороги экономически нецелесообразна, т.к. срок окупаемости капитальных вложений составит 28 лет при нормативном сроке 8 лет. К 2010 году предусмотрено выполнение капитального ремонта участков дороги общей протяженностью 445 км, направив на это 316 млрд рублей. Будет полностью восстановлена несущая способность этого транспортного коридора и доведена до норматива 10 тонн на ось на всем протяжении.
Решением Европейской комиссии от 29 сентября 2004 г. создана группа высокого уровня по продлению главных трансъевропейских транспортных осей в сопредельные страны и регионы. Она должна подготовить предложения Европейской комиссии по вопросам, связанным с установлением наилучших связей ЕС с сопредельными странами и регионами, определить ограниченное количество главных транспортных осей и приоритетные проекты их развития. Ее основная политическая задача — не создать новой линии разграничения в Европе и обеспечить решение проблемы узких мест на главных транспортных осях. В состав группы высокого уровня входят и представители нашей страны. На основании анализа существующих и перспективных на период до 2020 года транспортных потоков предложены и одобрены 5 главных осей, связывающих страны ЕС с сопредельными странами. Среди них имеются и участки важнейших белорусских транспортных магистралей. На рассмотрение группе было представлено пять белорусских проектов. Среди них — модернизация автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией и автомобильных дорог на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной. Оценка проектов производится с точки зрения общеевропейского интереса, существующих и перспективных транспортных потоков, расположения на приоритетных транспортных осях. По предварительным результатам рассмотрения белорусских проектов было отмечено следующее:
. Проект модернизации автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией поддержан представителями Польши, Германии и России и рассматривается как перспективный для включения в перечень приоритетных проектов.
. Проект модернизации автомобильных дорог на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной поддержан представителем Литвы.
Беларусь, находящаяся в центре Европы, с оптимизмом смотрит в будущее. Цивилизованно осознавая, что добротные автомобильные дороги являются надежной основой поступательного социально-экономического развития страны, наша страна проводит целенаправленную работу по их совершенствованию.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Перспективы белорусских дорог
Беларусь по праву можно назвать дорожной державой. Государственная стратегия ее социально-экономического развития, как и других динамично развивающихся стран, зиждется на понимании того, что эффективное функционирование экономики государства жестко зависит от надежно функционирующей широко разветвленной и как можно более качественной сети автомобильных дорог. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2005 составила 81.471 км, из которых 15.377 км республиканские дороги и 66.094 км — местные. Только за 1997-2004 гг. (за период реализации государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997-2005 гг.) реконструировано и построено 1188 км дорог общего пользования, в том числе 272 км республиканских и 916 км местных. Выполнен капитальный ремонт 3811 км дорог общего пользования, в том числе 1404 км республиканских и 2407 км местных. В целом же намечалось сделать значительно больше, но, как известно, не хватало средств. Руководствуясь поручениями президента Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2003 №1682, в настоящее время под объемы реального финансирования разработан проект государственной программы «Дороги Беларуси на 2006-2015 годы». Этот документ сейчас готовится для внесения в Совмин. Общий объем финансирования программы составляет 17.686 млрд руб., из них для республиканских дорог — 12.289 млрд руб., для местных — 5397 млрд руб. При формировании перечней объектов капитального ремонта республиканских дорог в первую очередь учитывалось состояние дорог в соответствии с данными диагностики. При формировании перечней объектов реконструкции и строительства учитывались перспективная интенсивность движения, а также срок окупаемости инвестиций, который определен по каждому вновь начинаемому объекту и составляет от 2,8 до 9 лет.
Важнейшие объекты
Будет продолжено развитие важнейших республиканских дорог: М-3 Минск — Витебск, М-4 Минск — Могилев, М-5 Минск — Гомель, М-6 Минск — Гродно. М- 11/Е85 граница с Литвой — Лида — Слоним — Бытень, Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь и др. За период 2006-2015 гг. намечено выполнить следующие объемы работ: текущий ремонт — 47.446 км, в т.ч. республиканских — 24.541 км, местных — 22.905 км; капитальный ремонт 18.025 км, в т.ч. республиканских — 5515 км, местных — 12.510 км; реконструкцию и строительство 1158 км, в т.ч. республиканских — 708 км, местных — 450 км. По мостам: капитальный ремонт — 25.523 пог. м, в т.ч. на республиканских дорогах — 18.221 пог. м, на местных — 7302 пог. м, реконструкцию и строительство — 3787 пог. м, в т.ч. на республиканских дорогах — 2613 пог. м, на местных — 1174 пог. м. На местных автомобильных дорогах предусмотрены мероприятия, определенные государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Всего за 2006-2010 годы намечено осуществить ремонт, реконструкцию и строительство 16.656 км дорог. В результате подъезды от райцентров к агрогородкам и от агрогородков к центральным усадьбам сельхозпредприятий будут иметь асфальтобетонное покрытие.
Результаты работ
В программе определены основные направления деятельности в области повышения безопасности дорожного движения, развития научно-технического прогресса, кадрового обеспечения, развития придорожного сервиса. В результате реализации программы к 2016 году будет улучшено транспортно- эксплуатационное состояние республиканских дорог, уменьшится с 10.729 км до 4557 км протяженность участков дорог с превышенными межремонтными сроками по капитальному ремонту. Протяженность республиканских дорог, находящихся в хорошем состоянии, увеличится с 4975 км до 8607 км. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность намечаемых мероприятий, среднегодовой эффект на 1 рубль затрат оценивается в размере 1,57 рубля. Выполнение программы позволит обеспечить ежегодный прирост ВВП в размере 1,1 трлн рублей, или на 2,2%.
Международные коридоры
Дороги не имеют границ. Одним из основных приоритетов государственной транспортной политики Республики Беларусь является интеграция главных магистральных дорог в европейскую транспортную систему. Результаты исследований ученых ЕС в области развития транспортных потоков свидетельствуют о том, что в перспективный период будут быстро развиваться торговля и грузовые перевозки. К 2020 году ожидается рост объема межрегиональных наземных перевозок между ЕС и сопредельными странами более чем на 100%. Хорошие транспортные связи являются основой для обеспечения роста торговли и устойчивого экономического и социального развития как стран ЕС, так и сопредельных стран. Важнейшими маршрутами при перевозке транзитных грузов через территорию Беларуси являются два трансъевропейских транспортных коридора, определенные по международной классификации под номером II (Запад — Восток) и под номером IX (Север — Юг) с ответвлением 1ХБ, по которым ежегодно транзитом проезжает более 330 тысяч грузовых и около 1 миллиона легковых иностранных автотранспортных средств. В проекте государственной программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. предусмотрено развитие автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров. На основании анализа существующей и расчета перспективной интенсивности движения транспортных потоков определена экономическая эффективность вложения инвестиций в развитие международных транспортных коридоров, а на ее основе — этапы их развития. Всего на развитие транспортных коридоров в 2006-2015 гг. планируется направить 1426 млрд рублей, в том числе в 2006-2010 гг. — 822 млрд рублей, в 2011-2016 гг. — 604 млрд рублей. Намечено выполнить реконструкцию 76 км и капитальный ремонт 1330 км дорог.
По транспортному коридору №2 на автомобильной дороге М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией намечено выполнить ремонт 546 км и направить на эти цели 606 млрд рублей. На всем протяжении дорога обеспечит пропуск автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн. По транспортному коридору №9 на автомобильной дороге М-8/Е95 граница с Россией — Витебск — Гомель — граница с Украиной в связи с невысокой интенсивностью движения автотранспорта реконструкция дороги экономически нецелесообразна, т.к. срок окупаемости капитальных вложений составит 28 лет при нормативном сроке 8 лет. К 2010 году предусмотрено выполнение капитального ремонта участков дороги общей протяженностью 445 км, направив на это 316 млрд рублей. Будет полностью восстановлена несущая способность этого транспортного коридора и доведена до норматива 10 тонн на ось на всем протяжении.
Решением Европейской комиссии от 29 сентября 2004 г. создана группа высокого уровня по продлению главных трансъевропейских транспортных осей в сопредельные страны и регионы. Она должна подготовить предложения Европейской комиссии по вопросам, связанным с установлением наилучших связей ЕС с сопредельными странами и регионами, определить ограниченное количество главных транспортных осей и приоритетные проекты их развития. Ее основная политическая задача — не создать новой линии разграничения в Европе и обеспечить решение проблемы узких мест на главных транспортных осях. В состав группы высокого уровня входят и представители нашей страны. На основании анализа существующих и перспективных на период до 2020 года транспортных потоков предложены и одобрены 5 главных осей, связывающих страны ЕС с сопредельными странами. Среди них имеются и участки важнейших белорусских транспортных магистралей. На рассмотрение группе было представлено пять белорусских проектов. Среди них — модернизация автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией и автомобильных дорог на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной. Оценка проектов производится с точки зрения общеевропейского интереса, существующих и перспективных транспортных потоков, расположения на приоритетных транспортных осях. По предварительным результатам рассмотрения белорусских проектов было отмечено следующее:
. Проект модернизации автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией поддержан представителями Польши, Германии и России и рассматривается как перспективный для включения в перечень приоритетных проектов.
. Проект модернизации автомобильных дорог на маршруте граница с Литовской Республикой — Минск — Гомель — граница с Украиной поддержан представителем Литвы.
Беларусь, находящаяся в центре Европы, с оптимизмом смотрит в будущее. Цивилизованно осознавая, что добротные автомобильные дороги являются надежной основой поступательного социально-экономического развития страны, наша страна проводит целенаправленную работу по их совершенствованию.
Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2005 год в рубрике дороги